Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Этот урок поможет учителям начальных классов познакомить учащихся с однородными членами предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок получения новых знаний по теме Однородные члены предложения | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: Однородные члены предложения.
Автор: Сенкевич Елена Валерьевна, учитель начальных классов
Цели урока: Познакомить с особенностями однородных членов предложения, развивать умения распознавать их в предложении и употреблять в речи. Оборудование и учебные материалы: учебник» Русский язык» Т. Г. Рамзаева 4 класс, картинки с изображением разных видов транспорта, интерактивная доска, конверты с цветными кружками.
Ход урока
- Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку русского О языка. Сегодня нужно быть особенно внимательными, так как вас ждёт много нового. А теперь тихо садимся и открываем тетради. В тетрадях записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания Учитель: Как обычно начинаем с минутки чистописания. Посмотрите на доску. Написание какого сочетания сегодня повторим?
- Пропишите в тетрадях через точку сочетание ОРО. А в каких словах оно встречается?
- Молодцы, ребята. На следующей строчке запишите 3 любых слова с сочетанием ОРО. А теперь давайте познакомимся с пословицей.
Ученик: - На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
Учитель: - Как вы понимаете её смысл?
Ученик: - В чужой стороне часто вспоминаешь свою Родину и скучаешь по ней.
Ученик: - Если встретить на чужбине знакомого человека, то будешь очень рад ему.
Учитель: Молодцы ребята, вы правильно поняли смысл пословицы. Конечно, когда скучаешь по родине, дому, находясь далеко от неё, то рад любому напоминанию о родном крае. Запишите пословицу в тетрадь, подчеркните сочетание оро, а мне хочется прочитать вам на эту тему несколько строк:
Сторона постылая, всё кругом не так.
Сяду я на брёвнышко, опустив головушку
Каркай, каркай милая о родных местах.
3. Словарная работа
На доске вывешиваются картинки с изображением транспорта: автомобиль, трактор, трамвай, комбайн.
1 картинка: Что это?
Ученик: машина.
Учитель: а как ещё можно назвать?
Ученик: автомобиль.
Учитель: правильно, это словарные слова, а ещё они близкие по смыслу, значит, как их назовём?
Ученик: синонимы.
Учитель: запишите оба слова, поставьте ударение и подчеркните букву, которую нужно запомнить.
2 картинка: Что это за машина? Где её используют?
Ученик: - Это трактор, его используют в сельскохозяйственных работах.
Учитель: Запишите слово в тетрадь и рассмотрите 3 картинку.
Ученик: - Это трамвай. Трамваи есть в Санкт – Петербурге.
Учитель: - В чём их особенность?
Ученик: - У них есть специальные провода, по которым к ним поступает электричество.
Ученик: - Они ездят только по рельсам.
Учитель: - Запишите слово, не спутайте согласную в середине слова.
А теперь следующая картинка.
Учитель: - Что это за машина? Что вы о ней знаете?
Ученик: - Это комбайн, тоже сельскохозяйственная машина.
Учитель: - А что она делает?
Ученик: - Используется для уборки пшеницы.
Учитель: - Правильно. А знаете ли вы, что слово комбайн пришло к нам из английского языка. Слова комбинировать, комбинация, комбинезон происходят от латинского «КОМБИНАРЭ», где «КОМ» - вместе, а «БИНАРЕ» - соединять. Их общая, основная часть «КОМБИН» в английском произношении звучит как КОМБАЙН. Так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую в себе жнейку, соломовязку, молотилку.
Давайте запишем слово в тетрадь.
Ученик: - Ком – байн. В этом слове 2 слога. Второй слог ударный, запоминаем гласную О.
4. Изучение новой темы
Учитель: - А сейчас давайте, ребята, запишем текст об этих машинах.
К доске пойдёт Никита.
Никита записывает: На полях работают тракторы и комбайны.
- Начинаю записывать предложение с заглавной буквы. Это предлог. На по – лях – безударная гласная в корне, пишу О, проверочное слово – поле; работают – словарное слово, пишем а; тракторы – словарное слово, пишем о; и – это союз; и новое словарное слово – комбайны. В конце предложения ставим точку.
Учитель: - Молодец, Никита. Находи главные члены предложения
Ученик: Что? – тракторы – это подлежащее
Что? - комбайны – это тоже подлежащее.
- Что они делают? – работают – это сказуемое, подчёркиваем 2 чертами.
Учитель: - Что заметил?
Ученик: - В предложении 2 подлежащих.
Учитель: - Спасибо, Никита. Садись. Запишем следующее предложение. К доске идёт Маша.
Ученик: - Новое предложение пишем с заглавной буквы - Тракторы, это словарное слово. Пашут запятая боронят.
Учитель: - Нет, Маша. Давай выясним смысл слова. Что такое боронить? Кто знает? Хорошо, я вам подскажу. В современном толковом словаре Т. Ф. Ефремовой – боронить – разрыхлять вспаханную почву.
Ученица: - боронят пишу с буквой О, и- союз сеют.. В конце предложения ставлю точку. Задаю вопрос что? Тракторы - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. Тракторы что делают? – пашут – это сказуемое, что делают? – боронят и сеют. Это тоже сказуемое и я их подчёркиваю двумя чертами.
Учитель: - Что здесь необычного?
Ученик: - В этом предложении 3 сказуемых.
Учитель: - Запишем последнее предложение. К доске пойдёт Алёша.
Ученик: - Комбайны – начинаю писать с заглавной буквы. Это словарное слово. После К пишу гласную О.Следующее слово - жнут. Ставлю запятую – молотят, пишу с ОЛО. Ставлю запятую, веет. В конце предложения ставится точка. Задаю вопрос – что? – комбайны, это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. Комбайны (что делают?) жнут, молотят, веют – это сказуемое, подчёркиваем слова двумя чертами. В этом предложении 3 сказуемых.
Учитель: - Садись, молодец.
Учитель: - Что же это за слова такие необычные, кто знает?
Ученик: - Это однородные члены предложения.
Учитель: - Кто назовет тему урока?
Ученик: Однородные члены предложения.
Учитель: - Совершенно верно. Сейчас мы сделаем физкультминутку и подробно узнаем, какие члены предложения называются однородными.
5. Физкультминутка: (дети встают и под стихотворение выполняют движения)
В небе кружат самолёты,
В поле ездят трактора.
Мы сидим за партой в школе,
Отдохнуть пришла пора.
Ледокол идёт по морю,
Вдруг навстречу льда гора.
Эту гору обогнули,
Заниматься нам пора.
Учитель: - Молодцы, ребята. Садитесь за парты и открывайте учебники на странице 44. Будем знакомиться с правилом. Какие члены предложения называются однородными?
6. Работа с правилом
Ученик читает правило.
Учитель: - Какие у них особенности?
Ученик: - Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Учитель: - Кто может повторить правило и привести свой пример?
Ученик: – повторяет правило и приводит пример: Мама и бабушка пошли в магазин.
Ученик: повторяет правило и приводит пример: Пришвин, Бианки, Паустовский пишут о природе.
Учитель: - Ребята, сейчас мы узнаем ещё одну особенность однородных членов. Найдите в учебнике упражнение № 84.
Ученик читает первое предложение.
Учитель: - Увидел ли ты однородные члены предложения?
Ученик: В этом предложении однородными членами являются синицы, попугаи и пищухи.
Учитель: - Докажи.
Ученик: Эти слова отвечают на вопрос кто? и относятся к одному слову – навещали.
Учитель: А ещё что можно сказать?
Ученик: Эти слова в предложении являются подлежащим.
Учитель: Молодец. Всё правильно объяснил. Пожалуйста читаем второе предложение.
Ученик: В этом предложении 2 сказуемых: скачут и лакомятся. Они относятся к одному и тому же слову – сойки.
Учитель: Хорошо. Работаем дальше, продолжает Надя.
Ученик: В этом предложении подлежащее – крона, крона (что делает?) укрывает. Укрывает – сказуемое. Укрывает (кого?) птиц, жуков, бабочек, ос и паучков. Я думаю, что это второстепенные члены предложения.
Учитель: Правильно. А теперь Давайте сделаем вывод: чем являются однородные члены в предложении?
Ученик: Я думаю, что однородные члены предложения могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.
7. Проверка понимания
Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Давайте немного отдохнём и отправимся в осенний лес. (на интерактивной доске появляется картинка с изображением осеннего леса)
- А что сейчас происходит в лесу?
Ученик: Листья с деревьев почти облетели, только ёлочки стоят зелёные
Ученик: Воздух в лесу чистый и свежий.
Ученик: Ещё можно найти волнушки и опята.
Учитель: Ребята, Оля употребила в предложении однородные члены. Где они?
Ученик: Это волнушки и опята.
Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите на доску и помогите составить предложения, используя однородные члены предложения.
На доске запись:
1. Уже давно облетели листья с …, с …, и … .
2. … , … , … , … улетели на юг.
3. … , … , … залегли в спячку.
- Прочитайте первое предложение. Какие слова можно вставить?
Ученик: Облетели листья с берёз, с осин и тополей.
Учитель: Ребята, а в лесу растут тополя?
Ученик: Тополя – городские деревья. Можно заменить, словом рябина.
Учитель: Какое же предложение запишем?
Ученик: Уже давно облетели листья с берёз, осин и рябин.
Учитель: Хорошо. Чем являются однородные члены в предложении?
Ученик: Что? Листья – подлежащее. Листья (что сделали?) облетели – сказуемое;
облетели (с чего?) с берёз, осин и рябин, это второстепенные члены предложения.
Учитель: Кто составил следующее предложение?
Ученик: Можно вставить слова: утки, гуси, журавли, лебеди. Это всё подлежащее.
Учитель: Молодец. Ребята, запишите предложение.
- Кто уже составил 3 предложение?
Ученик: Медведи, ежи, лягушки – эти слова подойдут в это предложение.
Ученик: Можно вставить барсук, тритон.
Учитель: Правильно. Запишите 3 предложение и дополните ещё одним своим предложением.
Что у вас получилось?
Ученик: Я написала предложение: По лесу бродит поздняя осень. Получился текст.
Учитель: Какой это текст?
Ученик: Текст – повествование.
Учитель: Хорошо, ребята, а сейчас для самостоятельной работы предлагаю вам загадку:
Днём ___________, ночью _____________ ,
Прохожих _____________ . ( )
Отгадайте загадку, вставив нужные однородные члены предложения.
Кто уже догадался?
Ученик: Днём спит, ночью летает, прохожих пугает.
Учитель: Правильно. А кто это?
Ученик: Это филин или сова. Они ночные хищники.
Учитель: Правильно. Запишите загадку в тетрадь и определите чем являются однородные члены предложения.
Ученик: Они являются сказуемым.
8. Подведение итога урока
Учитель: Урок наш заканчивается. Что нового узнали?
Ученик: Узнали, что в предложении есть однородные члены.
Учитель: А что узнали об однородных членах предложения?
Ученик: Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, и относятся к одному и тому же слову.
Ученик: В предложении однородные члены бывают главными и второстепенными членами предложения.
Рефлексия
Учитель: У вас на партах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку.)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! ( Красный)
-Кому на уроке было интересно? (Зеленый)
Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, объясняли, делали выводы. Поэтому я с удовольствием оценю вашу работу.
Вашим домашним заданием будет выучить правило на странице выполнить упражнение 87 по заданию и поработать со словарем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....