Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сенкевич Елена Валерьевна

Этот урок поможет учителям начальных классов познакомить учащихся с однородными членами предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4  классе.

Тема урока: Однородные члены предложения.

Автор: Сенкевич  Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Цели урока: Познакомить с особенностями однородных членов предложения, развивать умения распознавать их в предложении и употреблять в речи.                                                                                           Оборудование и учебные материалы: учебник» Русский язык» Т. Г.  Рамзаева 4 класс, картинки с изображением разных видов транспорта, интерактивная доска, конверты с цветными кружками.

Ход урока

  1. Организационный момент                                                                                                                                                Учитель: Здравствуйте, ребята.  Все приготовились к уроку русского О языка. Сегодня нужно быть особенно внимательными, так как вас ждёт много нового. А теперь тихо садимся и открываем тетради.                                                                                                                                                                                В тетрадях записываем  число, классная работа.  

                                                                                                                                                             

2. Минутка чистописания                                                                                     Учитель: Как обычно начинаем с минутки чистописания. Посмотрите на доску.  Написание  какого сочетания сегодня повторим?

  - Пропишите в тетрадях через точку сочетание ОРО.                                                                                                             А в каких словах оно встречается?

- Молодцы, ребята. На следующей строчке запишите 3 любых слова с сочетанием ОРО.  А теперь давайте познакомимся с пословицей.                                                                                                                                                                                    

Ученик:  - На чужой сторонушке, рад своей  воронушке.

Учитель: - Как вы понимаете её смысл?

Ученик: - В чужой стороне часто вспоминаешь свою Родину и скучаешь по ней.

Ученик: - Если встретить на чужбине знакомого человека, то будешь  очень рад ему.

Учитель: Молодцы ребята, вы правильно поняли смысл пословицы. Конечно, когда скучаешь по родине, дому, находясь далеко от неё, то рад любому напоминанию о родном крае. Запишите пословицу в тетрадь, подчеркните сочетание оро, а мне хочется прочитать вам на эту тему несколько строк:

Сторона  постылая, всё кругом не так.

Сяду я на брёвнышко, опустив головушку

Каркай, каркай милая о родных местах.

3.  Словарная работа

На доске вывешиваются картинки с изображением транспорта: автомобиль, трактор, трамвай, комбайн.

1  картинка:  Что это?

Ученик:  машина.

Учитель:  а как ещё можно назвать?

Ученик:  автомобиль.

Учитель: правильно, это словарные слова, а ещё они близкие по смыслу, значит,  как их назовём?

Ученик: синонимы.

Учитель: запишите оба слова, поставьте ударение и подчеркните букву, которую нужно запомнить.

2  картинка: Что это за машина? Где её используют?

 Ученик: - Это трактор, его используют в сельскохозяйственных работах.

Учитель: Запишите слово в тетрадь и рассмотрите 3 картинку.

Ученик: - Это трамвай. Трамваи есть в  Санкт – Петербурге.

Учитель:  - В чём их особенность?

Ученик: - У них есть специальные провода, по которым к ним поступает электричество.

Ученик: - Они ездят только по рельсам.

Учитель: - Запишите слово, не спутайте согласную в середине слова.

А теперь следующая картинка.

Учитель: - Что это за машина? Что вы о ней знаете?

Ученик: - Это комбайн, тоже сельскохозяйственная машина.

Учитель: - А что она делает?

Ученик: -  Используется для уборки пшеницы.

Учитель: - Правильно. А знаете ли вы, что слово комбайн пришло к нам из английского языка. Слова  комбинировать, комбинация, комбинезон происходят от латинского «КОМБИНАРЭ», где «КОМ» - вместе, а «БИНАРЕ» - соединять.  Их общая, основная часть «КОМБИН» в английском произношении звучит как КОМБАЙН. Так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую в себе жнейку, соломовязку, молотилку.

Давайте запишем слово в тетрадь.

Ученик: - Ком – байн. В этом слове 2 слога. Второй слог ударный, запоминаем гласную О.

4. Изучение новой темы

Учитель: - А сейчас давайте, ребята, запишем текст об этих машинах.

К доске пойдёт Никита.

Никита записывает: На полях работают тракторы и комбайны.

- Начинаю записывать предложение с заглавной буквы. Это предлог.  На по – лях – безударная гласная в корне, пишу О, проверочное слово – поле; работают – словарное слово, пишем а; тракторы – словарное слово, пишем о; и – это союз; и новое словарное слово – комбайны. В конце предложения ставим точку.

Учитель: - Молодец, Никита. Находи главные члены предложения

Ученик: Что? – тракторы – это подлежащее

                 Что?  - комбайны – это тоже подлежащее.

                 - Что они делают? – работают – это сказуемое, подчёркиваем 2 чертами.

Учитель: - Что заметил?

Ученик: - В предложении 2 подлежащих.

Учитель: - Спасибо, Никита. Садись. Запишем следующее предложение. К доске идёт Маша.

Ученик: - Новое предложение пишем с заглавной буквы  - Тракторы, это словарное слово. Пашут запятая  боронят.

Учитель: - Нет, Маша. Давай выясним смысл слова. Что такое боронить? Кто знает?  Хорошо, я вам подскажу. В современном толковом словаре Т. Ф. Ефремовой – боронить – разрыхлять вспаханную почву.

Ученица: - боронят пишу с буквой О, и- союз  сеют.. В конце предложения ставлю точку.  Задаю вопрос что?   Тракторы  -  это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. Тракторы что делают? – пашут – это сказуемое, что делают? – боронят и сеют. Это тоже сказуемое и я их подчёркиваю двумя чертами.

Учитель: - Что здесь необычного?

Ученик: - В этом предложении 3 сказуемых.

Учитель: - Запишем последнее предложение. К доске пойдёт Алёша.

Ученик: - Комбайны – начинаю писать с заглавной буквы. Это словарное слово. После К пишу гласную О.Следующее слово  - жнут. Ставлю запятую – молотят, пишу с ОЛО. Ставлю запятую, веет. В конце предложения ставится точка. Задаю вопрос – что? – комбайны, это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.  Комбайны (что делают?)  жнут, молотят, веют – это сказуемое, подчёркиваем слова двумя чертами. В этом предложении 3 сказуемых.

Учитель: - Садись,  молодец.

Учитель: - Что же это за слова такие необычные, кто знает?

Ученик: - Это однородные члены предложения.

Учитель: - Кто назовет тему урока?

Ученик: Однородные члены предложения.

Учитель: - Совершенно верно. Сейчас мы сделаем физкультминутку и подробно узнаем,  какие члены предложения называются однородными.

5.  Физкультминутка: (дети встают и под стихотворение выполняют движения)

В небе кружат самолёты,

В поле ездят трактора.

Мы сидим за партой в школе,

Отдохнуть пришла пора.

Ледокол идёт по морю,

Вдруг навстречу льда гора.

Эту гору обогнули,

Заниматься нам пора.

Учитель: - Молодцы, ребята. Садитесь за парты и открывайте учебники на странице 44.  Будем знакомиться с правилом. Какие члены предложения называются однородными?

6.  Работа с правилом

Ученик  читает правило.

Учитель: - Какие у них особенности?

Ученик: - Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Учитель: - Кто может повторить правило и привести свой пример?

Ученик: – повторяет правило и приводит пример: Мама и бабушка пошли в магазин.

Ученик: повторяет правило и приводит пример: Пришвин, Бианки, Паустовский пишут о природе.

Учитель: - Ребята, сейчас мы узнаем ещё одну особенность однородных членов. Найдите в учебнике упражнение № 84.

Ученик  читает  первое предложение.

Учитель: - Увидел ли ты однородные члены предложения?

Ученик: В этом предложении однородными членами являются синицы, попугаи и пищухи.

Учитель: - Докажи.

Ученик: Эти слова отвечают на вопрос кто? и относятся к одному слову – навещали.

Учитель: А ещё что можно сказать?

Ученик: Эти слова в предложении являются подлежащим.

Учитель: Молодец. Всё правильно объяснил. Пожалуйста читаем второе предложение.

Ученик: В этом предложении  2  сказуемых: скачут и лакомятся. Они относятся к одному и тому же слову – сойки.

Учитель: Хорошо. Работаем дальше, продолжает Надя.

Ученик: В этом предложении подлежащее – крона, крона (что делает?)  укрывает. Укрывает – сказуемое. Укрывает (кого?) птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.  Я думаю, что это второстепенные члены предложения.

Учитель: Правильно.  А теперь Давайте сделаем вывод: чем являются однородные члены в предложении?

Ученик: Я думаю, что однородные члены предложения могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.

7. Проверка понимания

Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Давайте немного отдохнём и отправимся в осенний лес.  (на интерактивной доске появляется картинка с изображением осеннего леса)

- А что сейчас происходит в лесу?

Ученик: Листья с деревьев почти облетели, только ёлочки стоят зелёные

Ученик: Воздух в лесу чистый и свежий.

Ученик: Ещё можно найти волнушки и опята.

Учитель: Ребята, Оля употребила в предложении однородные члены. Где они?

Ученик: Это волнушки и опята.

Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите на доску и помогите составить предложения, используя однородные члены предложения.

На доске запись:

1.  Уже давно облетели листья  с …, с …, и …    .

2.  …    , …     , …    , …  улетели на юг.

3.    …  ,  …  , …   залегли в спячку.

- Прочитайте первое предложение. Какие слова можно вставить?

Ученик: Облетели листья с берёз, с осин и тополей.

Учитель: Ребята, а в лесу растут тополя?

Ученик: Тополя – городские деревья. Можно заменить,  словом рябина.

Учитель: Какое же предложение запишем?

Ученик: Уже давно облетели листья с берёз, осин и рябин.

Учитель: Хорошо. Чем являются однородные члены в предложении?

Ученик: Что? Листья – подлежащее.   Листья (что сделали?) облетели – сказуемое;  

облетели (с чего?) с берёз, осин и рябин,  это второстепенные члены предложения.

Учитель: Кто  составил следующее предложение?

Ученик: Можно вставить слова: утки, гуси, журавли, лебеди. Это всё подлежащее.

Учитель: Молодец.  Ребята, запишите предложение.

- Кто уже составил  3  предложение?

Ученик: Медведи, ежи, лягушки – эти слова подойдут в это предложение.

Ученик: Можно вставить барсук, тритон.

Учитель:  Правильно. Запишите  3  предложение и дополните ещё одним своим предложением.

Что у вас получилось?

Ученик: Я написала предложение: По лесу бродит поздняя осень. Получился текст.

Учитель: Какой это текст?

Ученик: Текст – повествование.

Учитель: Хорошо, ребята, а сейчас для самостоятельной работы предлагаю вам загадку:

Днём ___________, ночью  _____________   ,

Прохожих _____________  .  (                  )

Отгадайте загадку, вставив нужные однородные члены предложения.

Кто уже догадался?

Ученик: Днём спит, ночью летает, прохожих пугает.

Учитель:  Правильно. А кто это?

Ученик: Это филин или сова. Они ночные хищники.

Учитель: Правильно. Запишите загадку в тетрадь и  определите  чем являются однородные члены предложения.

Ученик: Они являются сказуемым.

 

8.  Подведение итога урока

Учитель: Урок наш заканчивается. Что нового узнали?

Ученик: Узнали, что в предложении есть однородные члены.

Учитель: А что узнали об однородных членах предложения?

Ученик: Однородные  члены  предложения  отвечают  на  один  и  тот  же вопрос,  и относятся к одному и тому же слову.

Ученик: В предложении  однородные члены  бывают  главными и второстепенными  членами  предложения.

Рефлексия

Учитель: У вас на партах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку.)

- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! ( Красный)

-Кому на уроке было интересно? (Зеленый)

Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, объясняли, делали выводы. Поэтому  я с удовольствием оценю вашу работу.

Вашим  домашним  заданием будет  выучить  правило на странице     выполнить упражнение   87  по заданию и поработать со словарем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....