Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4-х классов УМК "Школа России" ФГОС НОО
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку расчитатна на 170 часов. УМК "Школа России"ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_avtosokhranennyy.docx107.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                         «Согласовано»                                                    «Утверждаю»

на заседании МО                                                                 Заместитель                                                 Директор школы

учителей начальных                                                            директора по УВР                

классов                                                                                                    

Протокол №                                                                           _________________Волгина Л.А.                         _________________Уздяев В.Н.

от «        »                            2014 г.                

__________Резачкина С.И.                                                   «      »                                 2014 г.                        «    _»                                         2014 г.

Рабочая программа

по русскому языку

 для учащихся 4 классов

ГБОУ СОШ с. Подбельск

на  2014 / 2015 учебный  год

Учителя: Орешенкова С.В., Резачкина С.И.

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы курса «Русский языкка» (УМС «Школа России»: Примерные программы Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.)),   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Оценки достижения планируемых результатов обучения начального общего образования. 

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса в учебном плане 

На изучение русского языка в 4  классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели)

Распределение учебного материала и время его изучения:

Количество часов в год – 170 ч.                         I четверть: 45 ч.
Количество часов в неделю –
5 ч.                         II четверть: 35 ч.

Проектная деятельность – 4.                                III четверть: 50 ч.                                                                                                                                                              IV четверть: 40 ч. 

   Количество контрольных работ: 11 (диктантов – 8, проверочных  работ –3). Диагностические работы-3. 

   Развитие речи – 12. 

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика( изучается во всех разделах курса). Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• разделительные ъ и ь;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Используемая литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. -  (Стандарты второго поколения).

  1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

  1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 4 класса. Пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2014.

Контрольно – измерительные материалы

  1. Приложение к журналу «Начальная школа». Контроль в начальной школе.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс./ Сост. В.А.. Синякова 3-е изд. перераб.– М: ВАКО, 2013.

Дополнительная литература

  1. Васильева Л.С. Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа. - Саратов: Лицей, 2007.

  1. Журналы «Начальная школа».

  1. Интернет – ресурсы.

  1. Кульневич С.В, Лаконценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – М., 2002.

  1. Межуева Ю.В. Русский язык. Словарные слова. – Саратов: Лицей, 2009.

  1. Соколова Э.В. Полный школьный курс. 1- 4 класс. Справочное пособие.- СПб.: ИГ «Весть», 2009.

Учебно-наглядное и лабораторное оборудование

  1. Интерактивная доска.
  2. Проектор мультимедийный Программно-методический комплекс "Академия младшего школьника: 1-4 класс".
  3.  Программно-методический комплекс "Мир музыки".
  4. "Русский язык". 1-2 классы. Картинный словарь.
  5. Касса слогов демонстрационная.
  6. Система контроля и мониторинга качества знаний.
  7. Ноутбук.
  8. Документ-камера Ken-a-vision.
  9. Нетбук.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

для учащихся 4 классов

Русский         язык

№ п/п

Тема

урока

Тип урока кол- во часов

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Вид контроля

Дата

П

Ф

I  четверть (45 ч)

Повторение  (11 ч)

1

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.

Комбинированный

Анализировать высказывания о русском язык,

составлять  текст ( о языке или речи) по выбранной пословице

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-смысловое чтение;

-поиск и выделение  необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-синтез;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

2

Язык и речь. Формулы вежливости.

Комбинированный

Высказываться о значении «волшебных слов»

Текущий

3

Текст и его план.

Комбинированный

Различать текст и предложения, текст и набор предложений, определять тему и главную мысль текста

Текущий

4

Обучающее изложение

Комбинированный

Различать типы текстов, восстанавливать деформированный текст, оценивать результаты своей деятельности.

Текущий

5

Анализ изложения. Типы текстов.

Комбинированный

Отличать предложения от группы слов, анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения.

Текущий

6

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Комбинированный

Наблюдать над значением предложений, различных  по цели высказывания, находить их в тексте.

Текущий

7

Диалог. Обращение.

Комбинированный

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением их в письменной речи, составлять рассказы по рисунку, используя в нём диалог, оформлять в письменной речи диалог.

Текущий

8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Комбинированный

Находить  главные и второстепенные члены предложения, составлять предложения по схемам.

Текущий

9

Входная диагностическая работа

Контроль 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический

10

Словосочетание.

Комбинированный

Находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, различать предложения и словосочетания.

Текущий

11

Контрольный диктант по теме «Повторение».

Комбинированный

1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Текущий

Предложение (9 ч)

12

Однородные члены предложения (общее понятие)

Комбинированный

1 ч

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение  необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логических цепей рассуждений;

-доказательство

-подведение под понятие;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-разрешение конфликтов

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии;

-составление плана и последовательности действий;

-определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

13

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Комбинированный

1 ч

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте; определять каким членом предложения являются однородные члены.

Текущий

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Комбинированный

1 ч

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами; объяснять выбор нужного союза, обосновывать постановку запятых.

Текущий

15

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Развитие речи 1 ч

Составлять рассказ по репродукции картины и данному плану.

Тематический

16

Наши проекты.

Комбинированный

1 ч

Составлять сообщение и участвовать в презентации

Тематический

17

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Комбинированный

1 ч

Сравнивать простые и сложные предложения; наблюдать над союзами, соединяющие части сложного предложения.

Текущий

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Комбинированный

1 ч

Выделять в сложном предложении его основы; составлять сложные предложения

Текущий

19

Обучающее изложение.

Развитие речи 1 ч

Письменно передавать содержание повествовательного текста по составленному плану.

Тематический

20

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Контроль 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический орфографический

Слово в языке и речи (19 ч)

21

Слово и его лексическое значение.

Комбинированный

1 ч

Анализировать высказывания о русском языке, выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение  необходимой информации;

-структурирование знаний;

-смысловое чтение;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логических цепей рассуждений;

-доказательство;

-моделирование;

-подведение под понятие;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-разрешение конфликтов

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии;

-составление плана и последовательности действий;

-определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тематический

22

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Сообщение новых знаний 1 ч

Определят значение слова по тексту, объяснять принцип построения толкового словаря, распознавать многозначные слова.

Текущий

23

Синонимы, антонимы, омонимы.

Комбинированный

1 ч

Подбирать к слову синонимы и антонимы, контролировать уместность использования слов в предложении, корректировать обнаруженные ошибки.

Текущий

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний  о лексических группах слов.

Сообщение новых знаний 1 ч

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка.

Текущий

25-27

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Комбинированный

3 ч

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Текущий

28

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Комбинированный

1 ч

Контролировать правильность объединения слов в  группу.

Текущий

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

Комбинированный

1 ч

Работать с памяткой «Разбор слова по составу», моделировать слова.

Текущий

30

Правописание приставок и суффиксов.

Комбинированный

1 ч

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Текущий

31

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Комбинированный

1 ч

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове, проводить звуко-буквенный  разбор слов.

Текущий

32

Обучающее изложение.

Развитие речи 1 ч

Контролировать правильность записи текстов, находить не правильно записанные слова и находить ошибки.

Тематический

33

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Сообщение новых знаний 1 ч

Различать изученные части речи, классифицировать слова по частям речи на основе изученных правил.

Текущий

34

Склонение имён существительных и прилагательных.

Комбинированный

1 ч

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их.

Текущий

35

Имя числительное. Глагол.

Комбинированный

1 ч

Анализировать таблицы и составлять по ним сообщения.

Текущий

36

Наречие как часть речи.

Сообщение новых знаний 1 ч

Находить наречия среди данных слов и в тексте, анализировать их грамматические признаки.

Текущий

37

Правописание наречий.

Комбинированный

1 ч

Определять роль наречий в предложении и тексте, и образовывать их от имен прилагательных.

Текущий

38

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Развитие речи 1 ч

Обсуждать отзыв, высказывать свое суждение и сочинять собственный текст-отзыв.

Тематический

39

Контрольная работа по теме «Части речи»

Контроль 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический

Имя существительное (41 ч)

40

Распознавание падежей имён существительных.

Комбинированный

1 ч

Различать имена существительные определять их признаки.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-синтез;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

41

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.

Сообщение новых знаний 1 ч

Изменять имена существительные по падежам, работать с таблицей.

Текущий

42

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

Сообщение новых знаний 1 ч

Различать падежные и смысловые вопросы, определять падеж.

Текущий

43

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

Сообщение новых знаний 1 ч

Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Текущий

44

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавании. Несклоняемые имена существительные.

Комбинированный

1 ч

Соблюдать нормы употребления в речи не изменяемых имен существительных.

Текущий

45

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Развитие речи 1 ч

Составлять описательный текст по репродукции.

Тематический

II четверть (35 ч)

46

Три склонения имён существительных.1-ое склонение имён существительных.

Комбинированный

1 ч

Определять принадлежность имен существительных к 1-му склонению и обосновывать свой выбор.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение  необходимой информации;

-структурирование знаний;

-смысловое чтение;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логических цепей рассуждений;

-доказательство;

-моделирование;

-подведение под понятие;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-разрешение конфликтов

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии;

-составление плана и последовательности действий;

-определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

47

Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения.

Сообщение новых знаний 1 ч

Подбирать примеры существительных 1-го склонения, анализировать таблицу.

Текущий

48

2-ое склонение имён существительных.

Сообщение новых знаний 1 ч

Определять принадлежность имен существительных к 2-му склонению и обосновывать свой выбор.

Текущий

49

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.

Сообщение новых знаний 1 ч

Подбирать примеры существительных 2-го склонения, анализировать таблицу.

Текущий

50

3-е склонение имён существительных.

Сообщение новых знаний 1 ч

Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать свой выбор.

Текущий

51

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.

Сообщение новых знаний 1 ч

Подбирать примеры существительных 3-го склонения, анализировать таблицу.

Текущий

52

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Комбинированный

1 ч

Сравнивать имена существительные разных склонений, и находить их сходства и различия.

Текущий

53

Обучающее изложение.

Развитие речи 1 ч

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Тематический

54

Анализ изложения. Падежные окончания имён существительныхи1,2,и 3-го склонения единственного числа.

Комбинированный

1 ч

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Текущий

55

Именительный и винительный падежи.

Комбинированный

1 ч

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки.

Текущий

56

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Сообщение новых знаний 1 ч

Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ.

Текущий

57

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Сообщение новых знаний 1 ч

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Текущий

58

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

Сообщение новых знаний 1 ч

Контролировать правильность записи в тексте  имен существительных, находить и исправлять ошибки.

Текущий

59-60

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Комбинированный

2 ч

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки.

Текущий

61

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

Сообщение новых знаний 1 ч

Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ.

Текущий

62

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже.

Комбинированный

1 ч

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Текущий

63

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Комбинированный

1 ч

Контролировать правильность записи в тексте  имен существительных, находить и исправлять ошибки.

Текущий

64

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже.

Комбинированный

1 ч

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки.

Текущий

65

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Комбинированный

1 ч

Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ.

Текущий

66-67

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Комбинированный

2 ч

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Текущий

68

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница».

Развитие речи 1 ч

Составлять текст-отзыв по репродукции картины.

Тематический

69

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Контроль 1 ч

Контролировать правильность записи в тексте  имен существительных, находить и исправлять ошибки.

Тематический орфографический

70

Промежуточная диагностическая работа

Контроль 1ч

Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ.

Тематический

71

Склонение имён существительных во множественном числе.

Комбинированный

1 ч

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки.

Текущий

72

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

Комбинированный

1 ч

Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ.

Текущий

73

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Комбинированный

1 ч

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Текущий

74

Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

Комбинированный

1 ч

Контролировать правильность записи в тексте  имен существительных, находить и исправлять ошибки.

Текущий

75

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

Комбинированный

1 ч

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки.

Текущий

76

Обучающее изложение.

Развитие речи 1 ч

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Тематический

77

Анализ изложения.  Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

Комбинированный

1 ч

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Текущий

78

Контрольный диктант за первое полугодие.

Контроль 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический орфографический

79

Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа.

Контроль 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический

80

Наши проекты.

Комбинированный

1 ч

Исследовать речь взрослых относительного употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Тематический

III  четверть (50 ч)

Имя прилагательное  (31 ч)

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

81

Имя прилагательное как часть речи.

Комбинированный

1 ч

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение  необходимой информации;

-структурирование знаний;

-смысловое чтение;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логических цепей рассуждений;

-доказательство;

-моделирование;

-подведение под понятие;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-разрешение конфликтов

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии;

-составление плана и последовательности действий;

-определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

82

Род и число имён прилагательных.

Комбинированный

1 ч

Определять род и число имен прилагательных, изменять по числам, по родам.

Текущий

83

Описание игрушки.

Развитие речи 1 ч

Работать с памяткой, сочинять текс любимой игрушки.

Тематический

84

Склонение имён прилагательных.

Комбинированный

1 ч

Различать начальную форму имени прилагательного, правильно писать родовые окончания.

85

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов».

Развитие речи 1 ч

Работать с памяткой, составлять текст-рассуждение о своем впечатлении.

Тематический

86

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Сообщение новых знаний 1 ч

Работать с таблицей, изменять имена прилагательные по падежам.

Текущий

87

Правописание  окончаний  имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Комбинированный

1 ч

Работать с памяткой, определять падеж имен прилагательных, сравнивать падежные окончания.

Текущий

88

Правописание  окончаний  имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Комбинированный

1 ч

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Текущий

89

Правописание  окончаний  имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Комбинированный

1 ч

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать наиболее  рациональный.

Текущий

90

Именительный, винительный, родительный падежи.

Комбинированный

1 ч

Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного.

Текущий

91

Правописание  окончаний  имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Комбинированный

1 ч

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать наиболее  рациональный.

Текущий

92

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Комбинированный

1 ч

Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного.

Текущий

93

Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.

Развитие речи 1 ч

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.  

Тематический

94

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Комбинированный

1 ч

Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного

Текущий

95

Склонение имён прилагательных женского рода.

Сообщение новых знаний 1 ч

Работать с таблицей, изменять имена прилагательные по падежам.

Текущий

96

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

Комбинированный

1 ч

Работать с памяткой, определять падеж имен прилагательных, сравнивать падежные окончания.

Текущий

97

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

Комбинированный

1 ч

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Текущий

98

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Комбинированный

1 ч

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать наиболее  рациональный.

Текущий

99

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Комбинированный

1 ч

Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного.

Текущий

100

Изложение описательного текста.

Развитие речи 1 ч

Самостоятельно готовится к изложению  и записывать его, проверять написанное.

Тематический

101

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Комбинированный

1 ч

Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного.

Текущий

102

 Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Сообщение новых знаний 1 ч

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Текущий

103

Сочинение- отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

Развитие речи 1 ч

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины.

Тематический

104

Именительный  и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Комбинированный

1 ч

Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного

Текущий

105

Родительный  и предложный  падежи имён прилагательных множественного числа.

Комбинированный

1 ч

Работать с таблицей, изменять имена прилагательные по падежам.

Текущий

106

Дательный   и творительный  падежи имён прилагательных множественного числа.

Комбинированный

1 ч

Работать с памяткой, определять падеж имен прилагательных, сравнивать падежные окончания.

Текущий

107

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Повторение и обобщение

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Текущий

108

Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Развитие речи 1 ч

Высказывать свое мнение о картине.

Тематический

109

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. Тест.

Контроль 1 ч

Оценивать результат выполненного задания.

Тематический

110

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Контроль 1 ч

Оценивать результат выполненного задания.

Тематический орфографический

111

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

Повторение и обобщение

Определять последовательность действий при разборе, обосновывать правильность выделения признаков.

Тематический

Местоимение (9 ч)

112

Местоимение как часть речи.

Сообщение новых знаний 1 ч

Распознавать местоимения, определять их наличия в тексте.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение  необходимой информации;

-структурирование знаний;

-смысловое чтение;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логических цепей рассуждений;

-доказательство;

-моделирование;

-подведение под понятие;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-разрешение конфликтов

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии;

-составление плана и последовательности действий;

-определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

113

Личные местоимения.

Комбинированный

1 ч

Определять число, род, лицо у личных местоимений 3-го лица.

Текущий

114

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

Комбинированный

1 ч

Работать с таблицами, изменять местоимения по падежам, различать начальные и косвенные формулы.

Текущий

115

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

Комбинированный

1 ч

Определять падеж личных местоимений, редактировать текст.

Текущий

116

Изменение личных местоимений по падежам

Комбинированный

1 ч

Соблюдать нормы употребления местоимений и их форм, обосновывать  написания местоимений, писать раздельно предлоги с местоимениями.

Текущий

117

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Комбинированный

1 ч

Составлять небольшие тексты-диалоги, подробно излагать содержание повествовательного-текста.

Текущий

118

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение».

Повторение и обобщение

Работать с памяткой, выполнять разбор личного местоимения по алгоритму.

Текущий

119

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Контроль 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический орфографический

120

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

Повторение и обобщение

Работать с памяткой, выполнять разбор личного местоимения по алгоритму.

Тематический

Глагол (32 ч)

121

Роль глаголов в языке.

Комбинированный

1 ч

Различать глаголы среди других слов и в тексте, определять изученные грамматические признаки глаголов.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-синтез;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

122

Изменение глаголов по временам.

Комбинированный

1 ч

Различать глаголы среди других слов и в тексте, определять изученные грамматические признаки глаголов.

Текущий

123-124

Неопределённая форма глагола.

Комбинированный

2 ч

Различать неопределенную форму глаголов,  ставить  вопросы к глаголам и классифицировать их.

Текущий

125

Изменение глаголов по временам.

Комбинированный

1 ч

Работать с таблицами, образовывать глаголы.

Текущий

126

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Развитие речи 1 ч

Подробно излагать  текст по самостоятельно составленному плану.

Тематический

127

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

Сообщение новых знаний 1 ч

Изменять глаголы по числам и лицам, определять лицо, число глаголов.

Текущий

128

Спряжение глаголов.

Комбинированный

1 ч

Изменять глаголы по числам и лицам, определять лицо, число глаголов.

Текущий

129

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Комбинированный

1 ч

Определять роль мягкого знака (ь)  в окончаниях глаголов, использовать правило при написании.  

Текущий

130

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Развитие речи 1 ч

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.  

Тематический

IV  четверть (40 ч)

131

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

Комбинированный

1 ч

Работать с таблицами, наблюдать над написанием личных окончаний.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение  необходимой информации;

-структурирование знаний;

-смысловое чтение;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-построение логических цепей рассуждений;

-доказательство;

-моделирование;

-подведение под понятие;

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-разрешение конфликтов

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии;

-составление плана и последовательности действий;

-определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

132

I и II спряжение глаголов будущего времени.

Комбинированный

1 ч

Определять спряжение глаголов, группировать найденные в тексте глаголы.

Текущий

133

Наши проекты.

Комбинированный

1 ч

Составлять сообщение и участвовать в презентации

Текущий

134-137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Комбинированный

Работать с памяткой, моделировать алгоритм определения спряжения глаголов, устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.  

Текущий

138

Возвратные глаголы.

Сообщение новых знаний 1 ч

Узнавать возвратные глаголы, правильно произносить  и писать их.

Текущий

139-140

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

Комбинированный

2 ч

Отличать возвратные глаголы.

Текущий

141

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

Комбинированный

1 ч

Работать с текстом, составлять текст, определять его тип, тему, составлять план, выписывать из каждой части глаголы

Текущий

142

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Комбинированный

1 ч

Определять и образовывать формы глаголов.

Текущий

143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Комбинированный

1 ч

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов, соблюдать орфоэпические нормы произношения.

Текущий

144

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Комбинированный

1 ч

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов, соблюдать орфоэпические нормы произношения.

Текущий

145

Изложение повествовательного текста по вопросам.

Развитие речи 1 ч

Составлять текст на спортивную тему.

Тематический

146

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Контроль 1 ч

Записывать под диктовку текст, оценивать результаты выполненного задания.

Тематический орфографический

147

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

Повторение и обобщение

Работать с памяткой, определять последовательность действий  по алгоритму.

Текущий

148-149

Обобщение по теме глагол. Тест.

Повторение и обобщение

Обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Текущий

150

Изложение повествовательного текста.

Развитие речи 1 ч

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

Тематический

151

Итоговая диагностическая работа

Контроль 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический

152

Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.

Повторение и обобщение

Обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Тематический

Повторение (18 ч)

153

Язык. Речь. Текст.

Повторение и обобщение

Различать текст и предложения, текст и набор предложений, определять тему и главную мысль текста

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-смысловое чтение;

-поиск и выделение  необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной  форме;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-синтез;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-оценивание качества и уровня усвоения  материала;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действия;

-способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности  и её мотивом;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Текущий

154-156

Предложение и словосочетание.

Повторение и обобщение

Находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, различать предложения и словосочетания.

Текущий

157

Лексическое значение слова.

Повторение и обобщение

Анализировать высказывания о русском языке, выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Текущий

158

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь».

Развитие речи 1 ч

Составлять текст-отзыв по репродукции картины.

Тематический

159-162

Состав слова.

Повторение и обобщение

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Текущий

163-164

Части речи.

Повторение и обобщение

Различать изученные части речи, классифицировать слова по частям речи на основе изученных правил.

Текущий

165

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Развитие речи 1 ч

Подробно излагать  текст по самостоятельно составленному плану.

Текущий

166

Анализ изложения. Части речи.

Повторение и обобщение

 Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их.

Текущий

167

Итоговый контрольный диктант.

Контроль 1 ч

Записывать под диктовку текст, оценивать результаты выполненного задания.

Тематический орфографический

168

Анализ контрольного диктанта.

Повторение и обобщение

Приводить примеры  слов с заданной орфограммой и осуществлять контроль.

Текущий

169

Звуки и буквы.

Повторение и обобщение

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков, проводить звуко-буквенный разбор слов, работать с памяткой.

Текущий

170

Игра  «По галактике Частей Речи».

Урок-игра 1 ч

Оценивать результаты выполненного задания.

Тематический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса Центра дистанционного образования.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений " Школа России" . Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч.1 (М.А. Бантова, Г.В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1-4 классов. УМК "начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по русскому языку адресована учащимся  1 ступени начального общего образования. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 2 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по  русскому языку для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  ст...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2-го класса

     Рабочая программа по   русскому языку для учащихся 2-го класса   оставлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа по "Русскому языку" для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»3-8Содержание учебного предмета8-9Тематическое планирование9-14...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...