Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова" | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Урок русского языка в 3 классе
на тему « Состав слова.
Приставка – значимая часть слова».
Выполнила :
учитель начальных классов
Митрохина Наталья Егоровна
микрорайон Сокольники, г. Новомосковск
2012-2013 учебный год
Тема урока. «Состав слова. Приставка – значимая часть слова».
Цели урока: организовать повторение понятия об основных частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании;
создать проблемную ситуацию, выводящую учащихся на изучение нового материала о приставке , как о значимой части слова; её слитном написании с корнем; и отличие приставки от части корня;
организовать учебный процесс для продуктивной коммуникативности.
Оборудование: «Фразеологический словарь», карточки со словами, карточка (индивидуальная), шарада, таблицы «Состав слова» и «Приставки», лица человечков (по 3 штуки на каждого ребенка), мультимедиа.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Учитель. Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас, а осеннее солнышко согреет своим уходящим теплом.
- Вдохните глубоко, и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами (посмотрели на гостей, улыбнулись) и давайте начнем урок.
II. Минутка чистописания.
На доске: Зз Сс
-Что вы можете сказать об этих буквах? (Это буквы согласных звуков. Они парные по звонкости – глухости, [з] –звонкий, [с] – глухой согласный звук.
III. Актуализация знаний о корне – значимой части слова.
Слайд № 1. Записаны слова, но вместо корня в словах - пропуски.
За___-ать, ___-ун, за____, за_____авший.
-Прочитайте слова. (Дети пробуют подобрать к некоторым схемам слова : прыгун, драчун ит.д. )
Учитель. Кто из вас прав?
Дети. Все правильно назвали слова, они подходят к схемам. Невозможно точно узнать , какое слово вы написали и придумали ,т.к. в словах нет корня.
Учитель. Добавьте в слова корень бег. Что у вас получилось?
Слайд № 2.
Забегать, бегун, забег, забежавший.
Учитель. А теперь все понятно? Что вы можете сказать о корне?
Дети. Эти слова однокоренные. Корень – значимая часть слова, выражает общее лексическое значение слова. Корень стоит в начале слова, если нет приставки, или в середине слова после приставки.
Учитель. Какое задание вы можете предложить к этим слова.
Дети. Разделить на слоги, поставить ударение, определить части речи, составить предложение и т. д.
Выполняют задания.
IV.Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.
Учитель. Как вы думаете, почему вам легко было найти приставу в этих словах?
Дети. Они были однокоренные. Часть слова ,которая стояла перед корнем была приставкой за-.
Учитель. А как научиться различать приставку от части корня, научиться выделять приставку в слове? Вот эту проблему нам предстоит решить на уроке.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Приставка или нет?»
Работа над темой
На доске:
Засмеялся, закон, заморский, зайчик, запрятал, забава, замок, зарево, заработок, запах.
Учитель. Что заметили? Как мы поступим?
Дети . Эти слова тоже начинаются с за- , но они не однокоренные , разбирать их сложнее .После коллективного обсуждения дети предлагают рассуждать по схеме.
Слайд № 4
1. Отделяем ЗА-, получается … |
2. Оставшаяся часть слова имеет смысл, может быть употреблена с другой приставкой. | 2. Оставшаяся часть слова не имеет смысла, с другой приставкой употребляться не может. |
3. ЗА- является приставкой. | 3. ЗА- является частью корня. |
После коллективного разбора и обсуждения дети записывают слова в два столбика:
За | За… |
Засмеялся | Закон |
Заморский | Замок |
Запах | Зайчик |
Запрятал | Забава |
Заработок | Зарево |
- Ребята, вы заметили, что одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет.
Учитель. Итак, что же такое приставка? (Приставка – это часть слова).
Где в слове стоит приставка? (Приставка стоит перед корнем).
Для чего она служит? (Приставки служат для образования новых слов).
Докажите это.
V. Физкультминутка.
С при- приставкою – присесть,
С под- приставкою – подняться,
С под –подпрыгнуть, подмигнуть,
С по- приставкой – посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о –опустим их опять.
Вот и все настало время
С по- зарядку повторять.
С за- зарядку завершать.
VI. Игра «Колесо приставок».
- За минуту вы должны придумать как можно больше слов с разными приставками, записать их в тетради (по вариантам) и выделить в них приставку:
I в. - + лететь
II в. - + нести СЛАЙД 5.
про
по до
вы лететь от
при нести пере
в с
на за
у
- Какой ВЫВОД мы можем сделать? (Меняется приставка, меняется и лексическое значение всего слова)
VII. Закрепление пройденного.
Самостоятельная работа по карточкам.
Из каждого столбика выпишите слово с приставкой |
добежать | портфель | заячий |
доброта | полёт | занятие |
дорогой | помидор | закрытый |
Допишите в словосочетания подходящие по смыслу приставки. _____плыть до берега _____писать в тетрадь _____шел из школы _____резать хлеб |
VIII.Сведения об языке.
Учитель. Как образуются новые слова ?
Дети. С помощью приставок ,суффиксов.
А как вы думаете , есть ли общее название частей слова : приставка, суффикс, окончание, корень ? А кто знает, как они называются ?
В языке – слова строятся из определенных частей. В языкознании эти части слова называются морфемами. Термин «морфема» придумал замечательный ученый И.А.Бодуэн дэ Куртенэ.
Всего в русском языке 4 типа морфем: корень, приставка, суффикс и окончание. Оказывается, в русском языке 4,5 тысячи корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, менее 100 приставок и около 100 окончаний. У каждой морфемы свое место в слове и свои «обязанности».
СЛАЙД 6.
Состав слова |
приставка | корень | суффикс | окончание |
основа слова |
IX. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Приставка – часть слова. Приставки служат для образования новых слов)
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться находить в слове приставку, отличать её от части корня)
- Что же мы запомнили о приставке? (ВЫВОД)
СЛАЙД 7.
стоит…
ПРИСТАВКА служит …
пишется со словом …
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали. Я вами довольна. В качестве приза за хорошую работу на уроке – шарада.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
СЛАЙД 8.
О + ЦЕН + К + А ОЦЕНКА
Х. Самооценка. Рефлексия.
СЛАЙД 9.
- Оцените свою работу на уроке. Покажите человечка с соответствующим лицом:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе
В работе показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе...
развивающие задания на уроках русского языка в начальной школе
система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности...
Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.
Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...
Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»
Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...