Программа педагогического эксперимента «Эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе»
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения Занкова Л.В. на формирование и развитие личности младшего школьника, обеспечение качественного образования по русскому языку на I ступени обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа описывает результаты работы по системе Л.В.Занкова. | 156.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Лицей № 76» , г.о.Тольятти
Программа педагогического эксперимента
по освоению и внедрению СОТ
«Эффективность использования технологии
развивающего обучения Занкова Л.В.
на уроках русского языка
в начальной школе»
Автор: Демидова Вера Петровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБУ «Лицей № 76», г.о. Тольятти
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность программы 3-4
- Цель программы. 4
- Задачи программы 4
- Методы исследования 4
- Объект исследования 4
- Гипотеза 4-5
- База педагогического исследования. Этапы исследования 5
- Методологические и теоретические основы исследования (приме-
нения технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках
русского языка) 5-7
- Эффективность использования технологии развивающего
обучения Занкова Л.В. для обеспечения качественного образования
на I ступени обучении 7-21
- Список литературы 22
Учить детей без двоек, без принуждения,
развивать у них устойчивый интерес к знаниям
и потребность в их самостоятельном поиске-
главная задача учителя.
Занков Л.В.
Актуальность программы
Современное общество характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные задачи. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.
Поэтому обществу требуются личности с активным мышлением, развитыми творческими способностями. Перед современным образованием остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, несущей «знаниевую» традицию советской школы, смещает акцент на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, формирование у него умения учиться, личностных качеств созидателя и творца. Поэтому для каждого учителя наиболее актуальными являются вопросы: «Как обучать? Как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду? С помощью чего учить? Как проверить соответствие результатов образования поставленным целям?»
Ответы на эти вопросы я нашла, обратившись несколько лет назад, к психолого-педагогической системе, разработанной академиком Л.В. Занковым, построенной на системно-деятельностной основе. Л.В. Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития отвечает особый тип обучения, который характеризуется: 1) исключительным вниманием к построению обучения, его содержанию, принципам, методам и приемам, как отражающим социальный опыт, социальный заказ; 2) столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, детским потребностями и интересам.
Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном,
Л.В. Занков говорит о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы в рамках ФГОС НОО. Важно и то, что методологическую основу требований Стандарта так же составляет системно-деятельностный подход, сформировавшийся, в том числе, в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Занкова Л.В. и Эльконина Д.Б. –Давыдова
В.В. и их реализации в практике.
Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения Занкова Л.В. на формирование и развитие личности младшего школьника, обеспечение качественного образования по русскому языку на I ступени обучения.
Задачи программы:
- Изучить использование технологии развивающего обучения ЗанковаЛ.В. в современном образовании на уроках в начальной школе.
- Выявить эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. для развития личности младшего школьника.
- Выявить эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
- Выявить эффективность использования технологии развивающего обучения ЗанковаЛ.В. для обеспечения качественного образования по русскому языку в начальной школе.
- Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Методы исследования:
- изучение литературы по проблеме, изучение нормативных, методических документов;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- опросы (анкетирование);
- педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
- сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Объект исследования : уроки русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: технология развивающего обучения Занкова Л.В. как средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, средство обеспечения качественного образования и творческого, интеллектуального развития личности школьника.
Гипотеза исследования: введение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка позволит:
- активизировать и рационально организовать учебно-познавательную
деятельность младших школьников;
2) обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, для полноценной самореализации личности ребёнка;
3) повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
4) обеспечить качественное образование младших школьников.
База педагогического исследования: учащиеся 1«Д», 2«Д», 3«Д», 4 «Д» классов МБУ «Лицей № 76», г.о.Тольятти.
Исследование проводилось в период с 2008г. по 2012 г. и состояло из нескольких этапов:
Первый этап (2008-2009 гг.) –осмысление наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием, разработка и определение задач исследования.
Второй этап (2009-2011 гг.) – практическая опытно-экспериментальная работа по внедрению, использованию технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках в начальной школе.
Третий этап (2011-2012 гг.) – обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы по использованию технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе.
Методологические и теоретические основы исследования
В ХХI веке общество предъявляет новые требования к формированию и «качественным изменениям таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы – основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности» .
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Создать атмосферу интеллектуальной активности учащихся, предоставить им возможность максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления.
Основываясь на работах Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Занков Л.В. выдвигает на первый план личность ученика, рассматривая «знания не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности учащихся с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка». Согласно Занкову Л.В., природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.
Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности (Юркевич В.С.). У педагога в классе разные по психическому развитию и физическому здоровью дети, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. Именно эта позиция учителя определяет успешность формирования мотива учения у всех школьников, где каждому ребенку предоставляется возможность на уровне его творческих способностей и личного опыта систематически вести наблюдение, делиться своими первыми "открытиями", анализировать явления, систематизировать учебный материал и т. д. Поскольку речь идет о дидактической системе, то деятельность наблюдения, мыслительная деятельность и практические действия формируются при изучении всех предметов в течение всех четырех лет обучения. Наблюдая за выполнением заданий учащихся, их настроением и здоровьем, учитель получает возможность ориентироваться в индивидуальных возможностях каждого ученика и в его продвижении в общем психическом и физическом развитии.
Следует подчеркнуть, что ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации. Здесь стоит отметить подходы Гальперина П.Я. к формированию у детей глубоких и прочных знаний, разработанные им именно с позиций развивающего обучения.
Система обучения Занкова Л.В. возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации Амонашвили Ш.А., Караковским В.А.,.Просвиркиным В.Н., Ямбургом Е.А. и другими педагогами-новаторами.
Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой - столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.
При этом, особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.
Систему Занкова Л.В., характеризуют целостность и взаимообусловленность ее частей.
Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы:
• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
• ведущая роль теоретических знаний;
• осознание процесса учения;
• быстрый темп прохождения учебного материала;
• работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Методическая система Занкова Л.В. это подсистема целостной дидактической системы. Эта подсистема обладает определенными типическими педагогическими свойствами: многогранности( учебный материал направлен как на формирование программных знаний, умений, навыков, так и на общее психическое развитие ребенка) , процессуальным характером( когда «каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами»), коллизиями (противоречиями, возникающими при столкновении старого знания с новым, нового способа действия с предшествующим) вариантности (дающей учителю многообразие приемов работы, а учащимся разнообразие действий в одних и тех же ситуациях обучения). И каждый из этих компонентов несет свою развивающую функцию.
Выготский Л.С. говорил, что «обучение должно забегать вперед развития ребенка, то есть оно должно осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне». Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Занковым Л.В. как дидактический принцип «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности содержания и методов его усвоения.
При разработке учебных программ учитывались особенности современных младших школьников. В единстве интеллектуального и эмоционального развития у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому развитию личности младшего школьника.
Эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе
Изучив технологию развивающего обучения Занкова Л.В., побывав на курсах повышения квалификации, посетив уроки коллег, пообщавшись с учителями-занковцами, я поняла, что эта технология поможет мне правильно выстроить процессы обучения и воспитания моих учеников. Новая технология требовала и с нового содержания образования (новые программы, новые учебники), и реализации новых принципов проведения уроков, и существенного изменения методики проведения каждого структурного этапа урока.
Первым этапом преобразований в моей работе стала рефлексия собственной педагогической деятельности. И начала я его с трудного ответа на вопрос «Занковский ли я учитель?». Прочитав некоторые педагогические заповеди учителей-занковцев, припомнив свою повседневную педагогическую работу, я попыталась честно ответить на вопрос: «Всегда ли я следую принципам учителей-занковцев?»
Принципы учителей-занковцев | Мой ответ | |||||
всегда | часто | бывает трудно | ||||
I | II | I | II | I | II | |
Свое обращение к детям я начинаю с вопроса: "Как вы думаете?", "Что вы скажете?" и т. п. | + | + | ||||
Я умею выдержать паузу после формулирования вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение. | + | + | ||||
Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, даю поле свободы. | + | + | ||||
Я умею организовать меру помощи так, чтобы каждый ребенок имел успех и смог выполнять работу относительно самостоятельно. | + | + | ||||
Я никогда не повторяю ответы детей, "литературно" обрабатывая их мысль. | + | + | ||||
На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться по своей инициативе, чувствуют себя спокойно и естественно. | + | + | ||||
Я считаюсь с желаниями детей продолжить тот или иной вид работы, если дети испытывают состояние вдохновения, творческого подъема, даже если это не предусмотрено планом урока. | + | + | ||||
Я умею не бояться ошибок детей, т. к. эти ошибки ставят проблемы перед классом. | + | + | ||||
Я не злоупотребляю оценочными методами и оценочными суждениями. | + | + | ||||
Я владею активными методами и формами работы (игровыми, театрализациями, и т. д.), т. к. они активизируют мышление детей. | + | + | ||||
Я владею методами укрепления нервно-психического здоровья детей. | + | + | ||||
Я могу снять раздражение, агрессию ребенка, переключить его внимание, заинтересовать учебной деятельностью. | + | + | ||||
Я являюсь для своих детей товарищем, партнером, единомышленником в их учебных и внеклассных делах. Избегаю быть диктатором. | + | + | ||||
Я стараюсь понять сильные стороны личности своих детей, даю понять, что вижу их достоинства, независимо от их успехов в учебе. | + | + | ||||
Я умею насытить школьную жизнь детей разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать сильные стороны личности. | + | + | ||||
Я учу детей анализировать чувства, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых. | + | + | ||||
Я поощряю детей к интеллигентному, открытому выражению чувств. | + | + | ||||
Я формирую умение каждого увидеть и оценить индивидуальность каждого. | + | + | ||||
Я стараюсь поддерживать симпатии детей друг к другу, помогать понять друг друга. | + | + | ||||
В учебной деятельности постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет без моего вмешательства. | + | + | ||||
Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем, умеют слушать друг друга, умеют чужие мысли развить и обогатить. | + | + |
Эти заповеди стали и моими заповедями в педагогической деятельности. Для этого, кроме повседневной педагогической работы, проводилась диагностика уровня развития моих способностей, качеств учителя-занковца.
Диагностика повседневной педагогической работы учителей - занковцев
«Занковский ли я учитель?»
Цель: выявить уровень развития у педагога необходимых качеств учителя-занковца
Диагностика проводилась в форме опросника, состоящего из 21 вопроса. За каждый ответ « всегда» - 5 баллов; «часто» - 1 балл; «бывает трудно» - 0 баллов. На I этапе суммарное количество ответов составило 44 балла, на II этапе - 89 баллов из 105 баллов.
Вывод: по результатам опроса видно, что на первом этапе я не могла назвать себя учителем-занковцем, но после посещения курсов, общения с коллегами, внедрения технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, заповеди учителей – занковцев стали и моими .
Обязательным этапом собственной рефлексивно-оценочной деятельности стали самоанализы урока. Каждый урок выполняет определённую роль, решает конкретную задачу. Самоанализ проведённого урока позволяет вовремя скорректировать цели и задачи, заставляет искать новые формы и методы. Ведь подготовка к «занковскому» уроку – процесс трудоемкий, с одной стороны, строго подчиненный определенным целям и задачам и весьма регламентированный. Но с другой стороны во многом творческий. Я стараюсь анализировать: это задание выбрала потому, что оно будет полезно детям или интересно мне; в какой последовательности использовала тот или иной материал; правильно ли выбрала методы и формы работы; как отреагировала в ситуации, когда дети выполнили задание не совсем так, как я предполагала; учла ли темп каждого ребенка на уроке; все ли дети были включены в работу; смогла ли я создать ситуацию для самостоятельного открытия детьми новых знаний, смогла ли отступить на второй план, промолчать, не задавать наводящих вопросов; насколько эмоциональной была атмосфера урока, настроение детей и мое настроение. Урок, на котором интересно ученику, не может быть не интересным для учителя.
Технология развивающего обучения Занкова Л.В. применяется мною на всех уроках в начальной школе, потому что это целостная система, но в данной работе я рассматриваю эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка .
Русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения, т.к. учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Речевое развитие младших школьников - одна из актуальных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся.
Основополагающей идеей содержания курса русского языка в рамках системы Занкова Л.В. является взаимосвязь языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. Всё это объясняет актуальность выбранной темы.
Работая по развивающей технологии Занкова Л.В., я определила новые принципы построения уроков по русскому языку:
• принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает использование учителем таких методов и приемов, такого рода упражнений, при выполнении которых у учащихся одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, например: развитие словесно–логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей;
• принцип действенного подхода к обучению предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий;
• принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими упражнений;
• принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам
одноклассников.
Чтобы избежать параллельности в работе с двумя формами языка: системой языка и речевой деятельностью, я применяю универсальный способ организации познавательной деятельности, состоящий их трех этапов:
1) в ходе практической речевой деятельности ученики исследуют предусмот-
ренные программой явления языка, формулируют предварительные
выводы;
2) накопив достаточный ряд предварительных выводов, формулируют выводы
окончательные, которые сверяются с формулировками учебника;
3) в ходе речевой деятельности присваивают открытые ими закономерности
языка.
Пример. На доске написаны слова: гора- …, дуб- …, сердце- …. Задание: рядом с каждым словом запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слов и подчеркните те слова, которые являются проверочными.(Дети могут сказать, что в слове СЕРДЦЕ вообще нет орфограммы, или попытаются придумать для нее название) Учитель предлагает обратиться к учебнику, дети читают выделенное шрифтом и соотносят его со своими предположениями и делают вывод. Здесь идет повторение способов проверки безударного гласного и парного согласного в корне, а, открывая новый материал, дети проверяют свои гипотезы по проверке непроизносимого согласного, и одновременно обобщают известный и новый способы проверки.
Подтолкнуть к поисковой деятельности могут коллизии, когда ребенок:
- сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
Пример. Тема урока «Части речи» На доске написаны слова: стол. красный, играет, сладкий, тетрадь, есть, рисует, горячий, еж.
-Что написано на доске?( Слова)
- Как еще можно сказать? (Части речи)
-Прочитайте их про себя и скажите, как бы вы разделили слова на три группы,
предлагайте свои варианты.
Ученики читают слова про себя. Трудное задание. В классе оживление. Потом предлагаются разные варианты объединения слов в группы.
На доске по ответам ребят записана первая группа слов: стол, красный, играет.
- Что между словами общего? Почему вы предлагаете записать их в один столбик?
( Потому что в каждом слове одна буква обозначает гласный звук.)
- В каком слове одна буква гласного? (В слове стол, а в остальных — две и три.)
Вывод: По этому признаку слова объединить нельзя, потому что количество гласных в них разное.
Кто-то из ребят предлагает поставить к каждому слову вопрос? После нескольких попыток поставлен правильный вопрос. (Учитель убирает из столбика слова красный и играет). Над столбиком появляется вопрос что? Ученики, ищут слова, отвечающие на вопрос что? Вопрос к слову еж, предложенному в эту же группу, обсуждается отдельно, после чего вопрос кто? записывается рядом с вопросом что?
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует тщательного отбора материала, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности зависит от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи учителя. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса. Ведь учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, "присвоена" им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
При постановке учебной задачи необходимо выполнение следующих требований:
- учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия;
- учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.
Учебная задача может ставиться перед учащимися в форме проблемной ситуации, которая способствует осознанию нужности нового понятия, активизирует и делает осмысленным сам процесс учебных действий.
Учебные действия - это предметные и мыслительные действия учеников, направляемые учителем через систему специальных вопросов и заданий на разрешение учебной задачи и "открытие" нового знания.
Пример: Проблемная ситуация при изучении темы «Спряжение глаголов».4 класс.
- Что такое склонение? (Изменение по падежам)
- Какие части речи, известные вам, склоняются?(Существительные, прилагательные)
- Попробуйте просклонять глагол «играть» (Дети испытывают трудности: задание невыполнимое вообще. Возникает проблемная ситуация).
- В чём затруднение? (Побуждение к осознанию и осознание противоречия: глаголы не склоняются ).
- Какой возникает вопрос?(Побуждение к формированию проблемы)
- Как изменяются глаголы?(Учебная проблема как вопрос)
Безусловно, ни один урок, созданный конкретным учителем для конкретного класса, не может быть образцом. Но, по выражению Л.В.Занкова, «основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений, понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых граней в изученном».
Уроки в системе Занкова Л.В. – имеет гибкую структуру скорее смешанного (комбинированного) типа. На каждом (кроме уроков контроля ) присутствует новый материал, количество которого варьируется. Новое может быть не только в содержании – это и освоение нового вида деятельности (работа со схемой, таблицей, диаграммой…), и новая форма работы. Урок может закончиться и без подведения итогов или прерваться на самом пике, чтобы сохранить мотивацию учащихся к завтрашнему обсуждению материала. В своей работе я использую и традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов, и нетрадиционные (урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия, урок-презентация и т.д).
При построении любого типа урока должен сохраняться деятельностный метод обучения и соответствующая ему система дидактических принципов. Очень точно сказал Выготский Л.С.: «Когда вы слушаете, вы забываете; когда вы видите, вы понимаете; когда вы действуете, вы научаетесь».
Кроме того, для меня важно было понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии я придерживаюсь:
• Стараться предавать функции постановки цели урока от учителя к ученику.
• Систематически обучать детей рефлексии (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
•Использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, добиваясь осмысления учебного материала всеми учащимися, повышая их активность на уроке.
•Обучать учащихся ставить и адресовать вопросы и самому учителю владеть технологией диалога.
•Эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески.
•Ставить задачи и определять четкие критерии самоконтроля и самооценки (формировать контрольно-оценочной деятельности у учащихся).
•Оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи, обучать детей корректным формам выражения собственного мнения.
• Предлагать те домашние задания, которые дети выполняют сами ( т.е. задания из зоны актуального развития конкретного ребенка).
•Планировать решение коммуникативных задач урока.
•Создавать на уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
•Осуществлять личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, и совместную деятельность) .
Интеллектуальное, языковое и речевое развитие ребенка начинается с ранних лет, и я считаю, что работу по развитию интеллекта и речи нужно начинать с первого класса. Поэтому использую на уроках различные типы заданий. Они определяются учебным предметом ( русский язык); целью, задачами, типом урока, ypoвнем развития класса. Виды заданий и их последовательность, как правило, меняются.
Примеры:
•Найти лишнюю букву, предмет, слово.
м, н, л, а, р лапа, машина, книга, лето
• Выбрать существенный признак предмета.
Сад (земля, садовник, растение, собака, забор, лопата,)
• По данным признакам догадаться, о каком предмете идет речь.
Овальный, желтый, твердый, кислый.
•Распространить предложения, добавляя по одному слову.
Девочка ест.
Девочка ест кашу.
Маленькая девочка ест кашу. (И т.п.)
•Заменить одно слово в предложении.
Ребята весело катались с горки.
( друзья, малыши, ученики, мальчики, девочки, школьники, , первоклассники)
Я стараюсь подбирать упражнения, которые развивают не только внимание, память, мышление (сравнение, анализ, синтез, группировку классификацию, обобщение), наблюдательность, но и различные виды речи: внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Пример: Задание на умение выделять существенные и несущественные признаки по
теме «Слова, которые обозначают признаки предметов» 2 класс.
Установите связь между словами в левой части, в соответствии с ней составьте
пару в правой части, выбрав одно из 4 слов, находящихся в скобках:
Клюква кислая; мед (полезный, лечебный, сладкий, майский);
Стул деревянный; игла (острая, тонкая, короткая, стальная)
Уголь черный; сахар (сладкий, сыпучий, белый, тяжелый)
Пример: Задание на развитие умения строить умозаключения, суждения по теме
«Парные звонкие и глухие согласные».2 класс.
Из данной цепочки выпишите столбиками слова, которые начинаются на звонкий парный согласный, подберите к ним и напишите слова, начинающиеся с глухого парного согласного, так, чтобы они подходили по смыслу:
Виноград, брюки, грач, пиджак, финики, кукушка.
Виноград - финики
Брюки- пиджак
Грач- кукушка.
Чтобы включить в работу и «сильных и «слабых» детей в равной степени, подыскиваю дифференцированные разноуровневые задания.
Пример по теме «Местоимение»
Высокий уровень. Прочитайте текст. Найдите и устраните имеющийся в нем недостаток с помощью слов новой части речи. Как бы вы назвали новую часть речи? Какова ее роль? Сформулируйте определение новой части речи.
Сова – хищная птица. Из всех хищников сова считается лучшим охотником.
У совы мощные когти и чуткие уши.
Средний уровень. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся в предложении имена существительные новой частью речи. Как бы вы ее назвали и почему? Называет ли новая часть речи предмет или только указывает на него? Сформулируйте определение новой части речи.
Сова – хищная птица. Из всех хищников сова считается лучшим охотником.
У совы мощные когти и чуткие уши.
Низкий уровень. Прочитайте текст. Замените существительное сова подходящими по смыслу словами новой части речи – местоимением (он, она, оно). Называет ли местоимение предмет или только указывает на него? Сформулируйте определение местоимения.
Сова – хищная птица. Из всех хищников сова считается лучшим охотником.
У совы мощные когти и чуткие уши.
Чтобы развивать речемыслительную деятельность учащихся, стараюсь обогащать активный словарь детей с помощью заданий, представляющих собой лингвистические задачи, требующие от ребят рассуждений, доказательств, конкретных решений.
• Нахождение общих существенных и несущественных признаков у двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: «Найти общие признаки слов барабан и одежда». Вариант ответа: «Барабан и одежда могут быть сделаны из кожи. Барабан и одежда сделаны руками человека».
• Нахождение предметов, качественные признаки которых могут быть противопоставлены друг другу. Например: «Назовите предметы (существа), свойства которых отличаются от тех, какими обладает медведь». Вариант ответа: «Медведь ходит, а птица летает».
• Нахождение третьего слова, соединяющего два изученных, не имеющих смысловой связи слов. Например: «Подберите слово, соединяющее слова собака и тетрадь, чтобы получилось предложение». Варианты ответа:
«Собака нюхает тетрадь. В тетради нарисована собака».
• Умение обобщать, давать определения понятиям. Например: «Вставьте в предложения-определения подходящие по смыслу слова, раскройте скобки».
Врач(ь, – ) – это …, который …. Ландыш(ь, – ) – это …, который ….
К…р…ндаш(ь, – ) – это…, которым …. Скр…пач(ь, – ) – это …, который
• Установление последовательности между предметами и явлениями во времени и пространстве. Например: «К каждому слову назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало данному предмету или явлению.
вата – ? металл – ?
бабочка – ? Образец: вата – хлопок
• Исключение лишнего слова из трех возможных по самостоятельно найденному признаку. Например: «Корова и собака- домашние животные, а лисица – дикое.Лисица и собака- хищники, а корова – травоядное животное».
• Составление предложения с несколькими изученными словами. Например:
«С огорода собрали хороший урожай помидоров, огурцов и капусты».
• Использование предметов в реальном и фантастическом мире. Например:
«Пальто можно укрыться вместо одеяла. Пальто можно использовать
как ковер-самолет».
• Работа с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами, в состав которых входят изучаемые слова. Например: «К фразеологическим оборотам левого столбика подберите подходящие слова и словосочетания из правого».
длинный язык вкусно
сорвалось с языка заставлять говорить
тянуть за язык умеет говорить
язык проглотить болтливый человек
язык хорошо подвешен сказать не подумав
• Составление предложений, каждое из которых начинается и заканчивается словом из словарика. При этом последнее слово предыдущего предложения должно стать первым в последующем предложении. Например: Учитель кивнул ученику. Ученик назвал свою фамилию. Фамилию услышали все ребята. Ребята рассказали про корабль. И т. д.
Данные задания учат ребят анализировать условия предстоящей работы, вырабатывать план дальнейших действий, и практическое выполнение упражнения реализуется более эффективно. Меняется характер проверки выполнения заданий. Такие задания ставят учащихся перед необходимостью облекать в словесную форму результат своих действий.
В копилке работающего по развивающим технологиям учителя, есть дидактический материал по русскому языку, игры, задания, упражнения для речевого и интеллектуального развития, для развития речи и мышления младших школьников. Примеры упражнений из моей «копилки»:
Упражнения на установление смысловой связи между парами слов
улей – пчела гнездо – птица конура –?
Объединение слов в пары на основе их смысловой связи:
1. Снег белый; малина (спелая, красная, сочная, сладкая).
2. Стул деревянный; дом (высокий, новый, кирпичный, серый).
Упражнения на установление последовательности событий в цепочке слов
Ветер, спора, гриб. Болото, растения, торф. Поляна, ягода, варенье.2
Упражнения на последовательное исключение слов
1. Сиреневый, голубой, альбом, красная, желтый, зеленый
2. Кот, лошадь, совы, снилось, лиса, собака
3. Чудесный, роща, свеча, чародей, щавель, река
Упражнения на нахождение слова по буквам:
1. Город (голос) лось 2. Атом (миг) глина
море (…..) роза (мороз) убор (…) крона (рок)
Упражнения на нахождение общей части двух слов
У (…) от (рок) пи (…) атка (рог) х (…) ый (лев)
Упражнения на установление последовательности понятий по степени их обобщенности
Обувь, зимняя обувь, валенки. Василек, цветок, полевой цветок.
Упражнения на установление причинно-следственных связей в парах слов
Мед – пчела яйцо – курица шерсть – овца молоко – ?
Упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях
Большинство птиц строят себе гнезда. Гнезда защищают и яйца, и птенцов.
Упражнения на установление закономерности подбора слов
клапан – флейта роза – цветок Шифр
кастрюля – посуда шарф – шея 1) клавиша – пианино
футбол – спорт струна – гитара 2) яблоко – фрукт
варежки – руки валенки – ноги 3) шапка – голова
Упражнения на замену словосочетаний одним, близким по смыслу
остаться без еды – голодать, остаться без денег – обнищать, остаться с носом – проиграть
Упражнения на группировку по принципу отрицания
Сначала напишите слова, в которых ударение не падает на первый и второй слог. Затем – слова, в которых ударение не падает на второй и третий слог. Далее – слова, в которых ударение не падает на первый и третий слог.
Письмо, тетрадь, кровать, кассета, зеркало, ручка, трактора, лампочка, переход, телефон,
календарь, игрушка, суббота, машина.
Упражнения на составление умозаключений
Все птицы имеют оперенье. Голубь – птица. Значит, голубь имеет оперенье.
Составление предложения-следствия к предложению-причине и наоборот.
Наступила ночь. (Стало темно.) (Наступила зима.) Люди надели теплую одежду.
Работа учителя-занковца нелегка, особенно, если что-то не получается. Но, проживая урок вместе, учитель и ученик «как бы идут навстречу новому. Учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного. Урок протекает непринужденно и, в то же время, уровень дисциплины высок. Она создается уважением к учителю и товарищам, увлеченностью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроках». Что дает ощутимый результат по интеллектуальному и речевому развитию детей. Учащиеся активно, без страха перед трудностями включаются в выполнение заданий и в основном справляются с ними.
Какие же плюсы даёт развивающая технология Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе?
Ученику:
- развитие ума, воли, чувств, формирование внутренней потребности к учению;
- радость от умственного труда, творчества и общения;
- самостоятельность, уверенность, ответственность, инициативность;
- стремление к сотрудничеству.
Учителю:
- изменение взгляда на образование и ученика;
- технологию развития ребенка, его познавательных и созидательных способностей;
- расширение возможностей для творчества.
Родителям:
- уверенность в успешном будущем своего ребенка.
Эффективность внедрения в учебный процесс технологии Занкова Л.В. , повышающей мотивацию учащихся в учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей оптимальную развивающую среду и качественное образование по русскому языку, повышение уровня развития интеллектуальных способностей учащихся отражается в результатах психолого-педагогической диагностики Дж. Равена.
Диагностика определения уровня интеллектуальных способностей детей.
Сводная таблица результатов тестирования по годам обучения.
I – особо высокоразвитый интеллект
II – незаурядный интеллект
III – средний интеллект (норма)
IV - близкий к среднему
V – ниже среднего
1 класс (23 ч) 2 класс (23 ч) 3 класс (28ч) 4 класс (30ч)
7,1 – 7,6 лет 8,1 – 8,6 лет 8,7 – 9 лет 9,1 – 9,6 лет
Уровень | Кол-во баллов | Кол-во человек |
| Уровень | Кол-во баллов | Кол-во человек | Уровень | Кол-во баллов | Кол-во человек | Уровень | Кол-во баллов | Кол-во человек | ||
I | 40 и > | 2 | I | 46 и > | 2 | I | 47 и > | 3 | I | 48 и > | 3 | |||
II | 31-39 | 5 чел. | II | 39-45 | 6 чел | II | 40- 46 | 7 чел | II | 42- 47 | 7 чел | |||
III | 30- 25 | 11 чел. | III | 38- 31 | 11 чел | III | 39- 34 | 15 чел | III | 41- 36 | 18 чел | |||
IV | 19-24 | 3 чел. | IV | 23- 30 | 4 чел | IV | 33-27 | 3 чел | IV | 35- 29 | 2 чел | |||
V | 18- 17 | 2 чел. |
Диаграмма уровня интеллектуальных способностей учащихся 1- 4 классов.
Вывод: диагностика уровня развития интеллектуальных способностей учащихся показывает, что, благодаря введению в образовательный процесс технологии развивающего обучения Занкова Л.В., к четвертому году обучения снизился процент учащихся с низким и близким к среднему уровнем интеллектуальных способностей (V группа составляет 0%, IV группа составляет 6,6% ), а процент учащихся со средним (норма) и высоким уровнем интеллектуальных способностей повысился ( II и III группы составляют 83,3% ).
Диагностика показателей мотивации учения младших школьников.
Уровень показателей мотивации учения младших школьников.
Вывод: диагностика уровня сформированности мотивации учения показывает рост интереса к учению : 1класс- 75,3 %, 2 класс – 82,4 %, в
3 классе -84 %, 4 класс- 88 %.
Благодаря введению на уроках русского языка в начальной школе технологии развивающего обучения Занкова Л.В., наблюдается положительная динамика мотивов учения и уровень сформированности мотивации учения у выпускников начальной школы ( 4 класс = 88%) является оптимальной для гимназического образования.
Сравнительная таблица результатов итоговой аттестации
учащихся по годам обучения.
Учебный год
Класс | 2009 - 2010 2 «Д» | 2010 - 2011 3 «Д» | 2011 - 2012 4 «Д» |
Предмет | Р у с с к и й я з ы к | ||
Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Уровень обученности | 77,5% | 79% | 80% |
Уровень качества знаний | 85% | 85,7% | 86% |
Диаграмма уровня успеваемости, обученности, качества знаний учащихся.
Вывод: По результатам итоговой аттестации учащихся наблюдается стабильность динамики успеваемости и, в целом, положительная динамика уровня обученности и уровня качества знаний учащихся по русскому языку. Благодаря введению на уроках русского языка в начальной школе технологии развивающего обучения Занкова Л.В., у выпускников ( 4 класса) начальной школы уровень успеваемости (100%), обученности (80%), качества знаний (86%) по русскому языку является достаточной для гимназического образования.
Диагностика участия учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку. Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Год | Название мероприятия с указанием статуса | Учащиеся, принявшие участие | Результат участия |
2008-2009 (1 класс) | Всероссийская видеоконференция «Успешное чтение» | 5 человек Зайцева Ольга Владимиров Данила Габидуллин Султан Лобкарева Полина Солташкина Полина | (участники) Лобкарева Полина Солташкина Полина |
2009-2010 (2 класс) | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 18 человек Абросимова Настя Владимиров Данила Габидуллин Султан Дмитрук Виктор Зайцева Ольга Карташов Тимофей Криваль Екатерина Лобкарева Полина Масленников Семен Наливайко Данил Николаев Владислав Осипкин Игорь Передреев Владислав Попондополова Алиса Редникин Вячеслав Солташкина Полина Тихонова Дарья Томаров Константин | 1 призёр (городской) Лобкарёва Полина Диплом III степени |
2010-2011 (3 класс) | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 21 человек Абросимова Настя Владимиров Данила Габидуллин Султан Дмитрук Виктор Зайцева Ольга Карташов Тимофей Криваль Екатерина Крылова Карина Масленников Семен Молодцова Елена Наливайко Данил Николаев Владислав Осипкин Игорь Передреев Владислав Попондополова Алиса Редникин Вячеслав Скворцов Алексей Солташкина Полина Тихонова Дарья Томаров Константин Штоколов Никита | Зайцева Ольга 6 место по школе Скворцов Алексей 7 место по школе |
2010-2011 (3 класс) | Всероссийский интеллектуальный марафон учеников -занковцев | 3человека Зайцева Ольга Лобкарёва Полина Скворцов Алексей | (участница городской олимпиады): Ллобкарёва Полина Сертификат |
2010-2011 (3 класс) | Районная целевая образовательная программа «Занимательные науки» (подпрограмма «Русский язык») | 7 человек Габидуллин Султан Зайцева Ольга Редникин Вячеслав Скворцов Алексей Солташкина Полина Тихонова Дарья омаров Константин | призёр Зайцева Ольга II рейтинговое место Сертификат |
2011-2012 (4 класс) | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 23 человека Абросимова Настя Владимиров Данила Габидуллин Султан Дмитрук Виктор Зайцева Ольга Карташов Тимофей Криваль Екатерина Крылова Карина Масленников Семен Молодцова Елена Морозова Мария Наливайко Данил Николаев Владислав Осипкин Игорь Передреев Владислав Понкратова Алёна Попондополова Алиса Редникин Вячеслав Скворцов Алексей Солташкина Полина Тихонова Дарья Томаров Константин Штоколов Никита | Скворцов Алексей 4 место по школе (сертификат) Солташкина Полина 5 место по школе (сертификат) |
2011-2012 (4 класс) | Всероссийский интеллектуальный марафон учеников -занковцев | 1человек Понкратова Алёна | ( участница регионального тура) Понкратова Алёна Сертификат |
2011-2012 (4 класс) | Районная целевая образовательная программа «Занимательные науки» (подпрограмма «Русский язык») | 6 человек Владимиров Данила Габидуллин Султан Зайцева Ольга Крылова Карина Лобкарёва Полина Тихонова Дарья | призёр Лобкарёва Полина III рейтинговое место Диплом |
2011-2012 (4 класс) | Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс» | 2 человека Понкратова Алёна Скворцов Алексей | лауреат Понкратова Алёна III место Диплом |
2013 - 2014 (2 класс) | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 22 человека Антонова Дарья Баянов Игорь Ветошкин Михаил Гуляева Ксения Дёров Иван Емелин Александр Зонтова Дарья Ивонина Олеся Иноземцев Роман Калашников Иван Кашапова Карина Комарова Елена Курбанов Владислав Лутцев Алексей Петренко Богдан Пушкарёва Марина Ревин Александр Ребакина Виолетта Рябова Вероника Хайко Анастасия Языкова Дмитрий | 5 место по школе Хайко Анастасия Сертификат Антонова Дарья 7 место по школе Сетрификат |
2013 - 2014 (2 класс) | Городской конкурс литературного творчества «Мир.Время.Мы» «Мы славим Рождество святое» | 2 человека Антонова Дарья Хайко Анастасия | (участники) Антонова Дарья Хайко Анастасия Свидетельство |
Вывод: участие учащихся начальной школы в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах, в том числе Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев, доказывают эффективность применения технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка на I ступени обучения.
Таким образом, положительная динамика уровня интеллектуальных способностей учащихся, мотивов учения и уровень сформированности учебной мотивации у выпускников начальной школы, уровень качества знаний, успеваемости, обученности по русскому языку по результатам итоговой аттестации, участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах позволяет сделать вывод о достаточной эффективности применения технологии развивающего обучения по системе Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе.
Список литературы
1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М., 1990.
2. Дембицкая Н.В., Обухова Е.А., Бакулина Г.А. Методика интеллектуального
развития младших школьников на уроках русского языка. –– М.: Владос,
2006.
3. Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В. Применение психодиагностического
инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедре-
ния ФГОС. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011.
5 . Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса
школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. М., 1985.
6. Ануфриев А.Ф., .Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей. -М., Издательство Ось-89, 2007.
7. Тихомирова Л.В. Развитие интеллектуальных способностей школьника,
Ярославль, Академия развития, 2006
8. Останина Е.Е. Обучение школьников приему классификации. Начальная
школа. – 2000. - №4.
9. Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и
грамматическая проблема межпредметного характера //Сов. педагогика. –
1978. - №9.
10. Бетенькова Н. М., Фомин Д. С. Игры и занимательные упражнения на
уроках русского языка. М., 2002.
11. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.
Ярославль, 1997.
12. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева
С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы
ЗанковаЛ.В. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров», 2012.
14. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М.,
«Просвещение», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...
Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"
Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.
Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...