Рабочая программа по русскому языку 3 класс 2100
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Морозова Елена Александровна

Рабочая программа к образовательной системе школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass.doc655 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  

15

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

26

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  

36

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 

38

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса ____________________________

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

УМК Образовательной системы «Школа 2100».  

Авторская программа Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.

Программа «Русский язык», 3 класс, с.4.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа.

Год издания: 2012

Категория обучающихся

Учащиеся  __3 “л”___   класса ГБОУ гимназии  № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

__170____  часа/-ов

Форма обучения

очная

Режим занятий

__5___   часа/-ов в неделю

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  • формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

ЦЕЛЬ определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся ЗАДАЧИ:

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у детей чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Программа рассчитана на 170 часов, в т. ч. на практическую работу в количестве - 126 ч.,  на контрольные уроки – 10 ч.

         Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по (название курса) и авторской программой учебного курса.

                

Внесённых изменений в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, не предусмотрено.

Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс

  • Количественный состав класса – 29 чел.;
  • Уровень подготовленности обучающихся к освоению учебного курса – Готовы, средний уровень;
  • Формы получения образования обучающимися класса – очная.

         Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая, парная, индивидуальная деятельность;
  • самостоятельная и  совместная деятельность;

ОТЛИЧИЕ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО:

  • Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  • Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  • Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  • Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  • Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  • Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.

 *ЛР – линия развития учащихся средствами предмета.

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ  ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Таблица предметных требований

 К умениям учащихся по русскому языку во 2 классе

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов.
  • приобретение и систематизация знаний о языке;
  • развитие чувства языка.
  • овладение орфографией и пунктуацией.

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  •  правильно списывать слова, предложения, текст; проводить само- проверку;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
  • читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
  • составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  • читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • писать подробное изложение доступного текста;

определять тему текста;

читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений

  • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  • находить корень в группе однокоренных слов;
  • подбирать однокоренные слова;
  • находить суффиксы и приставки в доступных словах;
  • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
  • отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);
  • ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)
  • находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;
  • находить предлоги в предложении (тексте)
  • делить слова на части для переноса;
  • видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
  • писать предлоги раздельно со словами;
  • писать большую букву в словах (изученные случаи);
  • писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;
  • писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;
  • писать буквы проверяемых согласных на конце слова;
  • употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
  • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;
  • писать ъ и ь разделительные;
  • графически объяснить выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на
  • изученные правила

КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ ЗНАНИЙ

Программой предусмотрено проведение:

-  административных контрольных работ – 3

-  проверочных списываний – 2

-  контрольных списываний – 1

-  проверочных работ – 7

-  итоговых контрольных работ – 1

-  контрольных диктантов – 6

-  обучающих изложений – 2

-  обучающих сочинений – 1

-  свободных диктантов – 3

-  словарных диктантов – 4

-  итоговая комплексная работа - 1

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме  контрольных работ и итоговой комплексной работы

Контроль уровня обученности учеников

Тема

Вид контроля

Форма контроля

Приложение

Слово

Текущий

Тематический

Стартовый

Рубежный

Тематический

Текущий

Проверочное списывание №1,2

Проверочная работа № 3,4,5,6,7.

Административный

контрольный диктант № 1

Административный

контрольный диктант № 2

Проверочные диктанты № 1,2,3,4,5.

Словарный диктант №3

Тетрадь с.1

Тетрадь с.6-11 ; с.14-15;

с. 22-23.

Тетрадь с.16-21; с.24-27

Предложение

Тематический

Проверочная работа № 1.

Тетрадь с.2-3

Текст

Тематический

Тематический

Проверочная работа № 2

Словарный диктант №1, 2

Тетрадь с.4-5

Повторение

Итоговый

Итоговый

Итоговый

Рубежный

Итоговый

Итоговый

Итоговая контрольная работа

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Административные

контрольные диктанты № 3

Итоговая комплексная работа

Словарный диктант №4

Тетрадь с.28-30

Тетрадь с.31

Тетрадь с.32

 «Мои достижения»

учебное издание - комплект

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контр. работы

Вид контроля

1.

Слово

Слово (продолжение)

5

119

- подбор однокоренных слов;

- звуко-буквенный анализ слов;

-деление слов на слоги и для переноса;

-запись слов, соответствующих схеме;

-вставить в текст подходящие по смыслу слова;

-разбор слов по составу;

- подбор слов к вопросам что? кто? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать? и т.д.;

-объединение слов в тематические группы;

-подчеркивание опасных мест в словах;

-графическое обозначение связи слов в предложении;

-выборочное письмо;

- группировка слов по частям речи;

-составление словосочетаний из двух слов с помощью предлога;

-подбор подходящих по смыслу предлогов;

-практическая работа с орфографическим словарем;

- образование однокоренных слов с помощью приставки и суффикса;

-игра «Знаешь алфавит—угадаешь слово»;

-образование фамилий от имен, профессии, места жительства, прозвищ ;

-группировка имен собственных;

-упражнения в правописании имен собственных;

-группировка слов по орфограммам;

-диктант со зрительной подготовкой;

-самодиктант;

-предупредительный диктант;

-творческая работа со словарными словами.

Проверочное списывание №1,2

Проверочная работа № 3,4,5,6,7.

Административный

контрольный диктант № 1

Административный

контрольный диктант № 2

Проверочные диктанты № 1,2,3,4,5.

Словарный диктант №3

Текущий

Тематический

Стартовый

Рубежный

Тематический

Текущий

2

Предложение

11

- конструирование предложений из слов;

- определение границ предложений;

- повторить и систематизировать знания о предложении;

-списывание предложений; запись предложений под диктовку;

-составление предложений по схемам;

-соотнесение предложения и его схемы;

-игра «Немое письмо»;

-письмо по памяти;

-нахождение грамматической основы  предложения;

-осложненное списывание

Проверочная работа № 1.

Тематический

3

Текст

12

- повторить и систематизировать знания о тексте;

- озаглавливание текста;

- конструирование текста из отдельных предложений или частей;

-игра-конкурс по составлению неправдоподобной истории;

-угадывание и запись персонажей сказки по заглавию;

- редактирование  текста;

-запись текста по заданию;

-составление рассказа по рисунку, запись в тетрадь;

Проверочная работа № 2

Словарный диктант №1, 2

Тематический

Тематический

4

Повторение

13

- обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качествен ное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

-  развитие грамматического строя речи (анализ и конструиро вание предложений, словосочетаний);

-  развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составле ние предложений и небольших текстов), письменной речи (состав ление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложе ний, свободные диктанты, письменные изложения с предваритель ной подготовкой);

- обучение правильному произношению слов, ударению, инто нированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соедине ний, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Итоговая контрольная работа

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Административные

контрольные диктанты № 3

Итоговая комплексная работа

Словарный диктант №4

Итоговый

Итоговый

Итоговый

Рубежный

Итоговый

Итоговый

5

Резерв

10

Итого

170

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

 4) приобретение и систематизация знаний о языке;

 5) овладение орфографией и пунктуацией;

 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

 7) развитие чувства языка.

Слово (введение) (5 ч)

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

 Предложение  (11 ч)

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Текст (12 или 10 ч)

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Слово (продолжение) (119 ч.)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).

Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

  • буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
  • обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
  • ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
  • ь и ъ разделительные;
  • буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  • проверяемые буквы согласных на конце слова.

Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  • звукового состава и обозначения звуков буквами;
  • морфемного состава и словообразования;
  • грамматического значения;
  • лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

  • видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
  • находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

  • обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  • большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  • буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
  • разделительные ь и ъ;
  • проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  • проверяемые буквы согласных на конце слова;
  • пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

На  протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

Во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  • Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  • Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  • Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Повторение. (13 ч или 10 ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

  • обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
  • развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
  • развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
  • обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. 

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Резерв (10 ч).

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

03.09.12

Знакомиться  с   новым  учебником  (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).

Толковать значение слова  (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова  к данному с опорой на словарь.

   Производить звукобуквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав  слова  и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки –  на  какой вопрос  отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П) Находить опасные места  в словах.

1. Слово

2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)

04.09.12

3

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.)

05.09.12

4

Как устроен наш  язык?

06.09.12

5

Опасные места  в словах русского языка

07.09.12

6

Опасные места  в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание

10.09.12

2. Предложение

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения,  правильно  оформлять их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать  знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

7

Признаки предложения

11.09.12

8

Составление предложений по схемам

12.09.12

9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

13.09.12

10

Развитие умения правильно списывать и  оформлять предложения  на письме

14.09.12

11

Развитие умения правильно списывать предложения и  соотносить их со схемой

17.09.12

12

Конструирование предложений

18.09.12

13

Знаки препинания в конце предложения

19.09.12

14

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

20.09.12

15

Что мы знаем о предложении?(Обобщение.)

21.09.12

16

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1 «Предложение»

24.09.12

17

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

25.09.12

3. Текст

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать   текст;   выбирать  подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с глав- ной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П)

Списывать текст по  заданному алгоритму,  контролировать этапы работы.

18

Признаки текста

26.09.12

19

Роль заглавия в тексте

27.09.12

20

Связь заглавия и главной мысли текста

28.09.12

21

Связь заглавия и главной мысли текста

01.10.12

22

Озаглавливание текстов

02.10.12

23

Озаглавливание текстов

03.10.12

24

Конструирование текстов

04.10.12

25

Конструирование текстов

05.10.12

26

Конструирование текстов

08.10.12

27

Резервный урок. Закрепление и повторение изученного

09.10.12

28

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2 «Текст»

10.10.12

29

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

11.10.12

4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Вести диалог с автором при чтении текста. (П) Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать  слова, которые называют одушевлён- ные и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы. (П) Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

30

Какие слова  отвечают на вопрос  кто?,  а какие на вопрос  что?

12.10.12

31

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые пред- меты

15.10.12

32

Объединение слов в тематические группы

16.10.12

33

Конструирование сочетаний слов и предложений

17.10.12

34

Развитие умения ставить вопросы кто?  что? к словам

18.10.12

35

Развитие умения ставить вопросы кто?  что? к словам

19.10.12

5. Слова, которые отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и

что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос  от слова  к слову  (кто?.. какой?

кто?.. что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

36

Наблюдение над  словами-названиями признаков. Развитие  умения  ставить к ним вопросы

22.10.12

37

Как   связаны   между   собой    слова-названия   предметов    и слова-названия признаков

23.10.12

38

Как   связаны   между   собой    слова-названия   предметов    и слова-названия признаков

24.10.12

39

Как   связаны   между   собой    слова-названия   предметов    и слова-названия признаков

25.10.12

40

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают  на вопросы кто?  что? и какой? какая?..

26.10.12

41

Развитие умения подбирать слова-названия признаков

29.10.12

42

Развитие умения подбирать слова-названия признаков

30.10.12

43

Закрепление и повторение изученного

31.10.12

44

Проверочная работа № 3 «Слова, которые отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?»

01.11.12

45

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

02.11.12

6. Слова, которые отвечают на вопросы

что делает? что делал? что сделал?

46

Наблюдение  над  словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы

12.11.12

47

Наблюдение  над  словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы

13.11.12

48

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто?  что делает?

14.11.12

49

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто?  что делает?

15.11.12

50

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто?  что делает?

16.11.12

7. Связь слов в предложении

51

Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову  в предложении, устанавливать действующее лицо  или  предмет

19.11.12

52

Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову  в предложении, устанавливать действующее лицо  или  предмет

20.11.12

53

Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову  в предложении, устанавливать действующее лицо  или  предмет

21.11.12

54

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

22.11.12

55

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

23.11.12

56

Проверочная работа № 4 «Связь слов в предложении»

26.11.12

57

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

27.11.12

8. Слова, к которым нельзя задать вопрос

Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль  в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, при- знаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль  предлогов в речи. Писать предлоги раздельно.

58

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи

28.11.12

59

Сравнение слов-названий предметов, признаков,  действий и слов, выражающих различные чувства

29.11.12

60

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

30.11.12

61

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

03.12.12

62

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

04.12.12

63

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

05.12.12

64

Проверочная работа № 5 «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

06.12.12

65

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

07.12.12

9. Части слова. Корень

66

Наблюдение  над   однокоренными словами. Определение корня слова

10.12.12

Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать  однокоренные слова:  называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в  слове, в  группе однокоренных  слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова  от  слов  с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

Характеризовать роль  суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова  по  составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать  слова   с  помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова  по заданному признаку. Контролировать   правильность   объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать  одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П)

67

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

11.12.12

68

Распознавание однокоренных слов

12.12.12

10. Суффикс

69

Роль суффиксов в слове. Определение суффикса

13.12.12

70

Развитие умения находить в словах суффиксы

14.12.12

71

Развитие умения находить в словах суффиксы

17.12.12

72

Разбор слова  по составу. Проверочное списывание

18.12.12

11. Приставка

73

Роль приставки в слове. Определение приставки

19.12.12

74

Развитие умения находить в  словах приставки и  образовывать слова  с помощью приставок

20.12.12

75

Значение приставок. Слитное написание приставок

21.12.12

76

Развитие умения различать приставки и предлоги

24.12.12

77

Развитие умения различать приставки и предлоги

25.12.12

78

Проверочная работа № 6 «Корень, суффикс, приставка»

26.12.12

79

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

27.12.12

12. Алфавит. Написание большой буквы в словах

Называть   правильно  буквы  в   алфавитном порядке.

Объяснять, где  и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять   заданные  слова    в   алфавитном порядке.

Писать  заглавную  (большую) букву в  именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа  пушок и Пушок.

Писать  сочинение по  картинке, проверочный диктант.

Проверять  письменную  работу  по   алгоритму (нахождение  «опасных  мест»  по  опознавательным     признакам,    графическое   обозначение, исправление ошибки, если  она обнаружена). Выполнять работу  над  ошибками под  руководством  учителя.

80

Закрепление знания порядка букв  русского алфавита

09.01.13

81

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл,  рек. Запись этих  слов в алфавитном порядке

10.01.13

82

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл,  рек. Запись этих  слов в алфавитном порядке

11.01.13

83

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл,  рек. Запись этих  слов в алфавитном порядке

14.01.13

84

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл,  рек. Запись этих  слов в алфавитном порядке

15.01.13

85

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл,  рек. Запись этих  слов в алфавитном порядке

16.01.13

86

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл,  рек. Запись этих  слов в алфавитном порядке

17.01.13

87

Написание слов типа  орёл и Орёл

18.01.13

88

Упражнения в правописании имен  собственных

21.01.13

89

Упражнения в правописании имен  собственных

22.01.13

90

Сочинение по картинке

23.01.13

91

Проверочный диктант № 1 «развитие умения писать большую буку в словах»

24.01.13

92

«Пишу правильно». Работа над  ошибками в сочинении и  диктанте

25.01.13

13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

93

Написание букв  и, у, а после шипящих (повторение)

28.01.13

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по  определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной  чертой. Обозначать графически выбор  написания. Проверять себя  по  учебнику, по  орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)

Слушать и  выделять в  словах звуки, которые помогают обнаружить в слове  орфограмму: [й'], [ж], [ш],  [ч], [щ].

Соотносить количество звуков  и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать  ударный и  без- ударный гласные звуки.

Наблюдать  за   написанием  и  произношением слов  с безударным гласным звуком в  корне,  со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что  это  слово  является проверочным.)

Группировать слова   с  изученными орфограммами.

Подбирать слова   с указанными  орфограммами

(самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после  предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста- повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

94

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

29.01.13

95

Упражнения в  написании буквы и  после   ж и  ш.  Обозначение орфограммы

30.01.13

96

Упражнения в  написании буквы и  после   ж и  ш.  Обозначение орфограммы

31.01.13

97

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ

01.02.13

98

Упражнения в написании буквосочетаний чаща. Развитие орфографических умений

04.02.13

99

Упражнения в написании буквосочетаний чаща. Развитие орфографических умений

05.02.13

100

Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ

06.02.13

101

Упражнения в написании буквосочетаний чущу

07.02.13

102

Упражнения в написании буквосочетаний чущу

08.02.13

103

Упражнения в написании букв  и, у, а после шипящих

11.02.13

104

Упражнения в написании букв  и, у, а после шипящих

12.02.13

105

Проверочный диктант № 2 «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

13.02.13

106

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

14.02.13

14. Правописание букв ъ и ь

107

Способы  обозначения мягкости согласных звуков на письме

15.02.13

108

Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине

18.02.13

109

Правописание буквы ь  для   обозначения мягкости  согласных в конце и в середине слова

19.02.13

110

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь

20.02.13

111

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь

21.02.13

112

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь

22.02.13

113

Звук [й']  и его обозначение на письме

25.02.13

114

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь

26.02.13

115

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь

27.02.13

116

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мя кости согласных на письме

28.02.13

117

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мя кости согласных на письме

01.03.13

118

Правописание слов с разделительным ъ

04.03.13

119

Правописание слов с разделительным ъ

05.03.13

120

Проверочный диктант № 3 «Правописание букв ъ и ь»

06.03.13

121

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

07.03.13

15. Буквы безударных гласных в корне слова

122

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение

11.03.13

123

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударны- ми гласными в корне

12.03.13

124

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

13.03.13

125

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

14.03.13

126

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

15.03.13

127

Свободный диктант

18.03.13

128

Обучение применению правила

19.03.13

129

Проверочная работа № 7 «Буквы безударных гласных в корне слова»

20.03.13

130

Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне

21.03.13

131

Проверочный диктант № 4 «Буквы безударных гласных в корне слова»

22.03.13

132

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

01.04.13

133

Обобщающий урок  по разделу в форме  игры «Счастливый случай»

02.04.13

16. Буквы звонких и глухих согласных в конце слова

134

Оглушение звонких согласных в конце слова

03.04.13

135

Знакомство с новой  орфограммой

04.04.13

136

Развитие умения писать слова  с проверяемыми буквами согласных  в конце слова

05.04.13

137

Развитие умения писать слова  с проверяемыми буквами согласных  в конце слова

08.04.13

138

Развитие умения писать слова  с проверяемыми буквами согласных  в конце слова

09.04.13

139

Развитие умения писать слова  с проверяемыми буквами согласных  в конце слова

10.04.13

140

Развитие умения писать слова  с проверяемыми буквами согласных  в конце слова

11.04.13

141

Свободный диктант

12.04.13

142

Обучающее изложение

15.04.13

143

Повторение «Пишу правильно» (работа над ошибками)

16.04.13

144

Проверочный диктант № 5

17.04.13

145

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

18.04.13

17. Повторение

Систематизировать изученный материал,  представлять его  в  виде  таблицы, схемы, опорного конспекта. (П)

146

Текст

19.04.13

147

Повторение. Свободный диктант

22.04.13

148

Предложение

23.04.13

149

Обучающее изложение

24.04.13

150

Слово.  Состав слова. Однокоренные слова

25.04.13

151

Повторение и классификация изученных орфограмм

26.04.13

152

Повторение и классификация изученных орфограмм

29.04.13

153

Повторительно-обобщающие уроки.

30.04.13

154

Повторительно-обобщающие уроки.

06.05.13

155

Повторительно-обобщающие уроки.

07.05.13

156

Повторительно-обобщающие уроки.

08.05.13

157

Итоговый контроль

13.05.13

158

Заключительный урок

14.05.13

159

Резервные уроки

15.05.13

160

Резервные уроки

16.05.13

161

Резервные уроки

17.05.13

162

Резервные уроки

20.05.13

163

Резервные уроки

21.05.13

164

Резервные уроки

22.05.13

165

Резервные уроки

23.05.13

166

Резервные уроки

24.05.13

167

Резервные уроки

168

Резервные уроки

169

Резервные уроки

170

Резервные уроки

7.  ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;
  • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов;
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
  • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2 класса;
  • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • компьютеры.

Примеры работ при использовании компьютера:

  • орфографический и пунктуационный тренинг;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).

8. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии  с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год

Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...