Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (выслушиваются ответы детей) Итак, тема нашего урока – «Как написать письмо». Сформулируйте цель урока. Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте !, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и ? , если не знаете ответ, но хотите узнать. Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ? Какие бывают виды письма? Какие существуют правила письма? Из каких частей состоит письмо? Что такое письмо? Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока. Фронтальная работа (составление кластера) Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова ,связанные со словом « письмо». Адрес, конверт, почта, индекс, марка.(выкладываю на доску , названные детьми слова) А в руках у меня осталось еще 2 слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? (нет) Это действительно в наше время редко используемые слова. Где вы можете узнать, что обозначают эти слова? В словаре. (Работа со словарем по компьютеру) Дети: Адресат – человек, который получает письмо. Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель) Итак, мы вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова. Хотелось бы вам больше узнать о них? Историческая страничка. Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы . Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы. Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт. увидел свет в 1820 году Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона. Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года. Почта существует с древних времён. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества. 9 октября- отмечается всемирный день почты Проблемный диалог. Виды писем. - А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма? Правильно в них - сообщают о каких-то событиях,
- делятся впечатлениями,
- обращаются с просьбами.
Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы. Послушайте два письма. Чем отличаются эти письма? Какое содержит деловую информацию, а какое личную? ПИСЬМО- ДЕЛОВОЕ, ПИСЬМО- ЛИЧНОЕ. А личные письма существуют более 10 видов. Обратите внимание на экран. Мы же на уроке разберём только некоторые из них. Личное: письмо-повествование , письмо-поздравление, письмо-просьба, письмо-благодарность Работа в группах Учитель: Ребята, вы получите разные образцы писем, прочитайте их и сами определите, к какому виду оно относится? (вкладывают письмо в конверт, на котором написано какое письмо) и попробуйте объяснить с какой целью было оно написано. Взаимопроверка по «вертушке» , после появляется на экране. - Прочитайте 1 письмо. - О чем первое письмо? (Ответы учащихся) - Это письмо – пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека, который его пишет. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей. - О чем второе письмо? (Ответы учащихся) - Это письмо – поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья, дружбы между собой. - О чем третье письмо? (Ответы учащихся) - Это письмо – информация. В нем Оля сообщает родителям о том, что ей в санатории живется хорошо, но она скучает и просит маму и папу поскорее приехать и привезти ей кроссовки. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживание девочки. -О чем четвертое письмо? - Это письмо –благодарность. Автор выражает благодарность за подарок и дружбу. - Мы можем сделать вывод: письма бывают разные. письмо – пожелание, письмо – поздравление, письмо –повествование письмо-благодарность Я почтальон веселый Шагаю каждый день По улицам, проулкам Поселков, деревень В мороз, жару и стужу И в дождик, и в метель. Чтобы правильно написать письмо что еще необходимо знать? Дети: Правила написания письма. Чтобы узнать, какие существуют правила письма , я предлагаю провести исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках. В русском языке слово «письмо» восходит к слову «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота» В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква А в Германии в немецком языке письмо называют словом DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий».. Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов? (ответы детей) Вывод. 1.Писать следует грамотно. 2.Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и четкие. 3.Письмо должно быть коротким., но все полным. Знакомство с этическими законами переписки. Посмотрите отрывок из мультфильма, и послушайте письмо, которое написал мальчик по имени дядя Федор. Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо, упали в обморок? Почему мы смеялись, когда читали это письмо? (ответы детей) Между людьми, ведущими переписку, соблюдаются определённые правила, законы. Законы эти устанавливались веками. Их можно назвать этическими законами переписки. Как вы думаете, какие это законы? Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не вам? Обязательно ли отвечать на письмо? (ответы детей) Вывод. 1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их. 2.Нельзя читать чужие письма. Можно ли оставлять письмо без ответа? 3.Нельзя оставлять письмо без ответа. Какими должны быть бумага и конверт? 4.Бумага и конверт должны быть чистыми. Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма. Работа в микрогруппах. Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа. Для письма используй____________________ лист бумаги. Письмо нужно писать_______________________________ . Обращение в письме пишется_________________________ . Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________ Отвечать на письмо нужно _____________________________ . Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале. Взаимопроверка. Структура письма. Учитель: Послушайте письмо. «Паша! Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Колей я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Мадагаскар-з ”. На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок. Побывали мы и в музеях. Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. » Учитель: -Всё ли вам понравилось? (Нет, связи и последовательности между предложениями, нет приветствия, говорит только о себе и т.д.) Значит, чтобы грамотно написать письмо нужно знать структуру письма. Перед вами на листочках даны названия частей письма. Обсудите, какой должна быть последовательность этих частей. (Идёт обсуждение структуры письма). Вступление | Обращение и приветствие. | Обращение и приветствие. | Вступление | Прощание | Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания.) | Вопросы просьбы, пожелания. | Прощание | Подпись и дата | Подпись и дата |
Знаете ли вы что должно быть написано в каждой из этих частей ?Как вы понимаете Обращение и приветствие? (имя того, кому предназначено письмо. ) Знаете ли вы как правильно начать письмо? Вступление7Что пишут в этой части?( вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, фраза о состоянии переписки. ) Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания, рассказ.) Прощание?Как правильно закончить его? Давайте познакомимся с советами Волшебницы на с.24.— Работа по учебнику. «Важно знать, как правильно начать письмо и как его закончить, — сказала Волшебница. Сначала обязательно нужно поздороваться: Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля! Или так: Здравствуй, Ваня! Если ты пишешь взрослому, малознакомому человеку, то лучше начать письмо так: Здравствуйте, уважаемая Зинаида Петровна! Обрати внимание: к взрослому человеку мы должны обращаться на «Вы», и «Вы» писать с большой буквы: Как Вы себя чувствуете? Потом нужно поблагодарить за полученное письмо: Спасибо за Ваше интересное письмо. Читала его с удовольствием. Или: Получил твоё (Ваше) письмо. Большое спасибо. Если ты давно не получал(а) писем, то поинтересуйся, почему тебе не пишут: Давно не получала от Вас писем! Всё ли в порядке? Или: Почему ты мне не пишешь? Или: Давно не получал от Вас никаких известий! Беспокоюсь. Затем расскажи о себе. Заканчивать письмо принято словами: Крепко Вас обнимаю. Ваша Маша. Или: Жму руку. Пиши! Миша. Или: С уважением Аня. — Это так просто! — сказал Миша и побежал писать письмо Ване. Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками тетради. Кому бы вам хотелось написать? Какие слова обязательно будут в ваших письмах? (Здравствуй и до свидания) Знаете ли как писать эти слова? Если будете затрудняться где взять ответ.? В словаре «Пишу правильно» Индивидуальная работа в тетради на печатной основе. Зачитайте, какие письма вы написали.
-Что же такое письмо ? Попробуйте дать ответ самостоятельно в группах. Карточка 1 Письмо –это устное сообщение о чем –либо своим друзьям, родным, знакомым. Карточка 2 Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения, о чем –либосвоим друзьям, родным, знакомым. Карточка 3. В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, добрые пожелания, слова прощания, подпись. Карточка 4 В письмах обычно бывают такие части: условие и требование или вопрос. Карточка 5. Письма бывают сказочные, бытовые, о животных Карточка 6. Письма бывают личные и деловые. Какие карточки выбрали? На экране: Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения, о чем –либо своим друзьям | В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, добрые пожелания, слова прощания, подпись. | Письма бывают личные и деловые. |
Вот и подошел к концу наш урок. Посмотрите на свои листочки, на все ли вопросы вы смогли получить ответ? Все лаи вам было понятно, интересно? Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.
|