Конспект урока. Русский язык.Тема: Словообразование слов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Материал может быть использован на уроке русского языка во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (2 класс, С.И. Иванов)
Тема урока: Словообразование имён существительных
Цели урока: 1) Учить образовывать новые слова;
2) Обогащать словарный запас учащихся;
3) Воспитывать любовь к слову и родному языку.
Целевая установка
Ход урока:
« Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.»
М.В. Ломоносов.
А кто такой М.В. Ломоносов? ( Известный и знаменитый ученый, основатель первого университета в России)
Как мы определяем, что перед нами слово? ( Слово состоит из звуков, слово имеет значение)
Какое значение имеет слово? ( Лексическое, грамматическое) Лексика изучает слово и его значение, историю появления слов в русском языке.
Как обогащается словарный запас в русском языке? ( заимствованные слова ,которые пришли из других языков) Приведите примеры слов, которые пришли к нам из других языков.
Например: Цирк, зонтик, ладонь, весна, запад, сердце, фейерверк, благодарить, костюм, эскимо, футбол и.т.д.
Слова могут образоваться при помощи приставки и суффикса? (да)
А сегодня мы с вами узнаем ещё об одном слове.
Угадайте: С ней не будешь спорить. Она такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит. ( погода)
Записать в тетрадь слово погода. Какое лексическое значение данного слова?
Погода- состояние атмосферы в данном месте, в данное время.
А теперь назовите грамматические признаки данного слова. (Имя существительное, начальная форма(погода),нарицательное, употребляется в форме единственного числа, женского рода,1 склонения)
Разбери слово по составу.
Слова могут образоваться при помощи приставки и суффикса? (да)
Попробуйте образовать новые слова от слова погода.
Погода, погодка, погодушка, погожий, погодная, непогода. Каким способом образованы однокоренные слова? (Суффиксальный, приставочный).Обратимся к словообразовательному словарю.
К нам в русский язык пришли не только заимствованные слова, но и корни и суффиксы. (дирижёр, суффикс ёр, микро, фото, теле ( микрофон, телефон, микроскоп, фотоаппарат)
Что можете сказать про эти слова? Определите способ образования слов каждого столбика.
Неудача грибок подстаканник
Невезение дымок подсвечник
Неуважение лесок подснежник
Образование слов:
1)приставочным способом;
2)суффиксальным;
3)приставочно-суффиксальным;
Физминутка
Можно образовать слова при помощи слияния двух корней? Обсуждение.
Земля, мерить ( землемер)
Вода, проводить (водопровод)
Нефть, возить (нефтевоз)
Камни,падать( камнепад)
Газ, проводить (газопровод)
Вода, мерить ( водомер)
А можно ли слова образовывать другим способом? На чём летал Иван Царевич? Старик Хоттабыч? Оказывается, можно сложить два слова, между ними ставится дефис.(тире)
Ковёр-самолёт, диван-кровать, дом-музей,зонт-автомат.
А знакомо ли слово аббревиатура? Обратимся к толковому словарю. Аббревиатура - условное сокращение слов на письме.
Это слово обозначается, что слова можно образовывать сложением начальных букв.
Например: СССР, вуз, ,ОРТ.
Открываем фабрику слов.( работа в группах) Раздаются карточки с заданиями,назначаются бригадиры.
1)цех№1 Составить сложные слова
2) цех№2 Составить слова суффиксальным способом
3) цех №3 Составить слова приставочным способом
4)цех №4 Составить слова приставочно– суффиксальным способом
Проверка.
Итог урока.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....
Конспект урока русского языка. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)". 2 класс.
Русский язык. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)". 2 класс....
Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...
Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...
Конспект урока русского языка Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».
Конспект урока русского языка, 3 класс, «Школа России»Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова»....
Конспект урока русского языка. Тема урока "Части слова Корень"- 2 класс
Урок разработан в соответствии с требованиямиФГОС...