Памятки по чтению "Как разбирать произведения литературы"
учебно-методический материал по чтению на тему

Степанова Лариса Владимировна

Памятки для учащихся начальных классов как работать с разными произведениями литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_po_chteniyu.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Как распределить время на уроке:

От 4 до 23 минуты – наибольшее внимание учащихся

От 23 до 34 минуты – внимание учащихся падает до 30%

Самоанализ урока:

  1. Характеристика класса (не только плохое, но и хорошее)
  2. Характеристика темы: охарактеризовать тему, степень сложности темы и сложности класса.
  3. Назвать тип урока и обосновать постановку цели.
  4. Выделить главный этап и дать его полный анализ.
  5. Показать, как другие этапы работали на главный.
  6. Дать оценку успешности достижения целей и обосновать её (результаты самостоятельной работы, какие ошибки, сколько их).
  7. Что вы считаете нужным изменить в этом уроке или системе уроков.

План анализа рассказа

  1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай где и когда написан рассказ. Что ты знаешь об авторе.
  2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
  • Повествование (рассказывает)
  • Описание(показывает)
  • Рассуждение (доказывает)
  1. Коротко передай сюжет (основные события) рассказа.
  2. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа.
  3. Каких героев ты считаешь положительными, каких отрицательными. Почему?
  4. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным.
  5. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  6. В чем, по-твоему,  главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор.
  7. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по значению).
  8. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем.
  9. Если бы ты рекомендовал прочитать  этот рассказ друзьям, то какие бы основные достоинства произведения ты бы отметил.

Памятка по составлению плана на уроках чтения

  1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст:

- О чем говорится в начале рассказа?

- Какие события описаны дальше?

- Чем заканчивается текст?

2. Разделите рассказ на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).

3. Определите главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

4. перечитайте их, скажите своими словами – о чем говорится в данной части. Подберите к ней заглавие.

5. Запишите свой заголовок к каждой части.

6. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное. Не повторяет ли название, не пропущено ли что-то главное.

План анализа сказки

  1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится  к устному народному творчеству. Как вы думаете: какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымысел?
  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описания волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
  4. Какие события описываются в сказке? Какой момент сказки можно считать самым захватывающим? Побеждает ли кто-нибудь в сказке? Почему?
  5. Кто в сказке действует? Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни  самые значительные поступки.
  6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её главная мысль?
  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
  9. Найди в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
  10. Как относится автор к своим героям?

План работы над лирическим стихотворением

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
  2. Что по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
  3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
  4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми удивительными?
  5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
  6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворение.  Какова их роль?
  7. Какие слова употребляются в переносном значении?
  8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
  9. Какую иллюстрацию ты мог бы создать к этому стихотворению?

ВОПРОСЫ – 4,5,6,7 – письменно.

Работа над басней

  1. Как называется басня? Кто автор? Почему это произведение считается басней?
  2. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
  3. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
  4. Кто действует в басне?
  5. Какими показаны герои басни? Прочитайте как их описывает автор?
  6. Что обсуждается в басне? Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
  7. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
  8. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
  9. Прочитайте как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
  10. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
  11. Что должен понять читатель из этой басни? Попробуй передать мораль(основную мысль) басни своими словами.
  12. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
  13. Какие слова стали крылатыми выражениями?
  14. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

План рассказа о герое

  1. Расскажи о понравившемся герое: Мне понравился…. Мне запомнился… Мне показалось интересным… Я восхищаюсь… Мне не понравился…
  2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
  3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
  4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
  5. Расскажи о взаимоотношениях с другими персонажами.
  6. Назови героев других произведений, которые в чем-то похожи с этим героем.
  7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
  8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя.
  9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое у него было бы выражение лица, как бы ты одел его, что бы изобразил вокруг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по работе с произведениями на уроках литературного чтения.

Памятки по работе с произведениями на уроках литературного чтения....

Урок литературного чтения 4 кл Стихотворение Клычкова А.С."Весна в лесу". Картина Крымова Н.П. "К весне". Сравнение произведений литературы и живописи

МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИ...

Статья:"Произведения литературы 17 – 18 века, вошедшие в детское чтение"

XVII век – век Франции. Франция первенствует во всех областях культуры: в философии, литературе, архитектуре, живописи, в модах, в формах человеческих отношений – всюду в Европе господствуют французск...

Памятки по работе с произведениями.

Памятки по работе с произведениями....

Памятка для учащихся "Основные жанры литературы"

памятка для учащихся 1-4-х классов...

Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс

Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи".

Литературное чтение 3 класс, «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Технологическая карта, конспект урока, раздаточный материал....