Урок русского языка в 3 классе на тему: «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дешпет Елена Николаевна

Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Цель:создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

 

Задачи урока:

Образовательная:

·        познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;   

·        учить сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксе.

Развивающая:

·        способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

·        способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

             

Оборудование:

·        учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2009;

·        рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2009; 

·        рабочая тетрадь;

·        ИКТ

·        карточки с заданиями для работы в группах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 52987_u0w.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе на тему:

«Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

Задачи урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;        
  • учить сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксе.

Развивающая:

  • способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

                

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2009;
  • рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2009;  
  • рабочая тетрадь;
  • ИКТ
  • карточки с заданиями для работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

 компетенции

Комментарий

Мотивация к деятельности

(Слайд 2)

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дети, надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний и умений для открытия нового.

- Проверьте, всё ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

(Слайд3)

Велик и прекрасен, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык!
Мы чувства и мысли свои выражаем.
И с помощью слова других понимаем.

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка.

Приветствие учителя.

Эмоциональный настрой

Словарная работа

Ребята, сейчас вы будете отгадывать  загадки и записывать отгадки, объясняя орфограммы в словах.

(Слайд 4)

  1. Великан стоит в порту,
    Освещая темноту,
    И сигналит кораблям:

"Заходите в гости к нам!"

(Слайд 5)

  1. Открытку я в конверт вложу, 
    А что же сверху напишу? 
    Здесь нужно точно указать, 
    Куда письмо то доставлять!

(Слайд 6)

  1. Гребешок   аленький,
    Кафтанчик   рябенький,
    Двойная   бородка,
    Важная   походка,
    Раньше   всех   встаёт,
    Голосисто   поёт.

( Слайд 7)

  1. И для дома, и для дачи
    Пригодится инструмент.
    Он в хозяйстве много значит -
    Каждый скажет вам в ответ.

(Слайд 8)

  1. Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь пирог…

(Слайд 9)

  1. Всегда он в работе,
    Когда говорим,
    А отдыхает,
    Когда мы молчим.

Что вы знаете о слове «язык»?

(Слайд 10)

  1. Неизвестно, где  живёт.
    Налетит - деревья   гнёт.
    Засвистит - по  речке  дрожь.
    Озорник, а   не  уймёшь.

(Слайд 11)

  1. Суши  маленький  кусочек, –
    Но  бывает  иногда
    Он  большим, и  даже  очень, 
    А  вокруг  всегда  вода.

(Слайд 12)

  1. Полетим мы, словно птицы,

К морю, к югу, за границу.

Чемодан и саквояж –

Это наш с тобой …

(Слайд 13)

Дети записывают слова, объясняя орфограммы.

Маяк!

Адрес!

Петух!

Молоток!

Пирог!

Язык!

Это слово многозначное:

  • Орган вкуса;
  • Средство общения.

Ветер!

Остров!

Багаж!

Учебно-познавтельная

Фронтальная работа

Актуализация знаний

- Ребята, назовите последний звук слова «багаж». Дайте его характеристику. Сколько всего

шипящих звуков в русском языке?

- Назовите их.

- Назовите все слова-отгадки, одним словом.

- Докажите.

- Давайте ещё раз скажем, что же такое имя существительное.

- Какое из этих слов лишнее?

- Почему?

- Докажите, что в этом слове есть суффикс –ок-

- Что же такое суффикс?

[ш]

4!

[ж] [х] [ч’] [щ’]

Это существительные.

  • Что? Маяк.
  • Что? Адрес.
  • Кто? Петух. Т.д.

Все слова обозначают предмет.

(Дети отвечают)

Молоток.

В слове «молоток» есть суффикс

-ок-, в остальных нет.

(дети разбирают слово по составу и уточняют, что слово молоток образовалось от слова молот).

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после  корня и служит для образования новых слов.

Учебно-познавательная

Выявление места и причины затруднения

- Образуйте при помощи суффикса -ок- или -ёк- однокоренное слово от слова «язык» и запишите его.

- Какое слово образовали?

- Какой звук слышим в суффиксе?

- После какого согласного слышим звук [о]?

- Вызывает ли у вас затруднение написание этого слова?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «ё»?

- Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?

- Вы догадались, какая тема урока?

(Слайд 14)

- Верно, мы постараемся определить: правописание суффикса в именах существительных после шипящих.

(Дети записывают: язык-язычок, язык-язычёк).

[о]

После шипящего [ч’]

(Дети поднимают руки)

(Дети поднимают руки)

Нет, не изучали данной темы, поэтому не знаем правила.

Обозначение звука [о] после шипящих в суффиксе

-ок- или -ёк-

Побуждабщий диалог

Проблемная ситуация

Постановка темы Целеполагание

Построение проекта выхода из затруднения

- Я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой, вы попытаетесь вывести правило написания суффикса -ок- или -ёк-

(Учитель раздаёт карточки со словами: башмачок, бычок, снежок, каблучок, волчок, ветерок, адресок и предлагает составить план выхода из затруднительной ситуации, расставив шаги собственных действий в нужном порядке).

Дети составляют план:

  1. Разберите слова по составу.
  2. Поставьте ударение.
  3. Выясните, на какую часть слова падает ударение.
  4. Понаблюдайте над последним звуком корня и ударным гласным.
  5. Сделайте вывод.

После составления плана дети наблюдают за данными словами, и делаю выводы.

Информационная

Коммуникативная

Работа в группах

Наблюдение

Поиск и решение учебной проблемы

- Какие особенности суффикса вам удалось заметить?

- Все ли слова испытывают затруднения?

- Назовите слова, которые могут вызывать у вас затруднение при написании.

- Почему они вызывают затруднение?

- Какую букву нужно писать после шипящего?

- Какой вывод вы сделали?

Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике.

- Так как правильно звучит тема урока?

- Молодцы! А теперь вернёмся к слову «язычок» и исправим ошибки.

Всегда под ударением.

Нет.

Волчок, снежок, бычок, каблучок.

В них суффикс стоит после шипящего.

Букву О!

Суффикс –ок- всегда стоит под ударением, звук [о] в суффиксе –ок- обозначается буквой «о».

(Читают правило).

Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных (слайд12).

(Исправляют ошибки в слове» язычок»).

Выводят правило

Уточнение темы урока

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-От данных слов образуйте и запишите слова

с суффиксом –ок-, которые бы называли

маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж], [к] // [ч].

- Запишите самостоятельно 3-4 слова (по выбору)

-А теперь составьте и запишите  слова, используя суффиксы –ек-, -ок-. Разберите по составу получившиеся слова.

-Давайте проверим: какие получились слова?

-Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы.

-Что произошло при добавлении к этим словам суффикса –ек-?

-Прочитайте правило в учебнике

Подсказка: башмак + -ок- = башмачок

(башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык)

Самостоятельно выполняют.

Взаимопроверка в парах.

Сыр,друг, крюк, блинок, дружок, паук,  человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Проверяют.

-Это слова блинок, дружок

-В суффиксе –ок- произошло чередование к/ч.

Читают правило.

Учебно-познавательная

Компетенция личного самосовершенствования

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Работа у доски (5слов)

Взаимоконтроль

Оценивание

Частично-поисковый метод

Выводят правило

Включение в систему знаний

- А сейчас вы выполните трудное задание (упр.4).

- А теперь проверим работу, пользуясь доской (слайд 15).

(Дети выполняют).

Самопроверка

Рефлексия

( Слайд 16)

- Сейчас закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске: сегодня на уроке

  • я узнал…
  • я научился…
  • я затруднялся…
  • для меня было открытием то, что…
  • мне показалось важным…

-  Запишите домашнее задание: упражнение №6 в учебнике.

(Слайд 17)

- Спасибо за урок!

(Дети заканчивают предложения)

(Записывают задание).

Фронтальная работа

Домашнее  задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Урок русского языка по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"

Тип урока: урок изучения нового материала  Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных Задачи урока:Образовательные:...

Урок русского языка для 3 класса. Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения писать суффикс –ок- в именах существительных.Задачи: 1. Воспринимать  русский  язык  как явление  национальной...

Технологическая карта урока русского языка: "Учимся писать суффикс -ок в именах существительных" 3 класс УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Учимся писать суффикс -ок в именах существительных»                                  ...