Памятки по чтению "Как разбирать произведения литературы"
учебно-методический материал по чтению на тему
Памятки для учащихся начальных классов как работать с разными произведениями литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_chteniyu.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Как распределить время на уроке:
От 4 до 23 минуты – наибольшее внимание учащихся
От 23 до 34 минуты – внимание учащихся падает до 30%
Самоанализ урока:
- Характеристика класса (не только плохое, но и хорошее)
- Характеристика темы: охарактеризовать тему, степень сложности темы и сложности класса.
- Назвать тип урока и обосновать постановку цели.
- Выделить главный этап и дать его полный анализ.
- Показать, как другие этапы работали на главный.
- Дать оценку успешности достижения целей и обосновать её (результаты самостоятельной работы, какие ошибки, сколько их).
- Что вы считаете нужным изменить в этом уроке или системе уроков.
План анализа рассказа
- Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай где и когда написан рассказ. Что ты знаешь об авторе.
- Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
- Повествование (рассказывает)
- Описание(показывает)
- Рассуждение (доказывает)
- Коротко передай сюжет (основные события) рассказа.
- Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа.
- Каких героев ты считаешь положительными, каких отрицательными. Почему?
- Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным.
- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор.
- Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по значению).
- Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем.
- Если бы ты рекомендовал прочитать этот рассказ друзьям, то какие бы основные достоинства произведения ты бы отметил.
Памятка по составлению плана на уроках чтения
- Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст:
- О чем говорится в начале рассказа?
- Какие события описаны дальше?
- Чем заканчивается текст?
2. Разделите рассказ на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
3. Определите главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
4. перечитайте их, скажите своими словами – о чем говорится в данной части. Подберите к ней заглавие.
5. Запишите свой заголовок к каждой части.
6. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное. Не повторяет ли название, не пропущено ли что-то главное.
План анализа сказки
- Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству. Как вы думаете: какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
- Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымысел?
- Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описания волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
- Какие события описываются в сказке? Какой момент сказки можно считать самым захватывающим? Побеждает ли кто-нибудь в сказке? Почему?
- Кто в сказке действует? Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
- Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её главная мысль?
- Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
- Найди в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор к своим героям?
План работы над лирическим стихотворением
- Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
- Что по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
- Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
- Какие рифмы показались самыми необычными, новыми удивительными?
- Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
- Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворение. Какова их роль?
- Какие слова употребляются в переносном значении?
- Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
- Какую иллюстрацию ты мог бы создать к этому стихотворению?
ВОПРОСЫ – 4,5,6,7 – письменно.
Работа над басней
- Как называется басня? Кто автор? Почему это произведение считается басней?
- Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
- Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои басни? Прочитайте как их описывает автор?
- Что обсуждается в басне? Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
- Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
- Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
- Прочитайте как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
- Перечисли основные черты характера главных героев басни.
- Что должен понять читатель из этой басни? Попробуй передать мораль(основную мысль) басни своими словами.
- Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
- Какие слова стали крылатыми выражениями?
- Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
План рассказа о герое
- Расскажи о понравившемся герое: Мне понравился…. Мне запомнился… Мне показалось интересным… Я восхищаюсь… Мне не понравился…
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
- Расскажи о взаимоотношениях с другими персонажами.
- Назови героев других произведений, которые в чем-то похожи с этим героем.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя.
- Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое у него было бы выражение лица, как бы ты одел его, что бы изобразил вокруг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по работе с произведениями на уроках литературного чтения.
Памятки по работе с произведениями на уроках литературного чтения....
Урок литературного чтения 4 кл Стихотворение Клычкова А.С."Весна в лесу". Картина Крымова Н.П. "К весне". Сравнение произведений литературы и живописи
МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИ...
Статья:"Произведения литературы 17 – 18 века, вошедшие в детское чтение"
XVII век – век Франции. Франция первенствует во всех областях культуры: в философии, литературе, архитектуре, живописи, в модах, в формах человеческих отношений – всюду в Европе господствуют французск...
Памятки по работе с произведениями.
Памятки по работе с произведениями....
Памятка для учащихся "Основные жанры литературы"
памятка для учащихся 1-4-х классов...
Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс
Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи".
Литературное чтение 3 класс, «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Технологическая карта, конспект урока, раздаточный материал....