Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонений имен существительных. Закрепление" (по учебнику Репкина В.В.)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока-закрепления со следующими заданиями:
♦ фонетическим разбором слова
♦работой с алгоритмом и презентацией
♦работа с отдельными словами и текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.43 МБ |
конспект урока | 26.67 КБ |
приложение 1 | 13.46 КБ |
приложение 2 | 76.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лёг асфальтовый ремень Через сотню деревень. Шоссе. Загадка
Задание №1 Шш Шш Шш Шш Шш шоссе шоссейка шоссейный Шоссе - дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта.
Задание №2 А О ? е и В_кзал , _втомобиль , ул_ца , п_сс_жир , адр_с , р_сст_яние , б_лет , б_гаж , ш_фёр . В о кзал, расст о яние, ш о фёр. А втомобиль, п а сс а жир, р а сстояние, б а гаж . Ул и ца, адр е с, б и лет .
Шоссе, шос-се – 2 слога. ш – [ ш ] – согл ., гл. парн ., тв . непарн . о – [а] – гласн ., безуд . с – [ с ] – согл ., гл. парн ., тв . парн . с – [ ] – е – [э] – гласн ., уд. 5 букв, 4 звука Задание №3
Типы склонений 1-ый тип: -а(-я) м., ж. р. СТЕНА 2-ой тип: -о(-е), - ср. р. , м.р. ОКНО (СЛОН) 3-ий тип: - ж.р. РОЖЬ
1 скл . 2 скл . 3 скл . Окончание в Им. п . ед.ч -а, -я -о, -е, - - Род ж., м. ср., м. ж. Опорное слово СТЕНА (ЛИСА) ОКНО (СЛОН) РОЖЬ Алгоритм определения склонения имён сущ. Поставь слово в И.п. ед.ч. Выдели окончание. Определи род. Определи склонение (опорное слово).
Если свет зажегся красный, Значит, двигаться … . Свет зеленый говорит: «Проходите, путь …» . Желтый свет – предупрежденье – Жди сигнала для … .
Мы ехали над пропаст (?) ю . Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки … Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м , самой высок_й г_рой Ка_каза . Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко . Задание№5 Прочитайте текст: Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите имена существительные, определите их тип склонения.
карта России
Урок окончен
Предварительный просмотр:
Тема урока: Типы склонений имен существительных. Закрепление.
Цель урока:
- формировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных (по падежной форме именительного падежа).
Задачи:
- учить учащихся определять тип склонения имен существительных по алгоритму
-упражнять в правописании падежных окончаний имен существительных;
- учить внимательному и заботливому отношению к русскому языку.
Наглядные пособия:
- алгоритм определения типа склонения имен существительных;
- таблица – грамматическая модель имен существительных;
- слова-карточки: в тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_;
- слова-карточки: шоссе, шоссейка, шоссейный, Шш;
- маркер чёрный;
- индивидуальные карточки с заданиями;
- карточки для парной работы;
- толковый словарь русского языка;
- карта России (горы Кавказа, гора Эльбрус)
- магниты.
Техническое оснащение:
- компьютер;
- проектор;
- «флешка» с материалом к уроку;
- экран.
Проект урока
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент | ||
2 | Постановка цели урока и задач | - Тема урока: Типы склонений имен существительных .Закрепление(слайд№1). - Сегодня мы закрепим знания о типах склонения имен существительных, потренируемся в определении типов склонений у различных слов, а также поупражняемся в правописании падежных окончаний существительных. | |
3 | Чистописание | 1)- Отгадайте загадку: - Лёг асфальтовый ремень Через сотню деревень. -Найдите в толковом словаре слово «шоссе». Что оно означает? -Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной: Шш шоссе шоссейка шоссейный -Что общего у этих слов? Как одним словом назвать эти слова? - Какое слово лишнее и почему? | -Это шоссе. -Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта.. Дети пишут всю 2 строчки. -Родственные или однокоренные. -Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные). |
4 | Словарная работа | -А какие еще слова, связанные общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать? - Задание№1. Прочитайте слова: В_кзал, _втомобиль, адр_с, б_гаж, б_лет, п_сс_жир, р_сст_яние, ш_фер, ул_ца. Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы: 1-ый ряд – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины); 2-ой ряд – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины); 3-ий ряд – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)… -Давайте проверим (идет взаимопроверка по рядам +на слайде). Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием. | - Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д.. Идет самостоятельная работа учащихся. |
5 | Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор) | -Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику .Сделайте звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам. (идет сам. работа) -А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним. (самопроверка по слайду) Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием. | |
6 | Работа по теме урока. Закрепление. | - Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»? -А что такое имя сущ-ное? - Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает? -А обладает ли слово категорией падежа? Почему? -Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов… -Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных вы знаете? -Какие, перечислите. (слайд-таблица скл.) -Приведите примеры слов по склонениям… - А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм… (слайд-алгоритм) -Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки: В тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_. -Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму. -Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему. | -Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет. -Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа. -ГЗ: род средний, число –ед. -Нет. Так как оно не изменяется по падежам. -Кенгуру, пальто и т.д. -Три типа. -1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода. Алгоритм:
|
7 | Физ. пауза | - Мы уже много проехали за урок по шоссе, пора и отдохнуть. Тем более что на пути показался светофор. (игра «Светофор»). (слайд) | |
8 | Работа с текстом | - Задание. Прочитаем текст: Мы ехали над пропаст(?)ю. Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки… Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м, самой высок_й г_рой Ка_каза. Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко. -Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа. Кто из вас был на Кавказе? -Кто сможет нам показать Кавказ на карте? -Найдите в тексте слово разносклоняемое. - Докажи. -Читаем задание дальше: Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения.
-Это самостоятельная ваша работа на оценку. -Сколько имен сущ-ных оказалось в данном тексте? | Один ученик читает выразительно текст. Один ученик показывает Кавказ на карте России. -Это слово – время. - это слово оканчивается на –мя. Задание читает ученик. Идет самостоятельная работа. -В этом тексте 10 имен сущ-ных. |
9 | Итог урока | -Подошел к концу наш урок. -О чем мы говорили на уроке? -Какие типы склонений вам знакомы? Приведите примеры слов по типам склонений. | |
10 | Д\з |
Предварительный просмотр:
в тетрад_
в тетрадк_
в сара_
без пальт_
без печат_
без ветк_
в болот_
по пут_
по шосс_
Предварительный просмотр:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Слова-ловушки: _______________ ________________ _________________ |
Карточка№3
Слова: по ветк_, в яблок_, по времен_, об озер_, у кенгур_, от мыш_, от мышк_, в реч_.
Карточка№2
Доделай фонетический разбор слова:
Билет, ……–………. - 2 слога.
б-[ ] – согл., ……… - парн., ………… - парн.
и-[ и ] - гл., безуд.
л-[ ] – согл., …….. –непарн., ………… -парн.
е-[ ] - …………………………………
т-[ ]- ………………………………….
…букв, …звуков
Карточка№1
Напиши каждое слово по 3 раза. Поставь ударение, подчеркни букву, которую надо запомнить:
багаж - …………………………………………………………………….
билет - …………………………………………………………………………..
вокзал - …………………………………………………………………………
пассажир - ……………………………………………………………………
расстояние - ………………………………………………………………….
улица - ……………………………………………………………………….
1-ое скл. | 2-ое скл. | 3-е скл. | |
Окончание в Им. п. | -а, -я | -о, -е, - | - |
Род | ж., м. | ср., м. | ж. |
Опорное слово | СТЕНА (ЛИСА) | ОКНО (СЛОН) | РОЖЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...
Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение» и презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"
Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....
Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"
Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются образ...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...