Конспект урока "Заглавная буква в географических названиях"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чернова Ольга Юрьевна

Конспект урока по русскому языку для 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе.

 Тема: "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях"

Цели:

  • формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;
  • учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании географических названий своего края;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд

Прозвенел сейчас звонок.
Он сказал: “Начнем урок!”

Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд

– Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

2. Чистописание.

– Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд .

РРР Ро Ре Рье

Моя Родина-

– Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] )

– В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье)

– Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости).

– В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)?

– Прокомментируйте написание буквы. (Ставлю ручку на1/3 сверху в дополнительной строке, пишу наклонную до нижней линии рабочей строки. Выписываю клюшку. Ставлю ручку на 1/3 снизу в дополнительной строке, выписываю двойную клюшку). Дети пишут букву.

– Можно ли сказать, что на второй строке записано предложение? (Это не предложение, так мысль не закончена).

– Спишите начало предложения (Моя Родина)

– Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова.

3. Словарная работа. Сегодня вы познакомимся  с новыми словарными словами. Чтобы отгадать первое слово _______________

– Допишите предложение, укажите орфограммы:  Моя Родина-Россия. Слайд 11.

– Определите “опасное” место. (Россия: ударная гласная “и” во  втором слоге. Значит в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС )

– Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, сердце страны это город… (Москва).

Москва-главный город нашей России.(город,  Москва ставим? и картинки.)

-Определите слабое место в слове ГОРОД.

4. Сообщение темы урока.

– Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города)

– Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах)

Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия.

Какая тема нашего урока?: “Имена собственные. Написание названий стран, городов, деревень, улиц, рек”

Повторение об имени существительном.

-Что такое существительное?

-К каким существительным мы задаём вопрос  КТО?, ЧТО?

-Что такое собственные имена существительные и нарицательные?

-Как изменяются существительные по числам?

-Что обозначают сущ.в единственном числе и во множественном? (один или два и более предметов).

5. Формирование новых знаний.

“Открытие” новых знаний:

– Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга)

– Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные).

– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек?

(Названия стран, городов, деревень, улиц, площадей , рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные).

6. Физкультминутка на имена собственные.

Петя, мама, дом, Москва, город, страна, Россия, кошка, Мурка, учитель, пенал, река, Волга.

7. Упражнение в написании географических названий.

 Спишите текст. Исправьте ошибки.

В москве много улиц, переулков, площадей. Все знают красную площадь и тверскую улицу.

8.Работа по учебнику.

Упр.102, стр.60.самост.

9. Письмо под диктовку.

Саша Иванов живёт на улице Мира в городе Тула. Летом он с тётей Полей поедет в Волгоград. Он стоит на берегу Волги. Волга – величайшая река России.

9. Итог урока

– Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок?

Игра “Самый внимательный”

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зеленый светофор, если нет – красный, если не знаете ответ - желтый.

– Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
– Названия животных пишутся с большой буквы.
– Клички животных пишутся с маленькой буквы.
– Географические названия пишутся с большой буквы.
– Я называю имена собственные:
Дима, котенок, дядя, Аня, собака, Санкт-Петербург, река, Пушок, Байкал.

– Как нужно писать имена собственные

ИменаАндрей, Иван, 
Саша, Коля и Степан, 
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.

Все фамилииПетров, 
Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань, 
Тула, Краснодар, Рязань.
Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишутся с буквы большой.

Вы сегодня все хорошо работали. Слайд

Спасибо за урок! Сегодня вы все “Молодцы!”

9. Домашнее задание (работа по карточкам) 

Написать свой адрес в мире.

Куда:

страна _______________
край _______________
район _______________
станица _______________ 
улица _______________

Кому:

фамилия _______________
имя _______________
отчество _______________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕВИЗ УРОКА: КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ ПРИБАВЛЯЕТ ЧАСТИЦУ МУДРОСТИ

Слайд 2

Закончи предложение. Моя Родина - Р о ссия.

Слайд 3

М о сква

Слайд 4

Составьте предложение. … - главный … России.

Слайд 5

Тема урока : «Имена собственные. Написание названий стран, городов, деревень, улиц, рек».

Слайд 6

Названия стран, городов, деревень, улиц, площадей, рек пишутся с большой буквы. Это имена собственные.

Слайд 7

Ф и з к у л ь т м и н у т к а !

Слайд 8

Спишите текст. Исправьте ошибки. В москве много улиц, переулков, площадей. Все знают красную площадь и тверскую улицу.

Слайд 9

В М оскве много улиц , переулков , площадей . Все знают К расную площадь и Т верскую улицу.

Слайд 10

Электронная физминутка для глаз. «Посмотри вокруг»

Слайд 12

Работа по учебнику. Стр.60 упр.102

Слайд 13

Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Большая буква в географических названиях"

Цель урока: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек....

Конспект урока по русскому языку "Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях"

Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях...

Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."

Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС.  Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях"

Конспект урока  "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс (Школа России)...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...