Контрольно-измерительные материалы для 4 класса.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Этот материал подготовлен к учебнику "русский язык" для 4 класса на целый год. Авторы В.И. Бычков, З.М. Беляева, А.В.Рыбакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_po_rus_yaz_4_klass.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение по русскому языку. 4 класс.
Контрольный диктант.
Летом.
Мой товарищ Денис гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. Вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ.
Много грибов набрали мальчики.
Изложение.
(Изложение по коллективно составленному плану)
Летом мы живём на даче. Моя мама очень любит цветы. Она посадила их около дома. Вдруг среди цветов взошла обыкновенная картошка. Жалко выдёргивать! Мама стала ухаживать за ней. Загадочная картошка росла. Она отцвела, пожелтела. Скоро папа с этого куста картошки накопал целую корзину картофеля. Полная корзина картошки стояла на крыльце. Мама решила сварить к обеду картошку. Вдруг прибежал наш пёс Куцик. Я дал ему самую большую картофелину. Он быстро её сгрыз. Я дал собаке вторую картошку. Она отнесла её под куст и зарыла глубоко в землю. Я понял. Кто посадил картошку ранней весной! А вы догадались?
Примерный план.
- Любительница прекрасного.
- Урожай собран.
- Куцик «садовод».
Контрольное списывание.
Вечером.
Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул лёгкий ветерок. Он нёс прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали.
Мать с отцом возвратились с поля. Алёнка готовила ужин. Серёжа возился с самоваром. Тёмный мёд в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шёл от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.
Свободный диктант.
(Обучающий)
Это не чудо.
- Жила на свете девочка. У неё было больное сердце. Она не могла бегать, играть. Даже учиться ей было трудно.
- Девочку положили в больницу. Опытный врач – хирург вынул из груди маленькое сердце. Доктор сделал очень сложную операцию.
- Прошло несколько месяцев. Девочка стала здоровой. Она могла не только бегать, но даже играть в волейбол.
- Правда, это похоже на чудо?
- Нет, это не чудо, и не сказка. Это правдивая история.
Контрольный диктант.
Летняя прогулка.
Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Воздух чистый и свежий. Спокойно стоят ряды стройных берёз. На траве играют лучи утреннего солнца. Блестят капли росы на листочках. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. В конце рощи есть овраг. На дне глубокого оврага журчит ключ. Я подхожу к ключу. Кругом тишь. Как приятно выпить в жару холодной воды!
Слова для справок: приятно, В соседнюю рощу, спокойно.
Грамматические задания к тексту:
- Шестое предложение разобрать по членам предложения.
- Определить части речи в предложении «На траве играют лучи утреннего солнца».
Контрольное списывание
(с грамматическим заданием).
Клесты.
Середина зимы. Морозно и зябко в лесу. Ярко искрится высокий снег на спящих полянах. Кругом безмолвие. От снежной голубизны на душе спокойно и радостно. Но вдруг из осинника послышалась песенка. Что за чудо? Кто может в такой мороз звенеть так долго и мелодично? Это в кронах старых елей расположилась стайка клестов. Птички сновали вверх и вниз по деревьям. Я неосторожно наступил на сухую веточку. Её треск встревожил стайку, и она дружно полетела на соседнюю поляну.
Грамматическое задание:
- В первых трёх предложениях найдите имена существительные и обозначьте их наверху буквами и. с.
- В последних двух предложениях найти глаголы и обозначить их буквами гл.
Проверочный диктант
Случай в степи.
В степи часто бывают снежные бураны. Однажды буран застал в степи стадо.
Овцы сбились в кучу на маленькой площадке. Их занесло снегом. Пастух отгребал от животных снег руками. Он боролся всю ночь. Только к вечеру он пригнал овец на ферму. Радостно встречали его друзья.
Пастух отморозил себе руки. Долго пролежал он в больнице. Весть о подвиге молодого пастуха облетела весь район.
Грамматическое задание:
- Первое предложение разобрать по членам предложения.
- Придумать и записать по 2 слова, состоящее из корня; из корня и суффикса; из приставки, корня, окончания.
Контрольный словарный диктант.
Жизнь, голубь, багаж, воробей, пружина, помощь, скамейка, местность, чувство, миллион, коллектив, творог.
Контрольное изложение .
Курица и утята.
Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиные яйца, положила под курицу и ждёт, когда у неё утята выведутся. Сидит курица терпеливо. Высидела она утят, по двору их водит, землю разрывает. Корм им ищет.
Вышла как-то курица с выводком за ограду, добралась до пруда. Увидели малыши воду, все к ней побежали, один за другим прыгнули в воду. Бедная курица по берегу бегает, утят к себе зовёт – боится, что они утонут.
А утята рады воде, плавают, ныряют и не думают на берег выходить. Еле хозяйка курицу от воды отогнала.
План:
- Хозяйка купила утиные яйца.
- Терпеливо сидит курица на яйцах.
- Высидела курица утят.
- Всё семейство вышло за ограду на прогулку.
- Малыши увидели воду и один за другим прыгнули в неё.
- Бедная курица бегает по берегу.
- Еле хозяйка курицу от воды отогнала.
Изложение.
(Обучающее.)
Пожар.
Однажды дедушка пошёл на охоту. Леса стояли сухие. Дедушке попался зайка. Он выстрелил в него, но промахнулся.
Дедушка пошёл дальше. Но вдруг остановился. С юга сильно тянуло гарью. Дым густел. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар.
Он бежал, спотыкался, падал. Дым разъедал ему глаза.
Вдруг выскочил заяц. Он волочил задние лапы. Дед заметил, что они у него обгорели.
Дедушка обрадовался зайцу. Он знал. Что звери хорошо чуют. Откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Он побежал за зайцем.
Они выбежали из леса к озеру и оба упали от усталости.
Дедушка подобрал зайца и понёс его домой. Он вылечил ему лапки.
План:
- Дед пошёл на охоту.
- Начался пожар.
- Заяц – спаситель.
- Спасение.
- Благодарность деда.
Контрольный диктант.
В тундре.
Летом в тундре солнце светит днём и ночью. И за ним очень интересно наблюдать. Вот оно начинает опускаться и всё ближе и ближе подходит к земле. Так и кажется, что сейчас солнце сядет и начнётся ночь. Но солнце не прячется, а снова начинает подниматься. Почти два месяца солнце в тундре не ложится спать. Вот и приходится людям, зверям и птицам засыпать при солнечном свете.
Контрольный диктант.
(Диктант по правописанию глагольных форм.)
Соловей.
На берегу лесной реки в кустах черёмухи или шиповника ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы – соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его заполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в мае часто всю ночь. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает крылышки. Во всём мире не услышишь песен красивее соловьиной.
Контрольный диктант .
(На изученные правила правописания.)
Чудо.
Это что за чудо? Медвежата почти в обнимку с людьми шагают по лесу. Никаких чудес! Просто зверята готовятся стать киноартистами. Эта профессия даётся нелегко. Надо учиться, надо быть дружелюбными и послушными. А сейчас дрессировщики отпустили медвежат купаться. По дороге на речку можно поваляться в песке, слазить на ёлку, погоняться за бабочками. А при первой опасности – скорей к покровителям.
Слова для справок: в обнимку, никаких, киноартист, дрессировщик, покровитель.
Контрольное списывание
( с грамматическим заданием)
Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.
Полезные советы.
Когда ты проснёшься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (подготовлюсь) к зарядке. Упражнение нужно (выполняю) в трусиках и майке. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. После зарядки обязательно надо (перехожу) к влажному обтиранию и утреннему туалету.
Зарядку нужно (делаю)при открытой форточке или окне.
Проверочный диктант
( на правописание падежных окончаний имён существительных).
Неудачная охота.
Охотник шёл на лыжах по следам стада кабанов. Следы вели с поля в лес. И как только охотник подошёл к опушке, его заметила с дерева сорока. Громко застрекотала сорока. В лесной чаще сорочий крик быстро подхватили другие птицы. И такой треск пошёл, что охотник издали его услышал. Со злости он повернул лыжи – и домой. С таким криком разве можно подойти близко к зверю?
Изложение по данному плану.
Русский солдат.
Это случилось под Берлином. Николай Маслов прошёл по дороге войны много километров. В его солдатском сердце жило чувство мести. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
…Враг усиливал обстрел. Но вот настало затишье. И вдруг солдаты услышали плач ребёнка.
Маслов не думал о смерти. Он бросился на помощь. Под страшным огнём Николай полз к мосту. Он увидел маленькую немецкую девочку. Крепко прижал солдат ребёнка к груди и пополз назад.
Об этом подвиге знает весь мир.
В Берлине стоит памятник русскому герою. На руках у него девочка.
План:
- Где это случилось?
- Советский солдат идёт по земле врага.
- Что слышали советские солдаты?
- Что сделал Маслов?
- Где поставлен памятник русскому герою?
Контрольный диктант
(на правописание падежных и родовых окончаний имён прилагательных).
На даче.
Возле дома росли высокие рябины. Около изгороди была огромная старая липа. На ней разместилось множество гнёзд. Птицы кружили над липой, громко кричали. В воздухе гудели жуки.
Усталое солнце скрылось за дальним лесом. Облака на небе вспыхнули красным пламенем. Наша семья сидела за большим круглым столом. Чайник вскипел. Вкусен чай с душистым мёдом. Это дед Василий угостил нас. У него на даче большая пасека.
Списывание
с грамматическим заданием:
1. Подбери заголовок.
(Журавли летят.)
Сильный, звонкий крик раздался над нами и снова повторился. Крупные, красивые птицы летели большим треугольником. Они резко и редко махали выпуклыми крыльями. Птицы неслись так быстро, что воздух свистел вокруг. Чудно видеть на такой вышине, так далеко от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую волю. Журавли изредка перекликались с передовым товарищем, с вожаком. И было где-то гордое, важное, уверенное в этом облачном разговоре.
Зрительный диктант
(с грамматическим заданием).
Зелёный друг.
У нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих лучей солнца. Народ выращивает леса там, где наши обширные поля надо спасать от ветра и песка. Мы сажаем леса там, где овраги жадно гложут края пашен. Зелёный друг – лес своими могучими корнями укрепит почву, остановит овраги.
Задания
- В первом предложении подчеркнуть все знакомые орфограммы.
- В последнем предложении поставить знак ударения под каждым словом.
Контрольный словарный диктант.
Капуста, квартира, корова, масса, теннис, воробьи, объявление, коллекция, картофель, календарь, опасность, пастбище, рожь, лестница, съезд, кастрюля, помидор, багаж, Алёша, пирог, народ.
Проверочный диктант
(на правописание имён числительных).
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Один ум хорошо, а два - лучше. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семеро одного не ждут. Мама должна вернуться к пяти часам. В порту стояли шесть старинных кораблей. А тем временем из-за льдины вышли восемь белых медведей. Одиннадцатого мая в школе организуют субботник. Машина остановилась у девятого дома. Двадцать третье февраля – День Защитника Отечества.
Контрольный диктант
(на расстановку знаков препинания).
Летним утром.
Кто из вас не любит природу?
Встанешь утром до зари, выйдешь на крыльцо. На тёмном небе светит луна, мигают звёзды. Тихо шумят деревья.
Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом.
На востоке появилась светлая полоска. Подул тёплый ветерок. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом!
Вот поднимается солнце, блестит в каждой капле росы. Утро обещает ясный тёплый день.
Контрольное изложение.
Ягнёнок.
Однажды наша овца принесла трёх ягнят и одного почему-то не приняла. Ягнёнок дрожал и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. Его крохотные чёрненькие копытца скользили по полу, а в ногах не было никакой силёнки.
Мать достала красную резиновую соску. Соску мы надели на бутылку, а в бутылку налили тёпленького молочка.
Полдня мы настойчиво ходили за ягнёнком. Держали соску у его рта и размазывали молоко по губам. Наконец соска попала к нему в рот. Ягнёнок присосался и жадно начал пить. Так он выжил.
План:
- Овца не приняла одного из трёх ягнят.
- Ягнёнок был очень слабый.
- Мать приготовила бутылочку с молоком.
- Ягнёнка удалось приучить сосать молоко из бутылки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительный материал. Математика 2 класс. УМК "Гармония"
Данный контрольно-измерительный материал можно использовать по любой программе....
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ 4 КЛАССА
Мониторинг подготовки обучающихся 4-х классов проводится по четырем учебным предметам: "литературное чтение”, "русский язык”, "математика” и "окружающий мир”. Основой мониторинга подготовки по ка...
Контрольно-измерительный материал за 1 класс
Контрольно-измерительный материал за 1 класс по программе "Начальная школа XXI века" включает в себя комплекс диагностических работ по таким предметам, как: литературное чтение, русский язык, математи...
Контрольно-измерительный материал для 1 класса по математике
Тест по математике для 1 класса...
Контрольно измерительный материал для 4 класса по математике
Контрольно измерительный материал для 4 класса по математике по УМК «Школы России»...
Контрольно-измерительные, диагностические материалы
Контрольно-измерительные, диагностические материалы...