Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три типа склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пономаренко Ирина Юрьевна

Цель урока: обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   русского   языка  в  4  классе по теме:

«Три типа склонения имен существительных».


Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление; 
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

 
Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека 


                                                    Ход урока: 

1.Организационный момент. 
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята. 
2.Минутка каллиграфии. 
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов: 
Прикоснись ко мне добротой, 
И болезни смоет волной, 
И печаль обойдёт стороной, 
Озарится душа красотой… 
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта? 
Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми. 
У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим». 
- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа. 
-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее) 
Добро, дорога, походка 
Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово) 
-Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк. 
Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными. 
Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у … 


3. Постановка темы и целей урока. 

-А какое слово из написанных на доске лишнее? -- Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные. 
У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные? 
Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека. 
-Значит, какая тема сегодняшнего урока? Имя сущ-ное. А точнее: «склонение имен существительных». Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы научимся правильно определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас. 
Что для этого надо сделать? (повторить все признаки существительных, знать все падежи и типы склонений и уметь их определять) 
-Для чего мы изучаем типы склонений? (чтобы быть грамотными) 
4.Применение знаний, умений и навыков. 
-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома? 
Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой. 
2. Доброе слово и кошке приятно. 
3. Мир не без добрых людей. 
4. Нет худа без добра. 
5. Доброе слово лечит, злое калечит. 
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. 
7. Путём зла не доходят до добра. 
У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся). 
У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу, объясните нам. Найдите имена сущ-ные в предложении и определите их число и падеж! ( Жизнь- ед.ч., Им.п., ( На) дела- мн.ч., Вин.п.) 
Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных! 
Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных! (изменяются по падежам и числам) 
Сколько падежей в русском языке? Назовите их! 
Просклоняйте слово «доброта». (1 ученик устно) Сигнальные карточки! 
Что изменилось у слова в каждом падеже? Как это еще называется? (склонение) Для чего мы изучаем склонения существительных? 
Итог: Мы повторили признаки имен существительных! Закрепим наше умение определять падежи. 
 5.Творческая работа учащихся.

-Рассмотрим картину!-Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину? 
У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина? 
Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам. 
Запись 1-го предложения! Школьники сделали кормушку для пернатых друзей. 
Определите падеж имен существительных. 
Проверка. С сигнальными карт. 
Итог: Ребята, чему мы научились? Что повторили? 
6.Физминутка. (музыкальная на песню «Воробей») 
7.Проверка усвоения знаний.

- Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях. 
1 склонение 2 склонение 3 склонение 
ж.р. -

м.р. – м.р. –

ср.р. - сущ ж.р. с ь на конце

Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы? 
Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3 
Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться. 
8.Работа с текстом.

-Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение. 
Не прячьте доброты своей, 
Откройте сердце всем наружу. 
Тем, что имеете, щедрей 
Делитесь, распахните душу! О чем? 
Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения. 
Проверка в парах. 
Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!) 
- Кому было трудно выполнять такое задание? 
9.Работа у доски.

 Игра «Собери цветок доброты!» 
-Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го. 
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота 
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество 
3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь! 
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
(видеоролик «Живет повсюду красота») 
Итог: давайте будем беречь все живое на Земле! 
10. Задание на развитие внимания! 
«Кто играет с нами в прятки?» 
Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, выпишите их в тетрадь и определите тип склонения! 
кнотидружбаьжоменкв 
ъдцсчастьеядакуычщш 
чяьтвсодтолдсмелость 
Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение? 
11.Снеговики! 
Веселые Снеговики предлагают вам игру: «Слова-находки». Задание: найдите в словарике имена существительные 3 склонения, которые обозначают доброе качество человека! Пусть те, у кого остановятся Снеговики, положат их в шкатулку! 
Например: смелость, внимательность, чуткость… 
13. Рефлексия. 

-Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый? 
Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый» 
14.Д/з

- Написать дома минисочинение «Для чего на свете доброта?» 
15. Подведение итогов. Рефлексия. 
Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок? 
16.(Видеоролик «Дорога добра»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "3-е склонение имён существительных" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "3-е склонение имён существительных" с перечнем целей, задач урока, формируемых УУД....