Тема: « Парные согласные звуки в середине слова». составитель Воробьева В.И.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели: обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова, учить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, расширять словарный запас детей;
формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закреплять гигиенические навыки письма, прививать любовь к литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ СОШ № 493
Русский язык
3 класс
Учитель: Воробьёва В.И.
Санкт – Петербург
2010г
Тема: « Парные согласные звуки в середине слова».
Цели: обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова, учить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, расширять словарный запас детей;
формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закреплять гигиенические навыки письма, прививать любовь к литературе.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вы будете волшебниками. На доске красивый цветик – семицветик. На обратной стороне каждого лепестка – буква. В конце урока этот цветок должен превратиться в волшебное слово. А для этого нам нужно выполнить много разных заданий.
II. Чистописание.
- Задание: написать букву, которая обозначает звук: согласный, парный, глухой, всегда твёрдый.
( Ш ш )
- Оцените свою работу.
- Задание выполнено, отрываем первый лепесток у цветика - семицветика.
III. Словарная работа. Введении в тему урока.
Загадки:
1) Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там. (телефон)
- Поставьте слово «телефон» во множественное число.
2) Первый день недели. (понедельник)
3) Произведение живописи. (картина)
4) Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (земляника)
- Что называли в древнем Египте «аптекой души»? (библиотека).
(Слайд 1)
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
+ Понедельник.
- Запишите количество букв и звуков в этом слове.
+ Букв – 11, звуков – 10. «ь» звука не обозначает.
- В слове «телефоны» подчеркните 3 слог. (фо)
- В слове «понедельник» - 2 слог. (не)
- В слове «картина» - 2 слог. (ти)
- В слове «земляника» - 4 слог. (ка)
(Слайд 2)
- Назовите слоги.
- Какое слово получилось?
+ Фонетика.
(Слайд 3)
- Что обозначает слово «фонетика»?
(Сообщение ученика: Фонетика – это раздел русского языка, в котором изучают звуки.)
- Чем обозначается звук на письме? (Буквой)
- На какие 2 группы делятся буквы?
+ Гласные и согласные.
- На какие 2 группы делятся согласные буквы?
+ Звонкие и глухие.
Парные и непарные.
- Назовите парные согласные буквы.
- Знание парных согласных нам сегодня пригодится на уроке.
- Оцените словарную работу. Т. к. мы успешно выполнили 2 задание, отрываем второй лепесток с буквой.
IV. Работа по теме урока.
1)Постановка проблемного вопроса.
- Что я использовала для составления словарного диктанта?
+ Загадки.
- Нам нужно записать слово «загадки» в тетради, поставив это слово в ед. число. Произнесите это слово? (загадка-[ загатка])
- Какой вопрос встаёт перед нами?
+ Какую букву писать в середине слова?
- Запишем слово «загадка» в тетради на строке новых знаний, оставив место для сомнительной согласной буквы.
+ Зага …ка
( Слайд 4)
- На какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?
+ Как проверить парную согласную в середине слова?
2). Работа по карточке.
- Возьмите карточки № 1. Прочитайте.
«У лукоморья ду… зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью ко… учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – ска…ку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых доро…ках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих но…ках
Стоит без окон, без дверей.
- Отрывок из какого произведения вы прочитали?
- Кто автор? Как называется?
+ А.С. Пушкин. Поэма – сказка «Руслан и Людмила».
- Мы должны записать слово «сказка».Произнесите это слово.
Какой вопрос встаёт?
+ Какую согласную напишем в середине слова: «з» или «с».
- Запишем слово «сказка» на строке новых знаний, оставив место для сомнительной согласной.
(Слайд 5)
- Как вы думаете, какое задание по карточке я хочу вам предложить?
+ Вставить буквы.
- Я хочу усложнить задание: выписать слова с пропущенными буквами, предварительно разделив их на 2 группы. Какие это группы?
+ 1 группа – слова с пропущенной буквой на конце слова.
2 группа – слова с пропущенной буквой в середине слова.
- Какие слова вы умеете проверять?
+ Слова из 1 группы.
- Как проверить парную согласную на конце слова?
+ Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
( В тетради: дуб – дубы, кот – коты )
(Слайд 6)
- Почему в проверочном слове мы чётко слышим согласный звук?
+ После согласного стоит гласный.
- Какие слова запишем во 2 группу?
+ сказку, на дорожках, на ножках.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать пропущенную букву?
+ Проверить.
- Как проверить парную согласную в середине слова?
- На доске слова – помощники. Для каждого слова с пропущенной буквой подберите правильное проверочное слово.
(Слайд 7)
- Проверяем.
(Слайд 8)
- Вывод.
- Что надо делать, чтобы правильно писать слова с парной согласной в середине слова?
- Как проверить слова с парной согласной в середине слова?
- Задание выполнили. Отрываем у цветика - семицветика третий лепесток с буквой.
V. Работа по учебнику.
- Прочитаем правило в учебнике и сравним с нашим правилом.
- Мы самостоятельно сформулировали правило проверки парной согласной в середине слова.
- Чтобы быстро запомнить правило, выучим стихотворение:
(Слайд 9)
- Задание выполнили – отрываем четвёртый лепесток.
VI. Физкультминутка.
Лёгкие прыжки
Мелкие шажки
Громкие хлопки
Дружные кивки
Тихая посадка
Вот и вся зарядка.
- Какие слова с парной согласной в середине слова запомнили?
Назовите слово. Покажите согласную букву, которую необходимо писать в середине слова .(Обратная связь – индивидуальный веер с буквами.)
VII. Закрепление.
1) Строка новых знаний.
- Какую букву вставим в слове «загадка»? Обоснуйте свой ответ .
- Какую букву вставим в слове «сказка»? Докажите.
(Слайд 10)
- Сказка, загадка – это что?
+ Жанры литературы.
- Какие ещё жанры вы знаете?
+ Рассказ, стихотворение, пословица, басня,…
VIII. Домашнее задание.
(Карточка №2)
Ко…ке игрушки, наберёшь кузовок.
Ранняя птичка носок прочищ…ет, и гри…ка не поднимешь.
Собирай по яго…ке, а незнайка на печке леж…т.
Не поклоняясь до земли, а мы…ке слё…ки.
Знайка доро…кой беж…т, а поздняя гла…ки продирает.
- Возьмите карточку № 2. Прочитайте.
- Что надо сделать?
- Отрываем пятый лепесток.
IХ. Самостоятельная работа. Работа в парах.
1. Работа по карточке.
- Прочитайте. Назовите жанр.
- Что нужно сделать?
- Вставьте пропущенные буквы.
(Карточка)
Шла с базара ко…ка.
У ко…ки - луко…ко.
Там подарки свинкам:
Шу…ки да ша…ки.
Там подарки у..кам:
Та…ки на ла…ки.
Курам - ботинки.
Мы...кам – картинки.
Ну а вам, малыши,
Кра…ки и карандаши.
2. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа. Оцените.
- Встаньте, кто получил «5».Встаньте, кто получил «4».
(Слайд 11)
- Задание выполнено. Отрываем шестой лепесток.
- Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Всё ли у вас получалось? Что вызвало затруднение?
- Какими новыми знаниями пополнили свой интеллектуальный багаж?
- Отрываем последний лепесток. (д, о, ц, м, ы, о, л ) Из букв составьте слово.
+ Молодцы!
(Слайд 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"
Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока: - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах; - упражнять...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В
Методическая разработка урока раскрывает опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...
Парные согласные звуки в середине слова.
научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения, сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова....
Парные согласные звуки в середине слова.
научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова....
Парные согласные звуки в середине слова и в конце
Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"...
Технологическая карта урока русского языка «Парные согласные звуки в середине слова», 2 класс УМК «Начальная школа XXI»
Тема урока: «Парные согласные звуки в середине слова»Тип урока: урок рефлексии Цель урока: закрепление и корректировка знаний о парных согласных звуки в середине слова, определение пр...