рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением-интернатом
имени Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской городского округа Самара
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №170 _____________ Моисеенко А.К. | Рассмотрено на заседании ШМО 29.08.2013г. Протокол №1 | Согласовано Зам.директора по УВР _____________ Широкова В.А. |
Рабочая программа по предмету
русский язык во 2 «К-2» классе
УМК «Школа 2100»
170 часов (5 часов в неделю)
Составил:
учитель начальных классов
Самарец Александра Евгеньевна
Самара
2013-2014 уч.г.
ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа 2100» для 2 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной и др.
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебник «Русский язык» 2 кл.; тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси- тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 1 классе и во 2 классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто?–что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год). Во 2-м классе всего 170 часов русского языка (5 часов в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста- вить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по русскому языку во 2-м классе
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов; – развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | – приобретение и систематизация знаний о языке; – дальнейшее овладение родным языком; – развитие чувства языка | – овладение орфографией и пунктуацией |
Интеллектуально-речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное; • составлять предложения из слов; по данным схемам; • определять границы предложений в тексте без знаков препинания; • составлять небольшой текст (4–5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев; • выбирать заглавие к тексту из ряда данных | • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; • находить корень в группе однокоренных слов; • подбирать однокоренные слова; • находить суффиксы и приставки в доступных словах; • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; • отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.); • ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?) • находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы; • находить предлоги в предложении (тексте) | • делить слова на части для переноса; • видеть в словах опасные места, изученные орфограммы; • писать предлоги раздельно со словами; • писать большую букву в словах (изученные случаи); • писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; • писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне; • писать буквы проверяемых согласных на конце слова; • употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова; • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.; • писать ъ и ь разделительные; • графически объяснить выбор написания; • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Слово (введение). (5 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (11 ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (119 ч)
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ. Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
3) ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
4) ь и ъ разделительные;
5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (13 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала, ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Резерв (12 ч)
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по курсу «Русский язык»
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе во 2 классе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 2 класс;
• Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2 класса;
• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2 класса;
• М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2 класса;
• Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
VIII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка во 2-м классе
(170 часов – 5 часов в неделю)
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||
1 | Знакомство с новым учебником «Русский язык». | 1 | Вводный урок. | Знать: что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие; пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
Уметь: слушать звучащее слово; наблюдать за лексическим значением слова; анализировать состав слов; производить звуковой и звуко-бувенный анализ слова; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; находить «опасные места» в слове уметь пользоваться словарём. | Личностные: - проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи, желание учиться; - проявлять интерес к созданию собственных текстов; быть заинтересованным в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов; - стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявлять интерес к письменной форме общения; - обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; - положительно относиться к школе, обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные: - использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; - находить необходимую информацию в учебнике, в дополнительной литературе; - задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственые связи (в рамках допустимого); - определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения разными способами; - уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям. Регулятивные: - уметь организовывать свое рабочее место и работу; - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; - уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе; - уметь высказывать свое предположение (версию), пробовать предлагать способ проверки; - оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания; Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - обосновывать высказанное суждение; - стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; - уметь задавать уточняющие вопросы; - при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. | Проблемно-диалогическая технология. | Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.). | |
1. Слово | 5 | ------- | ------- | Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звукобуквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П) Находить опасные места в словах. | ||||
2 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.) | 1 | Урок повторения и углубления изученного в 1 классе. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
3 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.) | 1 | Урок повторения знаний и развития умений и навыков. | Технология развития критического мышления. | ||||
4 | Как устроен наш язык? | 1 | Уроки повторения и систематизации изученного. | |||||
5 | Опасные места в словах русского языка. | 1 | ||||||
6 | Опасные места в словах русского языка. Обобщение изученного. Проверочное списывание. | 1 | Уроки повторения и систематизации изученного. Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
2. Предложение | 11 | ------- | Знать: различие предложений и слов; признаки предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; знать изученные правила; Уметь: правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивая с образцом; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; правильно оформлять предложение на письме; соотносить предложения со схемами; самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу; находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки. | ------- | Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Называть признаки предложения. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. | |||
7 | Признаки предложения. | 1 | Урок повторения и обобщения изученного в 1 классе. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
8 | Составление предложений по схемам. | 1 | Урок повторения и углубление знаний. | Урок-практикум. Технология развития критического мышления. | ||||
9 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме. | 1 | Урок формирования понятий и развития умений. | |||||
10 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме. | 1 | Урок развития умений и навыков. | |||||
11 | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой. | 1 | Урок развития умений. | |||||
12 | Конструирование предложений. | 1 | Уроки развития умений и навыков. | Урок-практикум. | ||||
13 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Технология развития критического мышления. | |||||
14 | Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией. | 1 | ||||||
15 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение.) | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Урок-практикум. | ||||
16 | Проверочная работа № 1. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
17 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
3. Текст | 12 | ------- | Знать: признаки предложения; структуру текста (вводная, основная, концовка); роль заглавия текста; правила оформления текста. Уметь: отличать текст от набора предложений; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту; выполнять редактирование текста; добавлять отсутствующие части текста; устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст; соблюдать красную строку; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом | ------- | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П) Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. | |||
18 | Признаки текста. | 1 | Урок открытия нового знания. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
19 | Роль заглавия в тексте. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Технология развития критического мышления. | ||||
20 | Связь заглавия и главной мысли текста. | 1 | Урок введения нового материала. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
21 | Связь заглавия с главной мыслью. Основные виды текста. | 1 | Урок повторения и обобщения изученного. | Технология развития критического мышления. | ||||
22 | Озаглавливание текстов. | 2 | Урок развития умений и навыков. | |||||
23 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||||
24 | Конструирование текстов. | 2 | Урок развития умений. | Урок-практикум. | ||||
25 | Урок развития умений и навыков. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||||
26 | Конструирование текстов, предложений. | 1 | Урок развития умений и формирования навыков. | |||||
27 | Повторение. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала. | Урок-практикум. | ||||
28 | Проверочная работа № 2. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
29 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 6 | ------- | Знать: особенности употребления существительных, их роль в предложении; Уметь: находить слова-предметы, отличать одушевленные и неодушевленные предметы, задавать вопросы; создавать тематические группы слов, определять их название; правильно списывать слова. | ------- | Вести диалог с автором при чтении текста. (П) Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. (П) Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. | |||
30 | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что? | 1 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
31 | Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. | 1 | Уроки развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||
32 | Объединение слов в тематические группы. | 1 | ||||||
33 | Конструирование сочетаний слов и предложений. | 1 | Урок-практикум. Технология развития критического мышления. | |||||
34 | Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам. | 2 | ||||||
35 | Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. | Урок-практикум. | ||||||
5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 10 | ------- | Знать: особенности употребления прилагательных, их роль в предложении; обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях;
Уметь: находить слова-признаки предметов, задавать вопросы, графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам; подбирать синонимы и антонимы, выписывать пары слов. | ------- | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?, кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | |||
36 | Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
37 | Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков. | 3 | Уроки развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||
38 | ||||||||
39 | ||||||||
40 | Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие? | 1 | ||||||
41 | Развитие умения подбирать слова-названия признаков. | 2 | ||||||
42 | ||||||||
43 | Закрепление и повторение изученного. | 1 | Урок обобщения и систематизации материала. | Урок-практикум. | ||||
44 | Проверочная работа № 3. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
45 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
6. Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | 5 | Знать: особенности употребления глаголов, их роль в предложении; что такое грамматическая основа. Уметь: находить глаголы, задавать вопросы, правильно употреблять в речи, подчёркивать грамматическую основу; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов. | ------- | |||||
46 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
47 | Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета. | 1 | Уроки развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||
48 | Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? и что делает? | 1 | ||||||
49 | Грамматическая основа предложения. | 1 | ||||||
50 | Развитие умения находить грамматическую основу предложения. | 1 | ||||||
7. Связь слов в предложении | 7 | Знать: признаки изученных частей речи (не называя их); Уметь: находить главные и зависимые слова, ставить вопросы к ним, конструировать предложения с опорой на вопросы. | ------- | |||||
51 | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
52 | Уроки развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||||
53 | Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении. | 1 | ||||||
54 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 2 | Урок-практикум. Технология развития критического мышления. | |||||
55 | Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. | |||||||
56 | Проверочная работа № 4. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
57 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
8. Слова, к которым нельзя задать вопрос | 8 | Иметь представление о служебных словах, междометиях и об их функциях в речи; правило написания предлогов с другими словами; Уметь: подбирать подходящие по смыслу предлоги; писать предлоги раздельно с другими словами | ------- | Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи. Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно. | ||||
58 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. | 1 | Урок развития умений. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
59 | Сравнение слов-названий предметов, действий и признаков и слов, выражающих различные чувства. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
60 | Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 4 | Уроки развития умений. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
61 | Технология развития критического мышления. | |||||||
62 | ||||||||
63 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала. | Урок-практикум. | ||||||
64 | Проверочная работа № 5. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
65 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
9. Части слова. Корень | 3 | Знать: названия частей слова и их место в слове; знать правила определения корня. Уметь: находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов. | ------- | Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). Выделять суффикс и приставку в доступных словах. Характеризовать роль суффикса и приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П) | ||||
66 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. | 1 | Урок развития умений. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
67 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
68 | Распознавание однокоренных слов. | 1 | Урок развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||
10. Суффикс | 4 | Знать: правило определения суффикса; Уметь: видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов | ------- | |||||
69 | Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. | 1 | Урок развития умений. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
70 | Развитие умения находить в словах суффиксы. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
71 | Урок развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||||
72 | Разбор слова по составу. Проверочное списывание. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала. | Урок-практикум. Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
11. Приставка | 7 | Знать: правило определения приставок, правописание приставок; Уметь: видеть в словах изученные приставки, образовывать слова с помощью приставок; уметь разбирать слова по ставу, различать одинаковые по написанию приставки и предлоги. | ------- | |||||
73 | Роль приставки в слове. Определение приставки. | 1 | Уроки развития умений. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
74 | Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок. | 1 | Технология развития критического мышления. | |||||
75 | Значение приставок. Слитное написание приставок. | 1 | Урок закрепления и обобщения умений и навыков. | Урок-практикум. | ||||
76 | Развитие умения различать приставки и предлоги. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
77 | Урок обобщения и систематизации умений и навыков. | Урок-практикум. | ||||||
78 | Проверочная работа № 6. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
79 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
12. Алфавит. Написание большой буквы в словах | 13 | Знать: названия, порядок букв русского алфавита; Уметь: писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, | ------- | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок. Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | ||||
80 | Закрепление знания порядка букв русского алфавита. | 1 | Уроки развития умений. | Урок-практикум. Технология развития критического мышления. | ||||
81 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей. | 1 | ||||||
82 | Развитие умения писать большую букву в именах людей. | 1 | ||||||
83 | Развитие умения писать большую букву в отчествах людей. | 1 | ||||||
84 | Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. | 1 | ||||||
85 | Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, рек. | 1 | ||||||
86 | Большая буква в названиях рек и морей. | 1 | Технология развития критического мышления. | |||||
87 | Написание слов типа орёл и Орёл. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
88 | Упражнения в правописании имен собственных. | 2 | Урок повторения и обобщения изученного. | Урок-практикум. | ||||
89 | Урок обобщения и систематизации умений. | |||||||
90 | Сочинение по картинке. | 1 | Урок развития речи. | Урок-практикум. | ||||
91 | Проверочный диктант № 1. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
92 | «Пишу правильно» (работа над ошибками в сочинении и диктанте). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
13. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу | 14 | Знать: правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; Уметь: производить фонетический разбор слов, правильно писать буквосочетания; графически обозначать данную орфограмму; находить и исправлять ошибки на изученное правило. | ------- | Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П) Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ]. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Ставить ударение, различать ударный и без- ударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами. Писать графический диктант. (П) Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Писать подробное обучающее изложение текста повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки. | ||||
93 | Написание букв и, у, а после шипящих (повторение). | 1 | Урок повторения и обобщения изученного. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
94 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
95 | Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы. | 2 | Уроки развития умений. | Урок-практикум. Технология развития критического мышления. | ||||
96 | ||||||||
97 | Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ | 1 | ||||||
98 | Упражнения в написании буквосочетаний ча–ща. Развитие орфографических умений. | 2 | ||||||
99 | Урок повторения и обобщения изученного. | |||||||
100 | Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ. | 1 | Уроки развития умений. | |||||
101 | Упражнения в написании буквосочетаний чу–щу. | 2 | ||||||
102 | ||||||||
103 | Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих. | 2 | Уроки повторения, обобщения и систематизации умений. | |||||
104 | ||||||||
105 | Проверочный диктант № 2. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
106 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
14. Правописание букв ъ и ь | 15 | Знать: обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв ё, е, и, ю, я, ь. Роль Ъ и Ь знака в словах Уметь: правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками; писать сочетания чк, чн в словах, Ь для обозначения мягкости на конце слова и в середине слова; обозначать графически данную орфограмму; правильно называть звуки в слове; объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами. | ------- | |||||
107 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | 1 | Урок повторения и обобщения изученного. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
108 | Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине. | 1 | Уроки развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||
109 | Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. | 1 | ||||||
110 | Слова, в которых пишется и не пишется буква ь. | 1 | ||||||
111 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
112 | Уроки развития умений. | |||||||
113 | Звук [й'] и его обозначение на письме. | 1 | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | |||||
114 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
115 | Уроки развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||||
116 | Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме. | 2 | ||||||
117 | Урок повторения и развития умений. | Урок-практикум. | ||||||
118 | Правописание слов с разделительным ъ. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
119 | Урок повторения и закрепления изученного. | Урок-практикум. | ||||||
120 | Проверочный диктант № 3. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
121 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
15. Буквы безударных гласных в корне слова | 12 | Знать: ударные и безударные звуки, знать правила проверки безударных гласных; графическое обозначение орфограмм; Уметь: находить безударную гласную в корне, различать произношение и написание; находить проверочное слово в группе однокоренных слов; подбирать проверочные слова; видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами; видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы; действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами. | ------- | |||||
122 | Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Урок-практикум. | ||||
123 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология. | ||||
124 | Урок развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||||
125 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
126 | Урок развития умений. | Технология развития критического мышления. | ||||||
127 | Свободный диктант. | 1 | Урок развития речи. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
128 | Обучение применению правила. | 1 | Урок развития умений. | Урок-практикум. | ||||
129 | Проверочная работа № 7. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
130 | Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне. | 1 | Уроки повторения, обобщения и систематизации умений и знаний. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
131 | Проверочный диктант № 4. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
132 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
133 | Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай». | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Урок-игра. | ||||
16. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова | 12 | Знать: пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости, знать правило подбора проверочных слов; Уметь: находить орфограмму парная согласная в корне, подбирать проверочные слова, видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы. | ------- | |||||
134 | Оглушение звонких согласных в конце слова. | 1 | Уроки открытия новых знаний. | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | ||||
135 | Знакомство с новой орфограммой. | 1 | Проблемно-диалогическая технология. | |||||
136 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова. | 5 | Уроки развития умений. | Урок-практикум. Технология развития критического мышления. | ||||
137 | ||||||||
138 | ||||||||
139 | ||||||||
140 | Урок закрепления, обобщения и систематизации умений и навыков. | |||||||
141 | Свободный диктант. | 1 | Уроки развития речи. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
142 | Обучающее изложение. | 1 | Урок-практикум. | |||||
143 | Повторение. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
144 | Проверочный диктант № 5. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
145 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
17. Повторение | 13 | Знать изученные орфограммы. Видеть опасные места в словах; писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадаю. | ------- | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П) | ||||
146 | Текст. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков. | Урок-практикум. | ||||
147 | Повторение. Свободный диктант. | 1 | Урок развития речи. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
148 | Предложение. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков. | Урок-практикум. | ||||
149 | Обучающее изложение. | 1 | Урок развития речи. | Урок-практикум. | ||||
150 | Слово. Состав слова. Однокоренные слова. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков. | Урок-практикум. | ||||
151 | Повторение и классификация изученных орфограмм. | 2 | Проблемно-диалогическая технология, ИКТ-технология | |||||
152 | Урок-практикум. | |||||||
153 | Повторение (итоговый тест). | 1 | Урок контроля знаний, полученных в курсе 2 класса. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
154 | Повторение. Контрольное списывание. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
155 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
156 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний и умений учащихся. | ||||
157 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок работы над ошибками. | Организация индивидуальной работы учащихся. | ||||
158 | Заключительный урок. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков. | Урок-игра. | ||||
159 | Резервные уроки. Повторение изученного. | 12 | Урок-практикум. | |||||
160 | ||||||||
161 | ||||||||
162 | ||||||||
163 | ||||||||
164 | ||||||||
165 | ||||||||
166 | ||||||||
167 | ||||||||
168 | ||||||||
169 | ||||||||
170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.
§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....
Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...
Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....