Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4-х классов УМК "Школа России" ФГОС НОО
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку расчитатна на 170 часов. УМК "Школа России"ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_avtosokhranennyy.docx | 107.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель Директор школы
учителей начальных директора по УВР
классов
Протокол № _________________Волгина Л.А. _________________Уздяев В.Н.
от « » 2014 г.
__________Резачкина С.И. « » 2014 г. « _» 2014 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для учащихся 4 классов
ГБОУ СОШ с. Подбельск
на 2014 / 2015 учебный год
Учителя: Орешенкова С.В., Резачкина С.И.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы курса «Русский языкка» (УМС «Школа России»: Примерные программы Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.)), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Оценки достижения планируемых результатов обучения начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели)
Распределение учебного материала и время его изучения:
Количество часов в год – 170 ч. I четверть: 45 ч.
Количество часов в неделю – 5 ч. II четверть: 35 ч.
Проектная деятельность – 4. III четверть: 50 ч. IV четверть: 40 ч.
Количество контрольных работ: 11 (диктантов – 8, проверочных работ –3). Диагностические работы-3.
Развитие речи – 12.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика( изучается во всех разделах курса). Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительные ъ и ь;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Используемая литература
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
- Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 4 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2014.
Контрольно – измерительные материалы
- Приложение к журналу «Начальная школа». Контроль в начальной школе.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс./ Сост. В.А.. Синякова 3-е изд. перераб.– М: ВАКО, 2013.
Дополнительная литература
- Васильева Л.С. Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа. - Саратов: Лицей, 2007.
- Журналы «Начальная школа».
- Интернет – ресурсы.
- Кульневич С.В, Лаконценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – М., 2002.
- Межуева Ю.В. Русский язык. Словарные слова. – Саратов: Лицей, 2009.
- Соколова Э.В. Полный школьный курс. 1- 4 класс. Справочное пособие.- СПб.: ИГ «Весть», 2009.
Учебно-наглядное и лабораторное оборудование
- Интерактивная доска.
- Проектор мультимедийный Программно-методический комплекс "Академия младшего школьника: 1-4 класс".
- Программно-методический комплекс "Мир музыки".
- "Русский язык". 1-2 классы. Картинный словарь.
- Касса слогов демонстрационная.
- Система контроля и мониторинга качества знаний.
- Ноутбук.
- Документ-камера Ken-a-vision.
- Нетбук.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
для учащихся 4 классов
Русский язык
№ п/п | Тема урока | Тип урока кол- во часов | Планируемые результаты обучения | Универсальные учебные действия | Вид контроля | Дата | |||||
П | Ф | ||||||||||
I четверть (45 ч) Повторение (11 ч) | |||||||||||
1 | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | Комбинированный 1ч | Анализировать высказывания о русском язык, составлять текст ( о языке или речи) по выбранной пословице | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -смысловое чтение; -поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -синтез; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии. Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | Комбинированный 1ч | Высказываться о значении «волшебных слов» | Текущий | |||||||
3 | Текст и его план. | Комбинированный 1ч | Различать текст и предложения, текст и набор предложений, определять тему и главную мысль текста | Текущий | |||||||
4 | Обучающее изложение | Комбинированный 1ч | Различать типы текстов, восстанавливать деформированный текст, оценивать результаты своей деятельности. | Текущий | |||||||
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | Комбинированный 1ч | Отличать предложения от группы слов, анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. | Текущий | |||||||
6 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | Комбинированный 1ч | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте. | Текущий | |||||||
7 | Диалог. Обращение. | Комбинированный 1ч | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением их в письменной речи, составлять рассказы по рисунку, используя в нём диалог, оформлять в письменной речи диалог. | Текущий | |||||||
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Комбинированный 1ч | Находить главные и второстепенные члены предложения, составлять предложения по схемам. | Текущий | |||||||
9 | Входная диагностическая работа | Контроль 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический | |||||||
10 | Словосочетание. | Комбинированный 1ч | Находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, различать предложения и словосочетания. | Текущий | |||||||
11 | Контрольный диктант по теме «Повторение». | Комбинированный 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Текущий | |||||||
Предложение (9 ч) | |||||||||||
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | Комбинированный 1 ч | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -выдвижение гипотез и их обоснование; -построение логических цепей рассуждений; -доказательство -подведение под понятие; -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -разрешение конфликтов Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии; -составление плана и последовательности действий; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
13 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Комбинированный 1 ч | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте; определять каким членом предложения являются однородные члены. | Текущий | |||||||
14 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Комбинированный 1 ч | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами; объяснять выбор нужного союза, обосновывать постановку запятых. | Текущий | |||||||
15 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | Развитие речи 1 ч | Составлять рассказ по репродукции картины и данному плану. | Тематический | |||||||
16 | Наши проекты. | Комбинированный 1 ч | Составлять сообщение и участвовать в презентации | Тематический | |||||||
17 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | Комбинированный 1 ч | Сравнивать простые и сложные предложения; наблюдать над союзами, соединяющие части сложного предложения. | Текущий | |||||||
18 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | Комбинированный 1 ч | Выделять в сложном предложении его основы; составлять сложные предложения | Текущий | |||||||
19 | Обучающее изложение. | Развитие речи 1 ч | Письменно передавать содержание повествовательного текста по составленному плану. | Тематический | |||||||
20 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Контроль 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический орфографический | |||||||
Слово в языке и речи (19 ч) | |||||||||||
21 | Слово и его лексическое значение. | Комбинированный 1 ч | Анализировать высказывания о русском языке, выявлять слова, значение которых требует уточнения. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -смысловое чтение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -выдвижение гипотез и их обоснование; -построение логических цепей рассуждений; -доказательство; -моделирование; -подведение под понятие; -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -разрешение конфликтов Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии; -составление плана и последовательности действий; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Тематический | ||||||
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | Сообщение новых знаний 1 ч | Определят значение слова по тексту, объяснять принцип построения толкового словаря, распознавать многозначные слова. | Текущий | |||||||
23 | Синонимы, антонимы, омонимы. | Комбинированный 1 ч | Подбирать к слову синонимы и антонимы, контролировать уместность использования слов в предложении, корректировать обнаруженные ошибки. | Текущий | |||||||
24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | Сообщение новых знаний 1 ч | Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка. | Текущий | |||||||
25-27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | Комбинированный 3 ч | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Текущий | |||||||
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | Комбинированный 1 ч | Контролировать правильность объединения слов в группу. | Текущий | |||||||
29 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | Комбинированный 1 ч | Работать с памяткой «Разбор слова по составу», моделировать слова. | Текущий | |||||||
30 | Правописание приставок и суффиксов. | Комбинированный 1 ч | Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. | Текущий | |||||||
31 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | Комбинированный 1 ч | Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове, проводить звуко-буквенный разбор слов. | Текущий | |||||||
32 | Обучающее изложение. | Развитие речи 1 ч | Контролировать правильность записи текстов, находить не правильно записанные слова и находить ошибки. | Тематический | |||||||
33 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Сообщение новых знаний 1 ч | Различать изученные части речи, классифицировать слова по частям речи на основе изученных правил. | Текущий | |||||||
34 | Склонение имён существительных и прилагательных. | Комбинированный 1 ч | Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их. | Текущий | |||||||
35 | Имя числительное. Глагол. | Комбинированный 1 ч | Анализировать таблицы и составлять по ним сообщения. | Текущий | |||||||
36 | Наречие как часть речи. | Сообщение новых знаний 1 ч | Находить наречия среди данных слов и в тексте, анализировать их грамматические признаки. | Текущий | |||||||
37 | Правописание наречий. | Комбинированный 1 ч | Определять роль наречий в предложении и тексте, и образовывать их от имен прилагательных. | Текущий | |||||||
38 | Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | Развитие речи 1 ч | Обсуждать отзыв, высказывать свое суждение и сочинять собственный текст-отзыв. | Тематический | |||||||
39 | Контрольная работа по теме «Части речи» | Контроль 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический | |||||||
Имя существительное (41 ч) | |||||||||||
40 | Распознавание падежей имён существительных. | Комбинированный 1 ч | Различать имена существительные определять их признаки. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -синтез; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии. Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
41 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | Сообщение новых знаний 1 ч | Изменять имена существительные по падежам, работать с таблицей. | Текущий | |||||||
42 | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | Сообщение новых знаний 1 ч | Различать падежные и смысловые вопросы, определять падеж. | Текущий | |||||||
43 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. | Сообщение новых знаний 1 ч | Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. | Текущий | |||||||
44 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавании. Несклоняемые имена существительные. | Комбинированный 1 ч | Соблюдать нормы употребления в речи не изменяемых имен существительных. | Текущий | |||||||
45 | Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» | Развитие речи 1 ч | Составлять описательный текст по репродукции. | Тематический | |||||||
II четверть (35 ч) | |||||||||||
46 | Три склонения имён существительных.1-ое склонение имён существительных. | Комбинированный 1 ч | Определять принадлежность имен существительных к 1-му склонению и обосновывать свой выбор. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -смысловое чтение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -выдвижение гипотез и их обоснование; -построение логических цепей рассуждений; -доказательство; -моделирование; -подведение под понятие; -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -разрешение конфликтов Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии; -составление плана и последовательности действий; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
47 | Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. | Сообщение новых знаний 1 ч | Подбирать примеры существительных 1-го склонения, анализировать таблицу. | Текущий | |||||||
48 | 2-ое склонение имён существительных. | Сообщение новых знаний 1 ч | Определять принадлежность имен существительных к 2-му склонению и обосновывать свой выбор. | Текущий | |||||||
49 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. | Сообщение новых знаний 1 ч | Подбирать примеры существительных 2-го склонения, анализировать таблицу. | Текущий | |||||||
50 | 3-е склонение имён существительных. | Сообщение новых знаний 1 ч | Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать свой выбор. | Текущий | |||||||
51 | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. | Сообщение новых знаний 1 ч | Подбирать примеры существительных 3-го склонения, анализировать таблицу. | Текущий | |||||||
52 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | Комбинированный 1 ч | Сравнивать имена существительные разных склонений, и находить их сходства и различия. | Текущий | |||||||
53 | Обучающее изложение. | Развитие речи 1 ч | Подробно излагать содержание повествовательного текста. | Тематический | |||||||
54 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительныхи1,2,и 3-го склонения единственного числа. | Комбинированный 1 ч | Классифицировать имена существительные по склонениям. | Текущий | |||||||
55 | Именительный и винительный падежи. | Комбинированный 1 ч | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. | Текущий | |||||||
56 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | Сообщение новых знаний 1 ч | Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ. | Текущий | |||||||
57 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | Сообщение новых знаний 1 ч | Обосновывать написание безударного падежного окончания. | Текущий | |||||||
58 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | Сообщение новых знаний 1 ч | Контролировать правильность записи в тексте имен существительных, находить и исправлять ошибки. | Текущий | |||||||
59-60 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | Комбинированный 2 ч | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. | Текущий | |||||||
61 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | Сообщение новых знаний 1 ч | Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ. | Текущий | |||||||
62 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже. | Комбинированный 1 ч | Обосновывать написание безударного падежного окончания. | Текущий | |||||||
63 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | Комбинированный 1 ч | Контролировать правильность записи в тексте имен существительных, находить и исправлять ошибки. | Текущий | |||||||
64 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже. | Комбинированный 1 ч | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. | Текущий | |||||||
65 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | Комбинированный 1 ч | Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ. | Текущий | |||||||
66-67 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | Комбинированный 2 ч | Обосновывать написание безударного падежного окончания. | Текущий | |||||||
68 | Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница». | Развитие речи 1 ч | Составлять текст-отзыв по репродукции картины. | Тематический | |||||||
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе». | Контроль 1 ч | Контролировать правильность записи в тексте имен существительных, находить и исправлять ошибки. | Тематический орфографический | |||||||
70 | Промежуточная диагностическая работа | Контроль 1ч | Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ. | Тематический | |||||||
71 | Склонение имён существительных во множественном числе. | Комбинированный 1 ч | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. | Текущий | |||||||
72 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | Комбинированный 1 ч | Анализировать разные способы проверки и выбирать нужный способ. | Текущий | |||||||
73 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | Комбинированный 1 ч | Обосновывать написание безударного падежного окончания. | Текущий | |||||||
74 | Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | Комбинированный 1 ч | Контролировать правильность записи в тексте имен существительных, находить и исправлять ошибки. | Текущий | |||||||
75 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | Комбинированный 1 ч | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. | Текущий | |||||||
76 | Обучающее изложение. | Развитие речи 1 ч | Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. | Тематический | |||||||
77 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | Комбинированный 1 ч | Обосновывать написание безударного падежного окончания. | Текущий | |||||||
78 | Контрольный диктант за первое полугодие. | Контроль 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический орфографический | |||||||
79 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. | Контроль 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический | |||||||
80 | Наши проекты. | Комбинированный 1 ч | Исследовать речь взрослых относительного употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже. | Тематический | |||||||
III четверть (50 ч) Имя прилагательное (31 ч) | Обосновывать написание безударного падежного окончания. | ||||||||||
81 | Имя прилагательное как часть речи. | Комбинированный 1 ч | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -смысловое чтение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -выдвижение гипотез и их обоснование; -построение логических цепей рассуждений; -доказательство; -моделирование; -подведение под понятие; -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -разрешение конфликтов Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии; -составление плана и последовательности действий; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
82 | Род и число имён прилагательных. | Комбинированный 1 ч | Определять род и число имен прилагательных, изменять по числам, по родам. | Текущий | |||||||
83 | Описание игрушки. | Развитие речи 1 ч | Работать с памяткой, сочинять текс любимой игрушки. | Тематический | |||||||
84 | Склонение имён прилагательных. | Комбинированный 1 ч | Различать начальную форму имени прилагательного, правильно писать родовые окончания. | ||||||||
85 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов». | Развитие речи 1 ч | Работать с памяткой, составлять текст-рассуждение о своем впечатлении. | Тематический | |||||||
86 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Сообщение новых знаний 1 ч | Работать с таблицей, изменять имена прилагательные по падежам. | Текущий | |||||||
87 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | Комбинированный 1 ч | Работать с памяткой, определять падеж имен прилагательных, сравнивать падежные окончания. | Текущий | |||||||
88 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | Комбинированный 1 ч | Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. | Текущий | |||||||
89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Комбинированный 1 ч | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать наиболее рациональный. | Текущий | |||||||
90 | Именительный, винительный, родительный падежи. | Комбинированный 1 ч | Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного. | Текущий | |||||||
91 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Комбинированный 1 ч | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать наиболее рациональный. | Текущий | |||||||
92 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Комбинированный 1 ч | Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного. | Текущий | |||||||
93 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | Развитие речи 1 ч | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. | Тематический | |||||||
94 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Комбинированный 1 ч | Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного | Текущий | |||||||
95 | Склонение имён прилагательных женского рода. | Сообщение новых знаний 1 ч | Работать с таблицей, изменять имена прилагательные по падежам. | Текущий | |||||||
96 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | Комбинированный 1 ч | Работать с памяткой, определять падеж имен прилагательных, сравнивать падежные окончания. | Текущий | |||||||
97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | Комбинированный 1 ч | Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. | Текущий | |||||||
98 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | Комбинированный 1 ч | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать наиболее рациональный. | Текущий | |||||||
99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | Комбинированный 1 ч | Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного. | Текущий | |||||||
100 | Изложение описательного текста. | Развитие речи 1 ч | Самостоятельно готовится к изложению и записывать его, проверять написанное. | Тематический | |||||||
101 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных | Комбинированный 1 ч | Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного. | Текущий | |||||||
102 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Сообщение новых знаний 1 ч | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. | Текущий | |||||||
103 | Сочинение- отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». | Развитие речи 1 ч | Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины. | Тематический | |||||||
104 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | Комбинированный 1 ч | Определять и обосновывать написания безударного падежного окончания, проверять правильность написанного | Текущий | |||||||
105 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | Комбинированный 1 ч | Работать с таблицей, изменять имена прилагательные по падежам. | Текущий | |||||||
106 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | Комбинированный 1 ч | Работать с памяткой, определять падеж имен прилагательных, сравнивать падежные окончания. | Текущий | |||||||
107 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | Повторение и обобщение 1ч | Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. | Текущий | |||||||
108 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Развитие речи 1 ч | Высказывать свое мнение о картине. | Тематический | |||||||
109 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. Тест. | Контроль 1 ч | Оценивать результат выполненного задания. | Тематический | |||||||
110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Контроль 1 ч | Оценивать результат выполненного задания. | Тематический орфографический | |||||||
111 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Повторение и обобщение 1ч | Определять последовательность действий при разборе, обосновывать правильность выделения признаков. | Тематический | |||||||
Местоимение (9 ч) | |||||||||||
112 | Местоимение как часть речи. | Сообщение новых знаний 1 ч | Распознавать местоимения, определять их наличия в тексте. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -смысловое чтение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -выдвижение гипотез и их обоснование; -построение логических цепей рассуждений; -доказательство; -моделирование; -подведение под понятие; -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -разрешение конфликтов Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии; -составление плана и последовательности действий; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
113 | Личные местоимения. | Комбинированный 1 ч | Определять число, род, лицо у личных местоимений 3-го лица. | Текущий | |||||||
114 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | Комбинированный 1 ч | Работать с таблицами, изменять местоимения по падежам, различать начальные и косвенные формулы. | Текущий | |||||||
115 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | Комбинированный 1 ч | Определять падеж личных местоимений, редактировать текст. | Текущий | |||||||
116 | Изменение личных местоимений по падежам | Комбинированный 1 ч | Соблюдать нормы употребления местоимений и их форм, обосновывать написания местоимений, писать раздельно предлоги с местоимениями. | Текущий | |||||||
117 | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | Комбинированный 1 ч | Составлять небольшие тексты-диалоги, подробно излагать содержание повествовательного-текста. | Текущий | |||||||
118 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». | Повторение и обобщение 1ч | Работать с памяткой, выполнять разбор личного местоимения по алгоритму. | Текущий | |||||||
119 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Контроль 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический орфографический | |||||||
120 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Повторение и обобщение 1ч | Работать с памяткой, выполнять разбор личного местоимения по алгоритму. | Тематический | |||||||
Глагол (32 ч) | |||||||||||
121 | Роль глаголов в языке. | Комбинированный 1 ч | Различать глаголы среди других слов и в тексте, определять изученные грамматические признаки глаголов. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -синтез; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии. Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
122 | Изменение глаголов по временам. | Комбинированный 1 ч | Различать глаголы среди других слов и в тексте, определять изученные грамматические признаки глаголов. | Текущий | |||||||
123-124 | Неопределённая форма глагола. | Комбинированный 2 ч | Различать неопределенную форму глаголов, ставить вопросы к глаголам и классифицировать их. | Текущий | |||||||
125 | Изменение глаголов по временам. | Комбинированный 1 ч | Работать с таблицами, образовывать глаголы. | Текущий | |||||||
126 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | Развитие речи 1 ч | Подробно излагать текст по самостоятельно составленному плану. | Тематический | |||||||
127 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | Сообщение новых знаний 1 ч | Изменять глаголы по числам и лицам, определять лицо, число глаголов. | Текущий | |||||||
128 | Спряжение глаголов. | Комбинированный 1 ч | Изменять глаголы по числам и лицам, определять лицо, число глаголов. | Текущий | |||||||
129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | Комбинированный 1 ч | Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов, использовать правило при написании. | Текущий | |||||||
130 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | Развитие речи 1 ч | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. | Тематический | |||||||
IV четверть (40 ч) | |||||||||||
131 | I и II спряжение глаголов настоящего времени. | Комбинированный 1 ч | Работать с таблицами, наблюдать над написанием личных окончаний. | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -смысловое чтение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -выдвижение гипотез и их обоснование; -построение логических цепей рассуждений; -доказательство; -моделирование; -подведение под понятие; -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -разрешение конфликтов Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии; -составление плана и последовательности действий; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
132 | I и II спряжение глаголов будущего времени. | Комбинированный 1 ч | Определять спряжение глаголов, группировать найденные в тексте глаголы. | Текущий | |||||||
133 | Наши проекты. | Комбинированный 1 ч | Составлять сообщение и участвовать в презентации | Текущий | |||||||
134-137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Комбинированный 4ч | Работать с памяткой, моделировать алгоритм определения спряжения глаголов, устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. | Текущий | |||||||
138 | Возвратные глаголы. | Сообщение новых знаний 1 ч | Узнавать возвратные глаголы, правильно произносить и писать их. | Текущий | |||||||
139-140 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | Комбинированный 2 ч | Отличать возвратные глаголы. | Текущий | |||||||
141 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | Комбинированный 1 ч | Работать с текстом, составлять текст, определять его тип, тему, составлять план, выписывать из каждой части глаголы | Текущий | |||||||
142 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Комбинированный 1 ч | Определять и образовывать формы глаголов. | Текущий | |||||||
143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | Комбинированный 1 ч | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов, соблюдать орфоэпические нормы произношения. | Текущий | |||||||
144 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | Комбинированный 1 ч | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов, соблюдать орфоэпические нормы произношения. | Текущий | |||||||
145 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | Развитие речи 1 ч | Составлять текст на спортивную тему. | Тематический | |||||||
146 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Контроль 1 ч | Записывать под диктовку текст, оценивать результаты выполненного задания. | Тематический орфографический | |||||||
147 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Повторение и обобщение 1ч | Работать с памяткой, определять последовательность действий по алгоритму. | Текущий | |||||||
148-149 | Обобщение по теме глагол. Тест. | Повторение и обобщение 2ч | Обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. | Текущий | |||||||
150 | Изложение повествовательного текста. | Развитие речи 1 ч | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. | Тематический | |||||||
151 | Итоговая диагностическая работа | Контроль 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический | |||||||
152 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | Повторение и обобщение 1ч | Обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. | Тематический | |||||||
Повторение (18 ч) | |||||||||||
153 | Язык. Речь. Текст. | Повторение и обобщение 1ч | Различать текст и предложения, текст и набор предложений, определять тему и главную мысль текста | Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -смысловое чтение; -поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; -синтез; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; -контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: -постановка учебной задачи; -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -оценивание качества и уровня усвоения материала; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; -способность к мобилизации сил и энергии. Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Текущий | ||||||
154-156 | Предложение и словосочетание. | Повторение и обобщение 3ч | Находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, различать предложения и словосочетания. | Текущий | |||||||
157 | Лексическое значение слова. | Повторение и обобщение 1ч | Анализировать высказывания о русском языке, выявлять слова, значение которых требует уточнения. | Текущий | |||||||
158 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь». | Развитие речи 1 ч | Составлять текст-отзыв по репродукции картины. | Тематический | |||||||
159-162 | Состав слова. | Повторение и обобщение 4ч | Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. | Текущий | |||||||
163-164 | Части речи. | Повторение и обобщение 2ч | Различать изученные части речи, классифицировать слова по частям речи на основе изученных правил. | Текущий | |||||||
165 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | Развитие речи 1 ч | Подробно излагать текст по самостоятельно составленному плану. | Текущий | |||||||
166 | Анализ изложения. Части речи. | Повторение и обобщение 1ч | Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их. | Текущий | |||||||
167 | Итоговый контрольный диктант. | Контроль 1 ч | Записывать под диктовку текст, оценивать результаты выполненного задания. | Тематический орфографический | |||||||
168 | Анализ контрольного диктанта. | Повторение и обобщение 1ч | Приводить примеры слов с заданной орфограммой и осуществлять контроль. | Текущий | |||||||
169 | Звуки и буквы. | Повторение и обобщение 1ч | Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков, проводить звуко-буквенный разбор слов, работать с памяткой. | Текущий | |||||||
170 | Игра «По галактике Частей Речи». | Урок-игра 1 ч | Оценивать результаты выполненного задания. | Тематический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса Центра дистанционного образования.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений " Школа России" . Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч.1 (М.А. Бантова, Г.В...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1-4 классов. УМК "начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 1 ступени начального общего образования. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 2 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного Образовательного ст...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2-го класса
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2-го класса оставлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа по "Русскому языку" для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»3-8Содержание учебного предмета8-9Тематическое планирование9-14...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...