Диктант.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методика проведения диктантов
Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.
В школьной практике часто наблюдается следующее: работаем в школе и дома – всё внешне хорошо, пишем диктант – проблема. Противоречие заключается в том, что диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске). Даже если учитель проводит устную работу, у детей имеется зрительный образ слова. В диктанте – только звуковой.
Вывод: необходимо регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, практиковать обучающие диктанты различных видов.
Для записи слова под диктовку вводится алгоритм.
Алгоритм записи слова под диктовку
|
Следует обратить особое внимание на обязательность пунктов 2 - 5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия ребёнка, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя.
Предупредительный диктант – вид слухового диктанта. Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом.
Объяснительный диктант – вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм.
Методика проведения контрольного диктанта
Слова с неизученными орфограммами заранее записываются и чётко проговариваются во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.
Затем текст диктанта читается по отдельным предложениям. Каждое предложение диктуется два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй – для записи. Приступать к записи предложения только по окончании его чтения. Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями).
После записи всех предложений текст диктанта читается повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы дети успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. Далее следует самопроверка диктанта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"
Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...
"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)
Интересные рекомендации для родителей и учителей; образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....
Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....
Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.
Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....
Арифметический диктант диктанты
Арифметические диктанты для начальной школы...
Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов
Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...