пояснительная записка к учебной программе по русскому языку для обучающихся 3 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_russkiy_yazyk.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предусмотрена для учащихся 3 класса ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует умственному и речевому развитию.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.
1 группа. Учащиеся могут самостоятельно списывать с печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
2 группа. Учащиеся 2 группы работают медленнее, им дается меньший объём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу, при письме под диктовку им необходима помощь учителя.
3 группа. Учащиеся 3 группы с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Учащимся трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. На слух не пишут. Читают медленно, по слогам.
4 группа. Учащиеся работают по индивидуальной программе для умеренно умственно отсталых учащихся.
Согласно учебному плану 2014 – 2015 учебного года на изучение русского языка в 3 классе отводится следующее количество часов:
Период | кол-во часов |
Неделя | 3 ч. |
Год | 101ч |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основании:
Новоселова Н.А, Шлыкова А.А.Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1 -X классы) - Екатеринбург: Центр "Учебная книга", 2004, 136 с.
Содержательный минимум образования
Звуки и буквы. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких и др.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Формирование навыков правописания.
Предложение. Формирование у школьников навыков построения сложного предложения; закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
Связная речь. Развитие фонематического слуха и правильного произношения, обогащение и уточнение словаря, обучение построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным движением мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в написании строчных и прописных букв и их соединении, что предупреждает появление орфографических ошибок, в списывании рукописного и печатного текста.
Цель обучения: создание условий для коррекции и развития коммуникативной функции речи у учащегося на уроках русского (родного) языка для дальнейшей интеграции в обществе.
Задачи программы обучения:
- развитие устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
- формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно - деятельностную, ценностно - ориентационную).
1.Предметно-информационная.
- Формирование знаний о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
- Формирование знаний о различных разрядах слов - названий предметов, действий, признаков.
- Формирование знания составлять и различать предложения по интонации;
- Формирование знаний постановки пунктуационных знаков (точки, знака вопроса, восклицательного знака).
- Формирование знаний последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2.Деятельностно-коммуникативная.
- Развитие умений составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
- Развитие умений анализировать слова по звуковому составу.
- Развитие умений различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные.
- Развитие умений определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.
- Развитие умений списывать текст целыми словами
- Формирование навыка связных устных и письменных высказываний.
- Развитие умений писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
- Развитие умений правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
- Развитие речи учащихся.
3.Ценностно - ориентационная:
- Воспитание элементарных навыков грамотного письма.
- Воспитание аккуратности письма в тетради.
- Воспитание нравственных качеств, целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности.
- Воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля.
Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей:
- коррекция и формирование у ребенка четких зрительно – двигательных образов каждой письменной буквы, графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
- воспитание умений общения в обществе.
Компетенции:
- Предметные
1) Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:
- Овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом, рассуждением.
- Давать полный словесный ответ.
- Формирование умений и навыков использования умений в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
- Развитие умения комментировать свои действия.
2) Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:
- Овладение элементарными сведениями по грамматике, усвоение которых важно для выработки достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка, в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
- Овладение элементарными знаниями по грамматике, для приобретения практических навыков устной и письменной речи.
- Формирование основных орфографических и пунктуационных навыков.
- Умение анализировать, обобщать группировать, систематизировать даже элементарный языковый материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Формирование у учащихся способности к анализу, сравнению, синтезу, оценке явлений и фактов.
- Воспитание интереса к родному языку.
3) Культуроведческая компетенция:
- владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
2. Общепредметные:
- Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины.
- Обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания.
- Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.
- Формирование умения получать информацию и передавать другим.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развитие пространственных представлений и ориентации.
- Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
- Обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
3. Ключевые
1) Деятельностно-коммуникативные – способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
2) Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
а) Социально-трудовая:
- продуктивно сотрудничать;
- действовать в социуме;
- осознание себя и своего места в обществе.
б) Культура личностного самосовершенствования:
- способность к ценностно-смысловой ориентации;
- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
в) Ценностно-смысловая:
- понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
- способности принимать человека как высшую ценность;
- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
- целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
- принимать решение.
3) Информационно-методологические:
а) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
б) Учебно-логическая: критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.
Содержательные линии:
1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
2.Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):
- демократический стиль общения учителя с учащимся;
- развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
- развитие чувства ответственности за сохранение книг;
- воспитание чувства гордости за культуру речи;
- воспитание чувства патриотизма за родину и др.
3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа и др.
4. Экологическая (человек и природа).
5. Культура здоровья (человек и здоровье):
а) Валеологический подход (физический и психический уровень):
- благоприятный климат в кабинете (освещённость, время и др.);
- физическое состояние учащихся (здоровье);
- доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.
б) пропаганда ЗОЖ
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- гласные и согласные;
- правила написания предложения;
- знать названия предметов, действий, признаков;
- правописание собственных и нарицательных имен;
- правописание предлогов.
Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Технологии обучения
- Современное традиционное обучение (классно –урочное).
- Дифференцированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Личностно – ориентированное обучение.
- Игровое обучение.
Принципы обучения
- Общепедагогические:
Принципы гуманизации:
- принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
- принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
- принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
- принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
- Принципы изучения грамматики, правописанияи развития речи:
Общеметодические принципы:
- экстралингвистический;
- функциональный;
- структурно – семантический;
- межуровневых и внутриуровневых связей;
- нормативно – стилистический;
- исторический.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении грамматике используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности,
- принцип доступности обучения,
- принцип последовательности,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
- воспитывающий и развивающий принципы и т.д.
При последовательном изучении курса грамматики может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Виды и формы контроля
Форма: устный опрос контрольная работа, самостоятельная работа, диктант - словарный, картинный.
Виды: вводный, тематический, рубежный, итоговый.
Программное и учебно - методическое обеспечение
- Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Подготовительный, 1-4 классы Сб.1. –М.: «Просвещение», 2004 под
редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, с. 192.
- Учебник по русскому языку 3 класс, под редакцией Э.В.Якубовская, Э.В. Аксёнова Москва. « Просвещение», 2013.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — С.416.
- Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.272.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— С. 191.
Программа составлена на основе документов:
- Федеральный Закон от 28.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»
- Образовательная программа ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2013-2017 г.г.;
- Учебный план ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2014 – 2015 учебный год;
- Годовой, учебный, календарный график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» на 2014-2015 учебный год.
- Расписание уроков.
Оборудование
Мультимедия, компьютер, интерактивные доски.
Таблицы, карточки для самостоятельных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...
Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида
Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....