Русский язык в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Танцура Татьяна Григорьевна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе по  УМК «Начальная школа XXI века» (  урок  71 )
«ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.»

(Урок открытия новых знаний.)

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

Танцура Татьяна Григорьевна                             

Цели:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, познакомиться с алгоритмом написания ь после шипящих на конце имён существительных.
  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий

регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму

      личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения

познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов

      коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической  

      и диалогической формами речи

Оборудование :  учебник, карточки с заданием, «Рабочая тетрадь» к учебнику, тетрадь,

универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3 класс» к учебнику С.В. Иванова, лист

самооценки

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.

лью       пью     вью    ель     мель   лень

Ш. Языковая разминка.

- Возьмите карточки с заданием.

1 вариант : Кот разлил на скатерть тушь.

2 вариант: К конкурсу Михаил разучивает туш.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Графически обозначьте все знакомые орфограммы.

- Работая в паре сгруппируйте орфограммы, назовите их:

А) орфограммы в корне

Б) орфограммы в приставке

В) орфограммы пробелы

- Оцените свою работу. Если нет ошибок, поставьте в первую графу листа самооценки «5», если есть одна ошибка – «4», если две ошибки – «3».

- Лексическое значение слов тушь и туш.

http://www.ozhegov.org/words/36683.shtml-( электронный образовательный ресурс толковый словарь Ожегова.)

- Работая в паре, подберите синонимы к каждому слову.

- Выполните фонетический разбор слов по вариантам:

- 1 вариант: тушь

-2 вариант : туш

ш. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?

щупальца

контрольная

вечность

платье

польёт

ладья

 

     IV. Постановка проблемы.

– Сравните написание слов тушь и туш.

- Дайте характеристику звуку [ш].

- Какова же роль ь в написании слова тушь ? ( Свободные высказывания учащихся ).

- Прочитайте название темы

- Назовите ключевые слова ( ь, шипящие, существительные, конец слова ).

- Назовите шипящие согласные звуки .([ч,],  [щ,],  [ш],  [ж] ).

Графическое обозначение названия параграфа:

      Сущ.

       Ч     

       Щ      Ь – конец слова

       Ш

       Ж

- Работа по учебнику в парах.

- Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ).

- В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других – нет буквы ь ).

- Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

(Вопрос записывается на доску.)

V. Определение цели урока.

- Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

VI. Поиск решения. Открытие нового.

- Упражнение 1 выполняется в парах по заданиям учителя:

- Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ).

- Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся).

- Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ?  ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ).

VII. Первичное закрепление.

- Прочитайте (рубрика «Обрати внимание»), сравните с выводом, который вы сделали сами.

-  Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите.

- Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ).

- Назовите главное в выборе написания ь. ( Род имени существительного ).

- Объединитесь в группы ( две соседние парты ), составьте алгоритм правописания существительных с шипящим на конце.

- Отчёт групп, обсуждение, сравнение с алгоритмом в презентации.

Это имя существительное ?

Да

Нет

Этой орфограммы нет в слове.

Есть ли шипящий на конце слова ?

Да

Нет

Это женский род ?

Да

Нет

Не пишу ь.

Стоит в начальной форме ?

Да

Нет

Пишу ь.

- Самооценка группы.  Отметку поставьте на лист самооценки во вторую графу.

- Работая в группе, проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах :

- 1 группа : меч, горечь,

- 2 группа : ночь, карандаш

- 3 группа : дочь, вещь

- 4 группа : борщ, печаль

- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 3.

VIII.  Физкультминутка.

     IX.    Развитие орфографических умений.

1. Упражнение 1.

- Прочитайте задание.

- Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ). 

 Учащиеся выполняют самостоятельно, а  один ученик работает у доски. Проверка коллективная.

- Самооценка в графу №4

2 . Упражнение 1 в «Рабочей тетради».

- Выполняется по заданию. (Проверка в парах)

3. Блиц-турнир. Для проведения блиц-турнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3 класс» 

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 5.

4. Упражнения 2,3

- Выполняются по заданию самостоятельно (Запиши слова в 2 столбика, выпиши из текста). Два ученика работают за скрытыми досками. Проверка коллективная.

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 6,7.

X.   Итог урока.

- Подведём итог урока.

- Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ?

- На основе правила и составленного алгоритма внесите дополнение в графическое обозначение параграфа.

       Сущ.

       Ч     

       Щ     Ь – конец слова - род 

       Ш

       Ж

 

XI.   Рефлексия.

- При помощи символа – смайлика   в графе «Самооценка урока» оцените свою работу на уроке.

XII.  Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: стр. 46,47 упражнения 2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...

Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой  четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...

рабочая программа по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Данная программа может быть использована учителями, работающими по программе "Начальная школа 21 века"...