Тема: « Парные согласные звуки в середине слова». составитель Воробьева В.И.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Воробьева Валентина Ивановна

Цели:   обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова, учить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

            развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, расширять словарный запас детей;

            формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закреплять гигиенические навыки письма, прививать любовь к литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ГОУ  СОШ  № 493

     Русский  язык

         3 класс

   Учитель: Воробьёва В.И.

                          Санкт – Петербург

         2010г

Тема: « Парные согласные звуки в середине слова».

Цели:   обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова, учить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

        развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, расширять словарный запас детей;

        формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закреплять гигиенические навыки письма, прививать любовь к литературе.

ХОД  УРОКА.

 I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вы будете волшебниками. На доске красивый цветик – семицветик.  На обратной стороне каждого лепестка – буква. В конце урока этот цветок   должен превратиться в волшебное слово. А для этого нам нужно выполнить много разных заданий.

 II. Чистописание.

 - Задание: написать букву, которая обозначает звук: согласный, парный, глухой, всегда твёрдый.

( Ш ш )

- Оцените свою работу.

 - Задание выполнено, отрываем первый лепесток у цветика - семицветика.

III. Словарная работа.  Введении в тему урока.                                    

Загадки:

1)  Через поле и лесок

     Подаётся голосок.

     Он бежит по проводам –

     Скажешь здесь,

     А слышно там. (телефон)

- Поставьте слово «телефон» во множественное число.

2)  Первый день недели. (понедельник)

3)  Произведение живописи. (картина)

4)  Я капелька лета

     На тоненькой ножке.

     Плетут для меня

     Кузовки и лукошки.                                                                                                                            

     Кто любит меня,

     Тот и рад наклониться.

     А имя дала мне

     Родная землица. (земляника)

  1. Что называли в древнем Египте «аптекой души»? (библиотека).

(Слайд 1)

- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

+ Понедельник.

- Запишите количество букв и звуков в этом слове.

+ Букв – 11, звуков – 10. «ь» звука не обозначает.

- В  слове «телефоны» подчеркните 3 слог. (фо)

- В слове «понедельник» - 2 слог. (не)

- В слове «картина» - 2 слог. (ти)

- В слове «земляника» - 4 слог. (ка)

        (Слайд 2)

- Назовите слоги.

- Какое слово получилось?

+ Фонетика.

(Слайд 3)

 - Что обозначает слово «фонетика»?

(Сообщение ученика: Фонетика – это раздел русского языка, в котором изучают     звуки.)

- Чем обозначается звук на письме? (Буквой)

- На какие 2 группы делятся буквы?

+ Гласные и согласные.

- На какие 2 группы делятся согласные буквы?

+ Звонкие и глухие.
  Парные и непарные.

- Назовите парные согласные буквы.

- Знание парных согласных нам сегодня пригодится на уроке.

- Оцените словарную работу. Т. к. мы успешно выполнили 2 задание, отрываем второй лепесток с буквой.

IV.  Работа по теме урока.

         1)Постановка проблемного вопроса.

- Что я использовала для составления словарного диктанта?

+ Загадки.

- Нам нужно записать слово «загадки» в тетради, поставив это слово в ед. число.  Произнесите  это слово? (загадка-[ загатка])  

- Какой вопрос встаёт перед нами?

+ Какую букву писать в середине слова?

- Запишем слово «загадка» в тетради на строке новых знаний, оставив место для сомнительной согласной буквы.

+ Зага …ка

( Слайд 4)

- На какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

+ Как проверить парную согласную в середине слова?

 2). Работа по карточке.

- Возьмите карточки № 1. Прочитайте.

«У лукоморья ду… зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью ко… учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – ска…ку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых доро…ках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих но…ках

Стоит без окон, без дверей.

- Отрывок из какого произведения вы прочитали?

- Кто автор? Как называется?

+ А.С. Пушкин. Поэма – сказка «Руслан и Людмила».

- Мы должны записать слово «сказка».Произнесите это слово.

  Какой вопрос встаёт?

+ Какую согласную напишем в середине слова: «з» или «с».

- Запишем слово «сказка» на строке новых знаний, оставив место для сомнительной согласной.

        (Слайд 5)

 

- Как вы думаете, какое задание по карточке  я хочу вам предложить?

+ Вставить буквы.

- Я хочу усложнить задание: выписать слова с пропущенными буквами, предварительно разделив их   на 2 группы. Какие это группы?

+ 1 группа – слова с пропущенной буквой на конце слова.

    2 группа – слова с пропущенной буквой  в середине слова.

 - Какие слова вы умеете проверять?

+ Слова из 1 группы.

- Как проверить парную согласную на конце слова?

 + Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

( В тетради: дуб – дубы,  кот – коты )

         (Слайд 6)  

- Почему в проверочном слове мы чётко слышим согласный звук?

+ После согласного стоит гласный.

- Какие слова запишем во 2 группу?

+ сказку, на дорожках,   на ножках.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать пропущенную букву?

+ Проверить.

- Как проверить парную согласную в середине слова?

- На доске слова – помощники. Для каждого слова с пропущенной буквой подберите правильное проверочное слово.

        (Слайд 7)

 - Проверяем.

        (Слайд 8)

  1. Вывод.

- Что надо делать, чтобы правильно писать слова с парной согласной в середине слова?

- Как проверить слова с парной согласной в середине слова?

- Задание выполнили. Отрываем у цветика - семицветика третий лепесток с буквой.  

 V. Работа по учебнику.

       - Прочитаем правило в учебнике и сравним с нашим правилом.

- Мы самостоятельно сформулировали правило проверки парной согласной в середине слова.

- Чтобы быстро запомнить правило, выучим стихотворение:

        

(Слайд 9)

 

- Задание выполнили – отрываем четвёртый лепесток.

VI. Физкультминутка.

Лёгкие прыжки

Мелкие шажки

Громкие хлопки

Дружные кивки

Тихая посадка

Вот и вся зарядка.

     - Какие слова с парной согласной в середине слова запомнили?

     Назовите слово. Покажите согласную букву, которую необходимо писать в середине слова .(Обратная связь – индивидуальный веер с буквами.)

VII. Закрепление.

1) Строка новых знаний.

- Какую букву вставим в слове «загадка»? Обоснуйте свой ответ .

- Какую букву вставим в слове «сказка»? Докажите.

        (Слайд 10)

- Сказка, загадка – это что?

+ Жанры литературы.

- Какие ещё жанры вы знаете?

+ Рассказ, стихотворение, пословица, басня,…

VIII. Домашнее задание.

(Карточка №2)

Ко…ке  игрушки,                                        наберёшь кузовок.

Ранняя птичка носок прочищ…ет,                        и гри…ка не поднимешь.

Собирай по яго…ке,                                        а незнайка на печке леж…т.

Не поклоняясь до земли,                                а мы…ке  слё…ки.

Знайка доро…кой беж…т,                                а поздняя гла…ки продирает.

- Возьмите карточку № 2. Прочитайте.

-  Что надо сделать?

- Отрываем пятый лепесток.

IХ. Самостоятельная работа. Работа в парах.

  1. Работа по карточке.

- Прочитайте. Назовите жанр.

- Что нужно сделать?

- Вставьте пропущенные  буквы.

(Карточка)

Шла с базара ко…ка.

У ко…ки -  луко…ко.

Там подарки свинкам:

Шу…ки да ша…ки.

Там подарки у..кам:

Та…ки на ла…ки.

Курам - ботинки.

Мы...кам – картинки.

Ну а вам, малыши,

Кра…ки и карандаши.

2. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа. Оцените.

- Встаньте, кто получил «5».Встаньте, кто получил «4».

        (Слайд 11)

- Задание выполнено. Отрываем шестой лепесток.

  1. Рефлексия.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Всё ли у вас получалось? Что вызвало затруднение?

- Какими новыми знаниями  пополнили свой интеллектуальный  багаж?  

 

 - Отрываем последний лепесток. (д, о, ц, м, ы, о, л ) Из букв составьте слово.

+ Молодцы!

        (Слайд 12)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"

Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока:    - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах;     -  упражнять...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

Парные согласные звуки в середине слова.

научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения, сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова....

Парные согласные звуки в середине слова.

научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова....

Парные согласные звуки в середине слова и в конце

Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"...

Технологическая карта урока русского языка «Парные согласные звуки в середине слова», 2 класс УМК «Начальная школа XXI»

Тема урока: «Парные согласные звуки в середине слова»Тип урока: урок рефлексии Цель урока: закрепление и корректировка знаний о парных согласных звуки в середине слова, определение пр...