Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Правописание частицы "не" с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бибнева Татьяна Федоровна

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

 – Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

 – Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ

С ГЛАГОЛАМИ

Урок 110 (99).

Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

  Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

 – Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

 3  4  

Словарная работа.

1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

Платье новое –

Вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт.

А костюм – наоборот,

Потому что плохо сшит,

Он на вешалке висит.

– Какими словами играет поэт?

– Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.)

– А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.

– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.

– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:

«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или

 «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).

– Как вы запомните правописание слов платок, платье?

2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

Прил. – платок             платок – сущ.

Глагол – платок

(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3  

Используется мотивирующий приём.

Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.)

Постановка цели перед чтением:

– Попробуйте подобрать название к стихотворению.

Завести велели мне                       Я согласен даже не

Новые привычки:                           Рисовать на карте!

Никогда девчонок не                     И согласен даже не

Дёргать за косички!                     Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не             Но не смейте делать мне

Драться за обедом!                      Никаких упрёков,

На уроках больше не                    Если даже я и не

Говорить с соседом!                    Выучу уроков.

После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».

– Как вы думаете почему?

– Что же обозначает это слово?

– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

Запись темы на доске.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)

– Составим план урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3    4    3

 1. Наблюдение над употреблением частицы не.

Упр. 360.

– Прочитайте предложения. В чём разница между ними?

– Почему изменился смысл предложения?

Запись на доске:

Читал – не читал

Любит – не любит

– Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)

– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

Вопросы после чтения.

– Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.)

– Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?

– К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.)

– Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)

– Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть?

– Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма?

3. Рассказ учителя. Творческое задание.

– Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

– Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения».

Можно ученикам предложить словесное рисование, а рисунки-иллюстрации дать в качестве домашнего задания.

4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).

– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)

– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)

– Это для вас закон.

IV. Развитие умений.

3   4   6  1   3

Работа в учебнике.

1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль.

а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.

– Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом?

– Какое значение вносит частица не?

б) Запись пословиц по вариантам.

I вариант: первые 3 пословицы;

II вариант: 3 следующие пословицы.

2. Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать не с глаголами.

Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.

3. Упр. 363 – самостоятельная работа. Развиваются умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения.

Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами.

Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи (по рядам).

4. Упр. 364 – письмо по памяти.

Сначала отрабатывается артикуляционный навык, комментируется написание (с графическим обозначением в книге).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

4  4

– Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 7, с. 119.

2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию).

Деятельность учеников:

  • Наблюдать за ролью глаголов в речи.

 © ООО «Баласс», 2014                                                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

открытый урок по русскому языку. 4 класс. "Спряжение глагола"

На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученики быстро и качественно усваивают тот материал, который после полученной новой информации передается другому. Члены группы помогают д...

Открытый урок по русскому языку 3 класс. "Закрепление о глаголе"

Тема открытого урока «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний...

Открытый урок по русскому языку 3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».

Открытый урок по русскому языку3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».Цель урока:- продолжать учить ребят рассуждать, определять принадлежность слова к классу глаголов и ...