Памятка "Как разбирать ошибки"
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Нефёдова Вера Ивановна

Памятка разбора ошибок по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rno.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками.

1.Пропуск, замена, вставка, перестановка букв:

  -выпиши слово, подчеркни в нём пропущенную букву: ученик.

2.Перенос слова.

  Раздели слово для переноса: оси-на.

3.Ударение.

Выпиши слово, поставь ударение правильно: алфавит.

4.Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

  Запиши в скобках проверочное слово, затем проверяемое, поставь ударение, выдели корень, подчеркни букву безударного гласного звука:  горы  гора.

5.Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением; другие словарные слова.

  Напиши слово, запиши рядом два однокоренных слова (если можно), поставь ударение, подчеркни букву:

                      ветер, ветерок, ветреный.

6.Безударная гласная в приставке или суффиксе.

  Напиши слово, подбери ещё два слова с такой же приставкой или суффиксом, поставь ударение, выдели приставку или суффикс, подчеркни букву:

                      побежали, поехали, понесли;

                      коврик (коврика), дворик, шарик.

7. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, нч.

   Напиши слово правильно, подбери ещё два слова на это правило, подчеркни букву:

                               ежи, лужи, ужи.

                              кочка, дочка, тачка  

8.Сомнительные согласные.

   Запиши проверочное слово, затем проверяемое, подчеркни буквы:

          -парные звонкие и глухие согласные    ягода  ягодка;

          -непроизносимые согласные                 звезда  звёздный.

9. Удвоенные согласные.

   -если в корне, то выпиши слово правильно, раздели для переноса, выдели корень, подчеркни буквы:

                     масса, мас-са;

   -если на стыке приставки и корня или на стыке корня и суффикса, то выпиши слово, выдели эти части, подчеркни буквы, раздели для переноса:

                рассказал, рас-сказал

                русский, рус-ский. 

10. Мягкий и твёрдый знаки.

  Напиши слово правильно, подбери ещё два слова на эту орфограмму, подчеркни буквы:

                           -письмо, коньки, угольки (ь обозначает мягкость);

                           -вьюга, воробьи, обезьяна (ь – разделительный);

                           -съезд, объём, объезд (разделительный ъ).

11. Большая буква в имени собственном.

   -выпиши слово правильно вместе с именем нарицательным, к которому оно относится, запиши ещё одно слово на эту орфограмму, подчеркни заглавную букву:

      -кошка Мурка, собака Тузик;

  -если большая буква употреблена неверно, напиши ещё два подобных слова, подчеркни маленькую букву:

                -ворона, сорока, воробей.

12. Правописание приставок.

   -приставка со словом пишется слитно; напиши слово правильно, выдели приставку, образуй от него два однокоренных слова с разными приставками:

          -заехал, уехал, переехал;

   -если неправильно написана согласная в приставке, напиши слово правильно, выдели приставку, запиши ещё два слова с этой же приставкой:

        -испуг, искупал, испарился.

13.  Правописание предлога со словом.

     Выпиши слово вместе с предлогом, докажи, что предлог со словом пишется отдельно, подчеркни пробел:

           -к  берегу, к (крутому) берегу, у  нас, у (кого?) нас.

 

14 .Состав слова.

   Выпиши слово, разбери его по составу (выдели его части):

                  поездка.

15. Существительное с шипящей на конце.

Докажи написание ь или его отсутствие, запиши ещё два слова с этой орфограммой, обозначь её:

                 ночь (ж.р.), мощь, тишь;

                луч (м.р.), шалаш, товарищ.

16.  Соединительные гласные в сложных словах.

   Напиши слово, запиши ещё одно слово на эту орфограмму, обозначь её:

                 водовоз, самолёт; вездеход, пылесос.

17.  Гласные  «о» «ё» после шипящих под ударением.

    Если в корне слова – выпиши слово, подбери, если можно, слово –помощник, запиши ещё два слова на это правило, подчеркни букву, поставь ударение, выдели корень:

      шёпот (шепчет), чёрный, щёголь;

      шорох, шорты, капюшон.

  Если в суффиксе – выпиши слово, запиши ещё два слова на это правило, подчеркни букву, поставь ударение, выдели суффикс:

         медвежонок, зайчонок, бельчонок;

        сучок, башмачок, жучок.

18.  Падежные окончания имён существительных.

     Безударное окончание имени существительного докажи при помощи слова-помощника, укажи склонение:

        у речк и (у земл и – 1 скл.);

        о волк е (о кон е – 2 скл.);

       в степ и (всегда – и – 3 скл).

19.  Падежные окончания имён прилагательных.

   Безударное окончание прилагательного докажи ударным окончанием вопроса от существительного:

     берег (какой?) крутой , низкий , хмурый (в мужском роде под ударением –ой, без ударения –ый, -ий).

        берёза (как ая?) кудряв ая (ранн яя)

       солнце (как ое?) ярк ое (син ее)

20.  «НЕ» с глаголами.

        Напиши глагол с «не» отдельно, запиши ещё два слова на это правило, обозначь орфограмму – пробел:

        не_ пришёл, не_ выучил, не_ знал.

21.  Безударные личные окончания глаголов.

      Напиши глагол правильно, поставь его в начальную (неопределённую) форму, посмотри на гласную перед  -ть, определи спряжение и гласную, которую будешь писать в окончании:

      пиш ет – писать, I спр.(-е, -ут, -ют);

     став ит – ставить, II спр. ( -и, ат, -ят).

22.  Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени.

   На конце глаголов пишется ь! Напиши глагол правильно, запиши ещё два глагола на эту орфограмму:

     пиш ешь, реша ешь, чита ешь наст.вр., 2 л., ед.ч.

23.  _тся, -ться в глаголах.

    Различай глаголы неопределённой формы (отвечают на вопрос что делать?) и глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица (отвечают на вопросы что делает?, что делают?, что сделает?, что сделают?):

    улыбаться? – что делать?

   улыбается? – что делает?

24.  Правописание наречий.

     Наречие пишется со словом слитно, перед ним не бывает предлогов. Выпиши наречие, поставь к нему вопрос, выдели приставку:

       куда? налево.

25.  Знаки препинания в конце предложения (. ? !)

    Выпиши предложение, поставь в конце нужный знак, подчеркни его.

                   Как красиво вокруг!

 

26.  Нарушение границы предложений.

           Выпиши оба предложения правильно, отделив их пунктуационным знаком, найди главные члены обоих предложений.

    Солнце выглянуло из-за туч. Кругом разлился свет.

27. Однородные члены предложения.

    Выпиши предложение, правильно расставив запятые. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Начерти схему:

           Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [                   ].

28. Сложное предложение.

       Выпиши предложение, правильно расставив запятые. Подчеркни грамматические основы (главные члены) . Начерти схему.

  Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [   = - ], [ = - ].   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки, ведущие к ошибкам

Пробуем разобраться в причинах появления ошибок....

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...

Памятки по чтению "Как разбирать произведения литературы"

Памятки для учащихся начальных классов как работать с разными произведениями литературы....

Бумага для акварели.Разбираемся в многообразии

Что нужно учитывать при выборе бумаги для акварели?Эта статья поможет разобраться начинающим юным художникам....