Открытый урок по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ренева Наталья Леонидовна

Слова с безударными гласными в корне слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  к уроку

русского языка во 2А классе по теме:

 «Слова с безударными гласными

в корне слова»

(по системе Занкова Л.В.)

Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Разработала: Ренева Наталья Леонидовна

                       

     Технологическая карта урока русского языка во 2А классе по системе Л.В.Занкова

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

Комплексное применение знаний и умений

      Цель

Систематизировать изученный материал в рамках раздела «Безударная гласная в корне слова»

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • закрепить умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • отработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – окружающий мир

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки с цветовыми сигналами.

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Мы начнем урок с притчи. Называется притча «Ручеёк». Послушайте. (Слайд 1 ).

-Что вы можете сказать о ручейке? Каким он был? (Нерешительный, боялся трудностей, сомневался в том, что может их преодолеть, но смог принять трудное для себя решение.)

-Чему учит нас эта притча? (Не бояться трудностей на пути и стараться их преодолеть.)

-И на нашем уроке не бойтесь трудностей, идите вперёд по дороге знаний.

Актуализация опорных знаний  

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Организует работу в парах.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания
  • Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой м. (н)
  • Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)
  • Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)
  • Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
  • Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)
  • Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)

- Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)

(Слайд 2)

-Какие задания с этими буквами вы можете предложить?

-На какие группы можно разделить эти буквы? (1 группа – гласные, 2 группа – согласные, 3 группа – буквы, не обозначающие звука, 4 группа – буквы, элементы которых выходят за границу строки, 5 группа – буквы, в написании которых есть овал.)

2) Работа в парах.

-Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень.)

-Что такое корень? (Часть растения, общая часть родственных слов, главная часть в слове.)

-Запишите слова.

-В написании каких слов затруднений не было? Почему? (В словах конь, корь все звуки слышим отчетливо.)

-В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В слове корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться.)

-Почему? (Во втором слоге – слабая позиция.)

-В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне.)

-Докажите, что в слове корень надо писать букву е. (Проверочное слово: коренья.)

Постановка цели и задач урока

Анализирует знания учащихся.

.

Называют тему урока, ставят цель, подбирают задания для урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

-Какая сегодня тема урока? (Безударная гласная в корне слова.) (Слайд 3)

-Чему будем учиться на уроке? (Упражняться в подборе проверочных слов для безударной гласной в корне слова.)

-На столе лежат карточки с заданиями для нашего урока.

-Надо найти и убрать лишнюю карточку. Почему она лишняя? (Задание на ней не подходит к нашей теме.)

-Разместим карточки на магнитной доске.

Закрепление в знакомой ситуации и в измененной ситуации

Организует фронтальную, самостоятельную работы и проверку в парах..

Подбирают проверочные слова и вставляют пропущенные безударные гласные в корне слова, осуществляют взаимный контроль. Соотносят букву и цветовой сигнал.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические  - построение логической цепи рассуждений, доказательство.

1) –Выполним 1е задание. (Слайд 4)

На доске текст:

У з-йчишки нет б-рлоги,

Не нужна ему н-ра.

От вр-гов сп-сают ноги,

А от гол-да н-ра.

-Прочитаем его.

-Что заметили? (В словах пропущены безударные гласные в корне слова.) Правила.

-Вставим пропущенные безударные гласные в корне слова и назовем проверочные слова.

2) Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 88 и найдите №178. Здесь надо списать первые три предложения, вставляя пропущенные буквы в словах.

-Что заметили?

-1е предложение напишем с проговариванием.

-2е и 3е предложения самостоятельно.

Проверка. (Проверка в парах.)

-Проверим правописание слов с пропущенными буквами.

-Назови слово с пропущенной орфограммой.

-Объясни правописание безударной гласной в корне слова.

Физминутка.

Весело ручей бежит

И по камешкам журчит.

Обежал вокруг деревьев

И к реке  бежит скорее.

Там с обрыва прыг – скок

И вливается в поток.

3) –Ребята, у вас на столах лежат карточки. Рассмотрите их. На них написаны слова в которых …(пропущены гласные).

-Какие безударные гласные в корне надо проверять? (А, о, и, е, я.)

-Сегодня будут такие сигналы: а – красный цвет, о – жёлтый, и – синий, е – зелёный, я -  белый.)

(Слайд 5) Начали работать.

-Покажите карточки (проверяю).

-Положите их на угол парты.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Создает проблемную ситуацию. Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Организует работу в группах.

Выявляют место и причины затруднения. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование; логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

1) Проблемное задание.

-Посмотрите на экран. (Слайд 6) Что вы видите?

-Запишите столбиком эти слова, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова и напишите проверочные слова.

д.вится - …

к.чает - …

-Чио делать если не получается подобрать проверочное слово? (Надо обратиться к словарю.) Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Слайд 7)

-Как расположены слова в словаре? (В алфавитном порядке.)

-Рассмотрим нужную нам страницу. Какое проверочное слово вы нашли  для слова дивится?

-Напишите проверочное слово.

-Найдем в словаре проверочное слово для слова качает. Напишите его.

-Что надо делать, чтобы легче было подбирать проверочные слова? (Больше читать, обогащать свой словарный запас.)

2) Синквейн (В.сна, д.бро, с.мья).

-Посмотрите на экран. (Слайд 8) Какая орфограмма пропущена в словах? Вставим пропущенные буквы.

-Что мы сейчас будем делать?

-Что такое синквейн? (Нерифмованное стихотворение из 5 строк.)

-Что это за строки? (1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза из 4 слов и 1 существительное.)

-Разделимся на группы по рядам.

-Прочитай ваш синквейн.

3) Поэтическая страничка.

-Стихотворная речь отличается особой выразительностью и красотой. Давайте послушаем несколько отрывков из стихотворений, которые вы должны были подготовить дома.

-Кто хочет прочитать? Назови слова с безударной гласной в корне слова.

 

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

-Какой орфограмме был посвящен наш урок?

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Ребята, у вас на столе лежат листочки. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. (Зеленые, желтые и красные листочки.)

-А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

-Какое красивое дерево стало. Это благодаря нашей работе.

Обсуждение результатов рефлексии. Выставление оценок.

Домашнее задание (по выбору).

№194 – списать загадки и вставить пропущенные безударные гласные в корне слова.

№198 – самим в тексте обозначить все знакомые орфограммы (это задание сложнее).

-Вспомним притчу о ручейке. Она вам сегодня помогла? (Мы старались не бояться трудностей на уроке, а смело идти им на встречу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....