Русский язык в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( урок 71 )
«ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.»
(Урок открытия новых знаний.)
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
Танцура Татьяна Григорьевна
Цели:
- ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, познакомиться с алгоритмом написания ь после шипящих на конце имён существительных.
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической
и диалогической формами речи
Оборудование : учебник, карточки с заданием, «Рабочая тетрадь» к учебнику, тетрадь,
универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3 класс» к учебнику С.В. Иванова, лист
самооценки
Ход урока
- Организационный момент.
- Чистописание.
лью пью вью ель мель лень
Ш. Языковая разминка.
- Возьмите карточки с заданием.
1 вариант : Кот разлил на скатерть тушь.
2 вариант: К конкурсу Михаил разучивает туш.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Графически обозначьте все знакомые орфограммы.
- Работая в паре сгруппируйте орфограммы, назовите их:
А) орфограммы в корне
Б) орфограммы в приставке
В) орфограммы пробелы
- Оцените свою работу. Если нет ошибок, поставьте в первую графу листа самооценки «5», если есть одна ошибка – «4», если две ошибки – «3».
- Лексическое значение слов тушь и туш.
http://www.ozhegov.org/words/36683.shtml-( электронный образовательный ресурс толковый словарь Ожегова.)
- Работая в паре, подберите синонимы к каждому слову.
- Выполните фонетический разбор слов по вариантам:
- 1 вариант: тушь
-2 вариант : туш
ш. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?
щупальца контрольная вечность | платье польёт ладья |
|
IV. Постановка проблемы.
– Сравните написание слов тушь и туш.
- Дайте характеристику звуку [ш].
- Какова же роль ь в написании слова тушь ? ( Свободные высказывания учащихся ).
- Прочитайте название темы
- Назовите ключевые слова ( ь, шипящие, существительные, конец слова ).
- Назовите шипящие согласные звуки .([ч,], [щ,], [ш], [ж] ).
Графическое обозначение названия параграфа:
Сущ.
Ч
Щ Ь – конец слова
Ш
Ж
- Работа по учебнику в парах.
- Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ).
- В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других – нет буквы ь ).
- Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
(Вопрос записывается на доску.)
V. Определение цели урока.
- Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
VI. Поиск решения. Открытие нового.
- Упражнение 1 выполняется в парах по заданиям учителя:
- Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ).
- Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся).
- Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ? ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ).
VII. Первичное закрепление.
- Прочитайте (рубрика «Обрати внимание»), сравните с выводом, который вы сделали сами.
- Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите.
- Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ).
- Назовите главное в выборе написания ь. ( Род имени существительного ).
- Объединитесь в группы ( две соседние парты ), составьте алгоритм правописания существительных с шипящим на конце.
- Отчёт групп, обсуждение, сравнение с алгоритмом в презентации.
Это имя существительное ? | |
Да | Нет |
Этой орфограммы нет в слове. |
Есть ли шипящий на конце слова ? | |
Да | Нет |
Это женский род ? | |
Да | Нет |
Стоит в начальной форме ? | |
Да | Нет |
Пишу ь. |
- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки во вторую графу.
- Работая в группе, проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах :
- 1 группа : меч, горечь,
- 2 группа : ночь, карандаш
- 3 группа : дочь, вещь
- 4 группа : борщ, печаль
- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 3.
VIII. Физкультминутка.
IX. Развитие орфографических умений.
1. Упражнение 1.
- Прочитайте задание.
- Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ).
Учащиеся выполняют самостоятельно, а один ученик работает у доски. Проверка коллективная.
- Самооценка в графу №4
2 . Упражнение 1 в «Рабочей тетради».
- Выполняется по заданию. (Проверка в парах)
3. Блиц-турнир. Для проведения блиц-турнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3 класс»
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 5.
4. Упражнения 2,3
- Выполняются по заданию самостоятельно (Запиши слова в 2 столбика, выпиши из текста). Два ученика работают за скрытыми досками. Проверка коллективная.
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 6,7.
X. Итог урока.
- Подведём итог урока.
- Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ?
- На основе правила и составленного алгоритма внесите дополнение в графическое обозначение параграфа.
Сущ.
Ч
Щ Ь – конец слова - род
Ш
Ж
XI. Рефлексия.
- При помощи символа – смайлика в графе «Самооценка урока» оцените свою работу на уроке.
XII. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: стр. 46,47 упражнения 2,3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...
Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...
рабочая программа по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Данная программа может быть использована учителями, работающими по программе "Начальная школа 21 века"...