Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов
статья по русскому языку по теме

Амосова Ирина Юрьевна

Выступление в Краснодаре на краевом педагогическом фестивале "Инновационный поиск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie._krasnodar._.docx22.69 КБ
Файл seminar_v_krasnodare.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках

и во внеурочной деятельности на примере изучения словарных слов.

Амосова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов

СОШ № 18 города Сочи

Хорошая память – это не способность, а искусство, система навыков и умений. Даже одаренные музыканты каждый день играют гаммы. Практика и еще раз практика!

Даниэль Лапп

Практически на каждом уроке  русского языка встают вопросы: как помочь учащимся грамотно писать? Как сформировать орфографическую зоркость?   Как добиться качественных результатов обучения учащихся? Из года в год, из урока в урок я занимаюсь развитием творческого воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Задействовать воображение можно и на уроках русского языка при изучении словарных слов.

Важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение.

Для решения поставленных  задач и достижения максимального результата эффективно использование творческих приемов. Ярким примером может послужить работа по изучению словарных слов младшими школьниками.

Что отличает мои уроки от уроков других учителей? Это, прежде всего то, что в начале практически каждого  урока на «Минутку Вообразилию». Это различные упражнения, способствующие развитию творческого воображения. Это и любимые детьми: имитационные игры («Где живут краски?»); сюжетно-образные, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации («Сочиняем картину», «Музыкальные образы»); музыкально-дидактические, развивающие игры («Лестница образов», «Волшебная клякса», «Отгадай образ» и др.

Возраст от 2 до 12 лет – благоприятный для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Учителю необходимо методически грамотно организовывать деятельность, которая впоследствии  даст хорошие результаты.

В процессе работы я искала ответы на вопрос: Почему одна информация запоминается лучше, а другая – хуже?

Ели говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы и являются значимыми в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Образная информация запоминается хорошо, а речевая – хуже.

  1. Во-первых, в речи и тексте содержится меньше слов – образов, чем в окружающем мире;
  2.  во-вторых, образы, создаваемые на основе слов «слабее» образов,  воспринимаемых зрительно.
  3. Виды памяти, которые задействуются при запоминании словарных слов.

  1. 1) У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

  1. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

  1. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение движений. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

  1. Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Для достижения наилучшего результата при изучении словарных слов, необходимо задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную).

У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I–II и III–IV классов. Так, для детей 7 –8 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания? и т. д.»

- чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо». Поэтому детям 7-8 лет необходимо как можно больше показывать ярких карточек и картинок. А к возрасту 9-10 лет необходимо подключать подбор речевых образов.

Для того, чтобы процесс запоминания был успешным, рекомендуется обратиться к «законам памяти».

Существует много методов, которые используются для запоминания словарных слов.

А именно,

- орфографическое проговаривание слова;

- запоминание слова по сетке;

- метод Цицерона;

- «устный кроссворд»;

- метод ассоциативного запоминания слов

Т.к. большое внимание на уроках и во внеурочной деятельности я отвожу развитию творческого воображения детей, дети с удовольствием стали пользоваться методом ассоциативного запоминания слов.

Нами был разработан алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций.

Потому как важно, чтобы ребенок умел пользоваться самостоятельно полученными знаниями.

Метод переписывания или повторения, к сожалению, не всегда дают тех результатов, которых бы хотелось видеть учителю. Важно проводить интеллектуальную работу с материалом.

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций. Удачно подобранное слово-ассоциация становится  проверочным  для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём  нужную орфограмму ребенку очень поможет.

Ежедневно, из урока в урок, мы стали работать на решением возникшей проблемы.

Надо было помочь ребятам запоминать слова, не заучивая их наизусть.

У данного метода запоминания есть еще одно свойство, на которое я очень надеялась, и была рада, когда убедилась на практике, что не ошиблась. Выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, способен самостоятельно (пусть интуитивно) пользоваться теми приемами, о которых я вам рассказала, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. Ребенок чувствует это и, подхватив эстафету, начинает предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи, что и становится основой его собственных ассоциативных информационных блоков.

Стоит признаться, что когда дети из разных классов стали приносить  мне свои карточки, в которых обыгрывались такие «упрямые» слова, как «автомобиль», «котлета», «лимон» и т.д., я испытала чувство удовлетворенности от проделанной работы.  Потому что мне очень хотелось, чтобы этот словарик был для ребенка не книжкой «для зазубривания», а альбомом «для рисования».

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это делать самому, и это станет моим навсегда".

Именно так гласит древняя мудрость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А мосова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов СОШ № 18 города Сочи Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности на примере изучения словарных слов.

Слайд 2

Хорошая память – это не способность, а искусство, система навыков и умений. Даже одаренные музыканты каждый день играют гаммы. Практика и еще раз практика! Даниэль Лапп Важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. А одним из принципов организации этого процесса заключается в том, что учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Для решения поставленных задач и достижения максимального результата эффективно использование творческих приемов. Ярким примером может послужить работа по изучению словарных слов младшими школьниками.

Слайд 3

Минутка « Вообразилия »

Слайд 5

В опрос: «Почему одна информация запоминается лучше , а другая – хуже ?» Образная информация запоминается хорошо, т.к. она наиболее всего приближена к функционированию нашего мозга. Всем известно, что мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Речевая (текстовая) информация запоминается хуже, чем образная, т.к. далеко не все слова переводятся мозгом в образы . Во-первых в речи и тексте содержится меньше слов – образов , чем в окружающем мире; во-вторых, образы, создаваемые на основе слов «слабее» образов, воспринимаемых зрительно.

Слайд 6

Слуховая память З рительная память Тактильная память (« память тела») Э моциональная память Типы памяти по используемым органам чувств Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта . У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания.

Слайд 7

Все виды памяти можно условно разделить на три группы: Что запоминает человек: предметы и явления, мысли, движения, чувства Как человек запоминает : случайно или преднамеренно Как долго сохраняется запомненное: Двигательная Произвольная Кратковременная Словесно-логическая Непроизвольная Долговременная Образная Оперативная

Слайд 8

Законы памяти Закон памяти Практические приёмы реализации Закон интереса Интересное запоминается легче. Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце . Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз . Памятка для учителя:

Слайд 9

Методы, используемые для запоминания словарных слов Орфографическое проговаривание слова , написание его в воздухе кончиком носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене. Например: «Закрой глаза, представь - это слово, написанным в книге». Назови его по буквам. Заставь помигать «опасную» букву. Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь. Запоминание слова по сетке . Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. А Л Л Е Я . Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс. Метод Цицерона . После того, как ребенок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите расставить слова по комнате. «Устный кроссворд». Вы называете определение, а ребенок называет слово и записывает его. При выполнении этого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова. Метод ассоциативного запоминания слов.

Слайд 10

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций 1.Проговорить слово по слогам. 2. Объяснить значение слова . 3. Поставить ударение. 4. Найти безударную гласную. 5.Подобрать ассоциации к букве, которую нельзя проверить. 6. Составить предложение со словом. 7. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»). 8 . Записать слова в «веселый словарик» . 9 . В начале следующего урока повторить записанное слово.

Слайд 11

Проговариваем слово по слогам: О-вал Объясняем значение слова: слово произошло от лат. ovum — яйцо А как нарисовать овал? На помощь брата я позвал. Брат взял фломастер и искусно Мне овал нарис овал : Ты слегка окружность сплюсни, Получается ОВАЛ. Сколько раз его видал, В ванной зеркало - овал ! Овал - окружность удлинённая И рожица в ней удивлённая 3. Ставим ударение («зовем слово») - ов А л (ударение падает на гласную «а») 4. Безударная гласная «а» 5. Какую букву нельзя проверить? Это буква «О ». Попробуйте, используя имеющиеся у вас знания, подобрать ассоциации к проверяемой букве. 6. Придумайте предложение с изученным словом: «Я нарисовал большой овал». 7. Подчеркните безударную гласную в словарном слове: «Я нарисовал большой о вал». 8. Запишите слово в «веселый словарик» .

Слайд 12

Чтобы запомнить информацию как можно лучше, надо обязательно ставить цель – не только воспринять материал, но и действительно его запомнить, уметь самостоятельно использовать полученные знания. Приемы запоминания информации метод записывания или переписывания метод повторения интеллектуальная работа с материалом

Слайд 13

Метод ассоциативного запоминания слов. Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Проблема: дети допускают ошибки в написании словарных слов. Решение : надо помочь учащимся запоминать слова, не заучивая их наизусть.

Слайд 14

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом , который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций . Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием , материалом , количеством , звучанием , назначением , местом расположения и т.д.

Слайд 15

Не навязывайте ребенку своей ассоциации! Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма. г А зета - бум А га , к О нцерт – О ркестр – н О та з А вод - труб А , л А донь - п А льцы , к А пуста - сал А т в О сток – к О мпас

Слайд 16

Выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, способен самостоятельно (пусть интуитивно) пользоваться теми приемами, о которых я вам рассказала, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это делать самому, и это станет моим навсегда". Именно так гласит древняя мудрость.

Слайд 17

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Слайд 18

Ассоциации по форме

Слайд 19

Ассоциации по эмоциональному состоянию Ассоциации по вкусовым качествам

Слайд 20

Победитель Всероссийского конкурса « Рисуем словарные слова » 1 место – Татулян Анна ( « Дельфин » ) СОШ №18 г. Сочи, 2013 г

Слайд 21

Предлагаемый вашему вниманию весёлый оригинальный обучающий орфографический словарик иллюстрирует замечательный метод запоминания написания трудных слов – метод ярких ассоциаций. Читайте, пробуйте, положительные результаты обязательно будут! Пусть мои рекомендации будут маленькой ступенькой к достижению поставленной цели: формировани ю функционально грамотной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Профориентационная работа на уроках русского языка на примере изучения словарных слов"

Данная презентация может использоваться как наглядное пособие при изучении словарных слов....

«Формирование орфографической зоркости учащихся на примере написания словарных слов »

Цель:- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, коммуникативность при  работе в парах,-формировать каллиграфию, умения работать со словарями,-воспитывать трудолюбие....

Формирование функционально – грамотной личности на уроках литературного чтения

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой грамотности – чтению и письму, говорению и слушанию. Успешность изучени...

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Практический материал к мастер-классу "Первые шаги" в формировании функционально грамотной личности

В брошюре представлены приемы формирования функционально грамотной личности...

Креативное мышление как условие формирования функционально грамотной личности

Понятие "функциональная грамотность", креативное мышление, задания и упражнение на развитие...


 

Комментарии

Амосова Ирина Юрьевна

Надеюсь, работа будем вам полезной.