Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Шевченко Наталья Васильевна

Данная рабочая программа предназначенна для обучения русскому языку второклассников, в соответствиии с программой Школа 2100 и ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Русский язык 2 класс

«Школа 2100»

1. Роль и место дисциплины

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  2-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена  на основе примерной программы по русскому языку, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

 

4. Цели и задачи

Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

  • Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения);
  • Формирование элементарной лингвистической компетенции;
  • Развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык».

  Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:        

  • Развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как русской национальной культуры;
  • Осознание ребёнком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
  • Формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • Формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

5. Специфика  программы

Отличие программы «Русский язык» образовательной системы «Школа 21000» от других действующих программ заключается в том, что:

  • определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка;
  • предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей;
  • введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм;
  • сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес;
  • состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса;
  • усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;
  • изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения;
  • выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текста.

В авторскую программу внесены дополнения:

  • темы уроков дополнены фрагментами, содержащими  краеведческий материал, что способствует  формированию у детей интереса к природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.          

6. Основные содержательные линии курса

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • слово;
  • предложение;
  • текст;
  • развитие речи;
  • каллиграфия.

7. Структура программы

Слово (введение) (6 часов)

Звуки речи, их обозначение на письме. Звуки гласные и согласные. Буквы гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Ударение. Роль ударения в речи. Деление слов на слоги.

Предложение (11 часов)

Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация. Связь слов в предложении. Грамматическая основа (без введения этого понятия).

Текст (12 часов)

Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль, основная мысль текста. План текста. Части текста. Абзац. Отличие текста от набора предложений.

Слово (продолжение) (117 часов)

Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограммы. Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов.

Суффикс (определение). Суффиксы имен существительных: -ок, -ик, -тель, -ушк, - юшк, -ёнок, -онок, -ят, -ищ, их значение, словообразование.

Приставка (определение). Группа приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за; на, по, про, до и др.

Алфавит. Практическая значимость знания алфавита.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук [й’] после согласных перед гласными.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я, ь;

        2)большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

       3) буквы и, у, а после шипящих  ж, ш, ч, щ,        

       4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);

  1. проверяемые согласные на конце слова;
  2. пробел между предлогом и соседним словом.

Повторение (20  часов)

Резерв (9 часов)

8. Требования к результатам

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» во втором классе является формирование следующих умений:

  • осознание роли языка в жизни и речи людей; :

-      эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций;

  • понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;
  • осознание особенностей устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 Метапредметными  результатами изучения курса «Русский язык» во втором классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности на уроке;
  • совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему;
  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться планировать свою деятельность на уроке;
  • учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

       -      уметь работать по предложенному учителем плану.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) и в словаре;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования универсальных учебных действий служит технология проблемно-диалогического обучения, тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыке» работы с информацией).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • умение осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • умение понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • умение делить текст на части, озаглавливать их;
  • умение подробно и выборочно пересказывать текст;
  • умение правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударным и безударные слоги;
  • умение делить слова на части для переноса;
  • умение производить звуко-буквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;
  • умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное,

сравнивать с образцом;        

      -    умение писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание не совпадают;

  • умение видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • умение писать без ошибок большую букву в именах* отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные буквы на kohl^ слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; .
  • умение писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • умение находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • умение находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
  • умение видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • умение обращать внимание на особенности употребления слов;
  • умение ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;
  • умение составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • умение предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание тек- рта; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после .его чтения;
  • умение выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • умение составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

9. Формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: проверочная работа, урок:  

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

Урок развития речи.

10. Итоговый контроль

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,
  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  • рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
  • итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.

КИМы, предусмотренные данной рабочей программой,  соответствуют «Проверочным и контрольным работам по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2009.

11. Объем и сроки изучения

На изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего - 175 часов:

I четверть - 37ч.

IIчетверть - 28ч

IIIчетверть -35ч

IVчетверть -32ч


Тематическое планирование

Русский язык

«Школа 2100»

п/п

Содержание курса

Количество часов

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Слово

1

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слова, предложения, текст.

6

Что мы знаем о слове. Как устроен наш язык. Опасные места в словах русского языка.

Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные

слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и

составлять предложение с данным словом.

Находить опасные места в словах.

Предложение

2

Признаки предложения. Умение членить сплошной текст на предложения. Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия). Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

11

Признаки предложения

Составление предложений по схемам

 Признаки предложения. Оформление предложений на письме

 Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой

Конструирование предложений

Знаки препинания в конце предложения

 Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

 Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения

по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять

их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией

предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

Текст.

3

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

12

Признаки текста

Роль заглавия в тексте

Связь заглавия и главной мысли текста

Озаглавливание текстов

Конструирование текстов

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из расспанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?  Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

6

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы

 Объединение слов в тематические группы

Конструирование сочетаний слов и предложений

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

Вести диалог с автором при чтении текста.

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слова, которые отвечают на вопросы  какой? какая? какое? какие? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

10

Наблюдение над словами названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы

Как связаны между собой слова названия предметов и слова названия признаков

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?..

Развитие умения подбирать слова названия признаков

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? кто?.. что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

5

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета.

Развитие умения ставить к ним вопросы

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? кто?.. что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

Связь слов в предложении

Установление в предложении действующего лица или предмета. Конструирование предложения из слов с опорой на вопросы. Нахождение слов с противоположным и сходным значением. Оформление предложения на письме (орфографически и пунктуационно). Чтение и произношение предложений с правильной интонацией; конструирование предложения из слов. Постановка вопросов от слова к слову в предложении.

7

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет.

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать

их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства,

но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

Слова, к которым нельзя задать вопрос

Нахождение в предложении (тексте) слов, выражающих различные чувства; их характеристика, роль в речи. Характеристика роли предлогов в речи.

8

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Сравнение слов названий предметов, признаков, действий и слов,

выражающих различные чувства.

Употребление предлогов в речи.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать

их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства,

но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

Части слова. Корень

Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.

4

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

Распознавание однокоренных слов

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Части слова. Суффикс

Части слова.
Суффикс (определение). Суффиксы
ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

4

Роль суффиксов в слове. Определение суффикса

Развитие умения находить в словах суффиксы

 Разбор слова по составу.

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Части слова. Приставка

Части слова.
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа
летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

7

Роль приставки в слове. Определение приставки

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок

Значение приставок. Слитное написание приставок.

Развитие умения различать приставки и предлоги

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть

общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.).

Алфавит. Написание большой буквы в словах

Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

13

Закрепление знания порядка букв русского алфавита

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке

Написание слов типа орёл и Орёл

Упражнения в правописании имен

собственных

Сочинение по картинке

Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.

Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение,

исправление ошибки, если она обнаружена).

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу

Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места:, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами: буквы
и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора

14

Написание букв и, у, а после шипящих (повторение)

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ

Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений

Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст)

после предварительной подготовки.

Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу

Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое

правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания.

Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П) Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'],

[ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.

(Докажи, что это слово является

проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст)

после предварительной подготовки.

Правописание букв Ь и Ъ

Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места. Орфограмма. Знакомство с орфограммами: ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; ь и ъ разделительные. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора

15

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине

Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь

Звук [й'] и его обозначение на письме

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме

Правописание слов с разделительным ъ

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.

(Докажи, что это слово является

проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текстаповествования (письменно пересказывать текст)

после предварительной подготовки.

Безударная гласная в корне

Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах. Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов). Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора

12

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Свободный диктант

Обучение применению правила

Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.

(Докажи, что это слово является

проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст)

после предварительной подготовки.

Правописание проверяемых согласных на конце слова

Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными. Орфограмма. Знакомство с орфограммами: проверяемые согласные на конце слова;
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора

12

Оглушение звонких согласных в конце слова

Знакомство с новой орфограммой

 Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.

(Докажи, что это слово является

проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст)

после предварительной подготовки.

Повторение

20

Текст . Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта.

Повторение. Свободный диктант

Предложение

Обучающее изложение Слово. Состав слова. Однокоренные слова

Повторение и классификация изученных орфограмм

Повторительно-обобщающие уроки.

Итоговый контроль

Заключительный урок

Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного

конспекта

Резерв.

9

Резервные уроки

Литература и средства обучения

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс. – М.: Баласс, 2010.
  2. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2 класс. – М.: Баласс, 2008.
  3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.

 2 класс. Варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2011.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь.

2 класс. – М.: Баласс. 2008.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 2 класс. – М.: Баласс. 2008.
  2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык». 2 класс. 2010.
  3. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя с электронным приложением. 2 класс.  – М.: Баласс.2010.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
  5. Грушников П.А. Орфографический словарик. Учебное пособие для учащихся начальной школы. М.: Просвещение. 2008.                                      
  6.  Этимологический словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....