Методические рекомендации к уроку русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола" Проектная деятельность
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Методические рекомендации к уроку русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола" Проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.rar | 2.98 МБ |
Подписи к слайдам:
В гостях у частей
Бывали мы не
раз.
Уверена, что
встречи,
Порадовали
Вас.
Они учили
слушать,
В родной язык
вникать.
Проекты учат думать
И ум наш развивать
ГЛАГОЛ
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬ
НОЕ
ЧАСТИЦА
ИМЯ
СУЩЕСТВИ ТЕЛЬНОЕ
ИМЯ
ЧИСЛИТЕЛЬ
НОЕ
НАРЕЧИЕ
СОЮЗ
МЕСТОИМЕНИЕ
ПРЕДЛОГ
В ГОСТЯХ У ЧАСТЕЙ РЕЧИ
гр.Библиографы
Матрица проекта
Руководитель проекта_______________________________________________
Название проекта:
Тематическое поле: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
Задачи:
Описание деятельности учащихся по решению задач:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Тип проекта:_______________________________________________________
Класс, количество обучающихся – участников проекта:___________________
ДАВАЙТЕ ПОФАНТАЗИРУЕМ…( портрет глагола)
гр. Литераторы
Грамматическая
сказка:
Жил-был
Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?
гр
. Художники
Глаголия
– это целая страна со своим гербом, гимном (учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах
герб
Глаголии
2)
внешность Глагола,
Он
энергичен, многолик
– Глагол.
Он
действоват
ь привык.
Необходим он
–
Вот в чём соль.
Я говорю, ему
Глаголь!
(
А.
Татьяничева)
Инфинитив
– неизменяемая форма глагола
:
не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.
Инфинитив имеет суффиксы
-
ть
–
ти
:
играть, нести
Основой
инфинитива является часть слова без
-
ть
–
ти
:
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ,ИНФИНИТИВ,
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА
Прежде чем глагол писать,
Не
забудь вопрос задать.
Так
как
мягкий знак в вопросе,
И
в глаголы его вносим.
ПОЧЕМУ ТАК
?
ГОВОРИ
ТЬ
- ГОВОРИТ
СПОРИ
ТЬ
- СПОРИТ
Минутка поэзии
Повнимательней
смотри
:
Если сможешь -
подбери!
Если сможешь -
напиши!
Если сможешь
- докажи!
Подберите подходящие по смыслу глаголы, объясните их написание
После
дождя
, светлого и долгого,
После
дождя теплого и доброго,
После
дождя, щедрого и звонкого,
Приходят
чудеса.
После
дождя
деревья
После
дождя люди
После
дождя
солнце
Синеют
небеса
После дождя.
просыпаются,
УЛЫБАЮТСЯ,
ПОЯВЛЯЕТСЯ,
Стартовая установка
-
Отправитесь
в
путешествие по стране ГЛАГОЛИИ.
-Соберёте информацию о её жителях.
- Проведёте исследования занимательных приключений глаголов.
- Создадите
настоящий
документ
-
ПАСПОРТ ГЛАГОЛА.
Думайте, чувствуйте,
фантазируйте
, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!
Будем
дерзать, будем творить,
Будем Улыбку
познанья
дарить!
В добрый час!
Повнимательней
смотри:
Если сможешь -
подбери!
Если сможешь -
напиши!
Если сможешь -
докажи
!
К
устойчивым сочетаниям
подобрать
близкий по значению глагол,
написать
его в неопределенной форме,
определить
спряжение.
Гладить по головке -...
,
повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -...
э
класть зубы на полку -... .
В пословицах определить спряжение и вставить в окончания пропущенные безударные гласные
Тот не
заблуд
..
тся,кто
спрашива
..т.
Земля
корм..т
, да и сама
прос
..т.
Ветра не
удерж
..
ш
ь
, правды не
скро
..
ш
ь
.
В землю не
полож
..
ш
ь
,и
с земли не
возьм
..
ш
ь
.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Матрица проекта
Руководитель проекта_______________________________________________
Название проекта:
Тематическое поле: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
Задачи:
Описание деятельности учащихся по решению задач:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Тип проекта:_______________________________________________________
Класс, количество обучающихся – участников проекта:___________________
О.В. Олейник Л.П.
Кабанюк
. Путь к грамотности. Проектная деятельность. М.: « ВАКО»,2014 г.367с
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во:
Астрель
, 2006.
Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.
Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
гр. Исследователи
.
Глаголы
– самая
огнепышущая
, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие
!
(
А.Югов
)
Движение
и его выражение – глагол –
являются основой языка.
Найти
верный глагол для
фразы
–
это
значит дать движение фразе.
(
А.Толстой
)
Гр. Литераторы
Что
без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(
В.Кондрашов
)
А что говорят о глаголе
?
«ПОЧЕМУ
ТАК
?
»
Не
разгорае
тся
–
не
разгора
ться
Не
разливае
тся
–
не
разлива
ться
Мне
не
здорови
тся
«Одним
словом».
Заменить приведенные словосочетания возвратным глаголом
Приветствовать
друг друга при
встрече-
Достигать поставленной цели путем усилий и
стараний-
Брать
под свою защиту
кого-либо-
Чувствовать обиду-
Допускать ошибку-
Вести переписку-
Излишне
расхваливать собственные заслуги,
успехи-
Собирать
вещи ( перед
поездкой)
Проверь себя: что делать
?
Здорова
ть
ся, добива
ть
ся, защища
ть
, обижа
ть
ся, ошиба
ть
ся, переписыва
ть
ся, хваста
ть
ся, собира
ть
ся
Матрица проекта
Руководитель проекта_______________________________________________
Название проекта:
Тематическое поле: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
Задачи:
Описание деятельности учащихся по решению задач:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Тип проекта:_______________________________________________________
Класс, количество обучающихся – участников проекта:___________________
Как
хорошо уметь творить
Стихи, рассказы, танцы ,песни
С проектом
проще,легче
жить
И в школе стало интересней
Нам чётко цели надо ставить,
Задачи сложные решать…
Гипотезы проектом правят
А нам их надо доказать
Пусть методов научных масса,
Их в жизни будем применять
Добро и дружба внутри класса
От бед нас будут охранять
ПРОЕКТ
Презентация к уроку
русского языка « Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор»
Проект «Паспорт глагола»
4 класс
Учитель начальных классов ГБОУ школы №14
Сычёва Т.В.
Продолжить
фразы
:
Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________.
В предложении глагол чаще всего является ________.
Неопределенная форма глагола – это____________.
Вопросы неопределенной формы:_____________.
Глаголы
настоящего времени отвечают на вопросы__________________.
Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________.
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и изменяются по _______ и ________.
ЧТО ЕЩЁ МЫ
ЗНАЕМ О
ГЛАГОЛЕ
?
Алгоритм правописания личных окончаний глаголов:
Инфинитив-суффикс-спряжение-окончание
СПРЯЖЕНИЕ
ГЛАГОЛОВ
Мозговой штурм
Лицо
местоим
.
(
ед.ч,мн.ч
.)
1 спряжение
2 спряжение
Ед. ч.
Мн.ч
.
Ед.ч
.
Мн.ч
.
1-е я, мы
-У,-Ю
-ЕМ
-У,-Ю
-ИМ
2-е
ты, вы
-ЕШЬ
-ЕТЕ
-ИШЬ
-ИТЕ
3-е
он,они
-ЕТ
-УТ,-ЮТ
-ИТ
-АТ,-ЯТ
Гр. Литераторы
Глаголы
в неопределенной форме на
–ИТЬ
Ко второму спряжению
нужно относить.
Не забудьте в это спряженье
обязательно включить исключенья:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть;
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на
Е
спрягать нельзя.
В этих глаголах мы пишем лишь
И
.
Вот как мы пишем, сюда посмотри:
Я виж
у
Мы вид
им
Ты вид
ишь
Вы вид
ите
Он вид
ит
Они вид
ят.
ПАСПОРТ ГЛАГОЛА
Часть речи. Общее значение.
Глагол, действие
Морфологические признаки.
неопределенная форма
Начальная форма
Что делать
?
Что
c
делать
?
Постоянные признаки:
а) вид
Совершенный
несовершенный
б) возвратность
Возвратный
неВозвратный
в) спряжение
1Спряжение
2 спряжение
Непостоянные признаки:
а) число
ЕД.Ч.,МН.Ч.
б) время (если есть)
НАСТ.,ПРОШ.,БУД.
в) лицо (если есть),
1,2,3 лицо
г) род (если есть).
Ж.,М.,С.Р.
C
интаксические
:
роль в
предложении
сказуемое
Творческие
группы
Задачи
1.Библиографы
Происхождение слова глагол, лексическое значение, образование глаголов.
2.Литераторы
Подбирают стихи, сказки, загадки о глаголах.
3.Художники
Рисуют карту страны
Глаголия
, портреты её жителей.
4.Исследователи
Исследуют частоту употребления глаголов,
выявляют признаки глагола как части речи.
5.Грамотеи
Исследуют правописание личных окончаний и ь в глаголах.
6. Учёные
Рассказывают об образовании и правописании возвратных глаголов
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ
,
ПОСТАНОВКА
задач
,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.
Слово
«
глагол»
в Древней Руси обозначало речь вообще.
В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык
».
Глаголы называют различные действия:
Действия, связанные с трудовой деятельностью
человека: рубить, копать, вязать.
Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью
человека: наблюдать, решать, воображать.
Действия, называющие перемещения и положение в пространстве
: стоять, лежать, идти.
Действия, называющие различные состояния:
грустить, болеть, спать.
Действия, называющие то, что происходит в
природе: подморозило, светает, пахнет.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
гр.
Исследователи
Правописание Ь в возвратных глаголах
Создание информационного
продукта
г
р. Грамотеи
Неопределённая форма глагола:
Что
делать
?
Что сделать
?
Глагол в форме 3 лица
Что
делает
?
Что сделает
?
Что
делают
?
Что
сделают
?
Учи
ть
Учи
ться
Весели
ть
весели
ться
Учи
тся
выучи
тся
Уча
тся
выучатся
Весели
тся
развесели
тся
Веселя
тся
развеселя
тся
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе!
Синквейн
Глагол
Необходимый, подвижный
Действует, обозначает, спрягается.
Назначения глагола - выражать само действие!
Глагол.
Неугомонный, неутомимый.
Отвечает
, меняет,
усложняет.
Самая
важная тема.
Жизнь.
Совершенный, несовершенный.
Путает, усложняет, учит.
Обозначает действие.
Движение.
Глагол
.
продукт
и
н формация
гипотеза
з
ада
ча
цель
т
ема
п
ре
зентация
п
роб
лема
Проблема :
задача
, требующие разрешения,
исследования
Тема
:
предмет рассмотрения
Цель:
то, к чему стремятся, чего хотят достичь
Задача :
то ,что необходимо выполнить, решить
Гипотеза :
предположение
Информация
:
сведения
об интересующем явлении
Презентация :
публичное представление чего –то нового,
словарь
п
роектной деятельности
ЧАСТОТА УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
По
подсчетам ученых,
глагол
занимает
второе
место
(после существительных)
по частоте употребления в
речи :
в
официально-деловом стиле
– примерно 6 % глаголов,
в
научном
– около 10 %.
Самыми
частыми в нашей речи
являются
глаголы
: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.
«Где
мы были, мы не скажем,
А что делали - покажем
!»
Фразы
:
копать лопатой, делать зарядку, работать с компьютером, играть на скрипке, смотреть телевизор, встречать гостей)
гр.
Исследователи
ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ ОКАНЧИВАЮТСЯ НА -
СЯ (СЬ) НАЗЫВАЮТСЯ ВОЗВРАТНЫМИ
.
Гр. « Первооткрыватели»
-
Понаблюдаем:
ЗАЯЦ
ПРЯЧЕТ
СЯ
.
КРОКОДИЛ
МОЕТ
СЯ
.
Суффикс –
ся
раньше был отдельным словом и обозначал он «себя».
Прячется – прячет себя;
Моется - …
Катается - …
И
вообще,-
ся
(
сь
) – часть слова удивительная. Она является суффиксом, хотя и стоит после окончания.
Для
него даже придумали особое название –
постфикс,( т.е. суффикс, стоящий после окончания
).
ГЛАГОЛЫ ВОЗВРАТНЫЕ И НЕВОЗВРАТНЫЕ
Матрица проекта
Руководитель проекта_______________________________________________
Название проекта:
Тематическое поле: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
Задачи:
Описание деятельности учащихся по решению задач:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Тип проекта:_______________________________________________________
Класс, количество обучающихся – участников проекта:___________________
Подберём мы рифму за минутку,
Соберём все вместе
Хотим мы о глаголе выслушать ответ
И интересный рассмотреть
Морфологическую мы возьмём
О признаках глагола выберем мы
Мы постараемся не сесть на мель,
Узнать побольше про глаголы-Наша
Искали, рисовали иллюстрации,
Чтобы собрать побольше
Стихи мы сочинили тут
И поняли: что это есть
–
А для продукта форму мы нашли
И
сочинили мы
НЕЗАБУДКУ
.
ПРОЕКТ.
ПРОБЛЕМУ,
ТЕМУ,
ЦЕЛЬ.
ИНФОРМАЦИИ
ПРОДУКТ
паспорт для
глагола
НАБЛЮДЕНИЕ НАД РОЛЬЮ ГЛАГОЛОВ В
РЕЧИ
гр.
Исследователи
Как вы поиграли
?
И
вот он
Кто
сказал, что мы подрались?
Начал свой рассказ:
Мы
не дрались, а боролись.
«Они ползут,
Правда
, мы чуть –
чуть кусались
А
он им – раз!
И
щипались, и кололись.
А тут как раз
Правда
, мы друг друга мяли,
Она ползла.
И
бодались, и лягались.
А он как даст ему со зла!
Нас
, конечно, разнимали.
Они ей раз!
Мы,конечно
, упирались.
Она им раз!
А.Кушнер
Но тут как
раз Её
он спас».
А.Барто
СРАВНЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
В
первом стихотворении глаголы
почти
не употребляются. И хотя события описаны
очень
эмоционально, но
саму картину мы не видим.
Всё
богатство русского глагола в этом тексте не использовано
. Во втором же стихотворении
большое
кол-во глаголов, уточняющих,
поясняющих главные
действия.
Дождь
крапал ,моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной,
висячий,спорый
,
Сонный
, медленный и скорый
О.Григорьев
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ»
Найти глаголы
, определить
их время
, поставить в начальную форму
Матрица проекта
Руководитель проекта_______________________________________________
Название проекта:
Тематическое поле: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
Задачи:
Описание деятельности учащихся по решению задач:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Тип проекта:_______________________________________________________
Класс, количество обучающихся – участников проекта:___________________
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
ЗОЛОТЫЕ Правила
участников проектной
деятельности:
1.Все
члены
команды равны.
2.Учимся общаться
3.Учимся отвечать уверенно.
4.Учимся вносить свой вклад в
общее дело.
5.Каждый отвечает за результат.
6.Учимся выполнять какое-то дело вместе
.
.
Интересная
часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает
или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам … ГЛАГОЛ
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О
ГЛАГОЛЕ
?
гр.Библиографы
Мы составляем Паспорт Глагола
Информация :
ПАСПОРТ
:
официальный документ,
удостоверяющий личность владельца, регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования
С
ведения
о глаголе
Подбор родственных слов
Гипотеза:
какие из слов являются родс
т
венными
?
ГЛАГОЛЬ
Дежурный
библиограф
ГЛАГОЛ
этимологический словарь
ГЛАГОЛАТЬ
ГЛАГОЛИЯ
СПРЯЖЕНИЕ
ДРЕВО
ПРЕДСкАЗАНИЙ
ЗАЛИВ
ГИПОТЕЗ
ВЕРШИНА ЗНАНИЙ
УЩЕЛЬЕ
ПРОБЛЕМ
ГОРНАЯ СИСТЕМА
ЗАДАЧ
ВРЕМЕНИ
ЛИЦО
ЧИСЛО
РОД
РЕКА
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой,
Ясный взгляд.
Все восторженно глядят!)
Весь начищенный, степенный.
ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
СДЕЛАЛ нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Лишь немного похудел
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, нестепенный...
Ах, мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ
ГЛАГОЛЫ
C
ОВЕРШЕННОГО
ВИДА
ГЛАГОЛЫ
НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ
?
гр. исследователи
Признаки
Глагол
Непостоянные
Число
Ед.ч
Мн.ч
.
Время
Прош.
Наст.
Будущее
Лицо
-
1л
2л
3л
Род
По родам
в
прош
.
вр
. ,
ед.ч
.
изменение по лицам и числам
Постоянные
Спряжение
-
1 спряжение
2
спряжение
Вид
Совершен
ный
несовершенный
Возвратность
возвратный
невозвратный
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛОВ:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ
1
.
Часть речи. Общее значение.
2.Начальная форма (неопределенная форма)
3.
Постоянные признаки
:
а) вид
,
б) возвратность,
в
) спряжение.
4.Непостоянные
признаки:
а) число,
б) время,
в)
лицо (если есть
),
г)
род (если есть).
5.Синтаксическая
роль
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.
Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта....
Урок русского языка "Виды грамматических разборов".
Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...
Урок русского языка по теме "Разбор по членам простого предложения"
Урок русского языка по теме "Разбор по членам простого предложения"...
Урок русского языка. 3 класс. Разбор слова по составу.
Конспект урока русского языка в 3 классе. Программа "Начальная школа XXI века". Урок поможет просто и доступно поработать над упражнением в разборе слов по составу....
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....
Методические рекомендации по курсу«Русский язык, 2 класс» очно-заочной формы обучения
Разработка поможет родителям детей на очно-заочной форме обучения сориентироваться в планировании прохождения тем по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 21 века"....