Рекомендации для дополнительного развития учеников
консультация по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Рекомендации для дополнительного развития учеников.
►Почерк - устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык.
Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния.
Наиболее важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающихся.
Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил, становясь привычным, причиняет серьёзный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
При чрезмерном сгибании корпуса сдавливается грудная клетка и брюшная полость, затрудняется дыхание и кровообращение.Такое положение приводит к искривлению позвоночника и сутулости.
При слишком низком наклоне головы в затылочной области затрудняется кровообращение, вызывая тем самым прилив крови к глазам. Близкое расстояние тетради от глаз вызывает их чрезмерное напряжение и развивает близорукость.
В своей работе считаю эффективным приёмом использование бумаги - кальки, на которой дети прописывают буквы,и их соединения всегда пользуясь ОБРАЗЦОМ. (кальку следует расчертить простым карандашом, для ребёнка -если ручка не будет писать на кальке, то пользоваться можно и простым карандашом).
Речевая подготовка:
К 7-летнему возрасту словарный запас нормально развитого ребёнка составляет от 3000 до 7000 слов.
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребёнка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:
- правильность произношения звуков; умение различать звуки речи на слух; владение элементарными навыками звукового анализа слов; словарный запас; связную речь.
Приведенные на этой странице задания: проверка правильности звукопроизношения, исследование слуховой дифференциации, проверка связной речи, исследование словарного запаса, дифференциация гласных, дифференциация согласных звуков, задания на выделение признаков предметов помогут родителям выявить уровень речевого развития ребёнка.
Дисграфия
Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила.
Проверка правильности звукопроизношения
Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.
Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребёнка при произношении.
Например:
с
Сахар, маска, соус.
сь
Сироп, кисель.
з
Забор, роза.
зь
Зефир, козел.
ц
Цветок, блюдце, огурец
ш
Шоколад, шишка, душ.
ж
Желудь, ножик.
ч
Чашка, ручка, ключ.
щ
Щенок, ящик, борщ.
р
Ранец, кровать, костер.
рь
Редиска, грибы, букварь
л
Лампа, половик, стул.
ль
Люстра, малина, соль.
й
Яйцо, майка, сарай.
Для проверки парных звонких и глухих (з-с) коза - коса, (б-п) бочки - почка, (р-л) рожки - ложки.
Исследование слуховой дифференциации
Покажите ребёнку две картинки. Произнесите слово и попросите ребёнка показать названный предмет.
Пример:
(з-с)
коза - коса
(с-т)
санки - танки
(с-ш)
мишка - миска
(р-л)
рожки - ложки
(ш-щ)
чашка - чаща
(г-к)
гости - кости
(д-т)
плоды - плоты
(б-п)
башня - пашня
(в-ф)
сова - софа
(ж-ш)
уши - ужи
(а-я)
завал - завял
(о-ё)
нос - нес
(у-ю)
лук - люк
(ё-ю)
ёж - юбка
Проверка связной речи
Попросите ребёнка рассказать, что он видит на картинке.
Обратите внимание, что ребёнок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Исследование словарного запаса
1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.
2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда).
3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, жёлтый (лимон).
4. Подбор действий к предмету (птица..., собака...).
5. Подбор предметов к действию (лает..., мяукает...).
6. Подбор слов, близких по значению: хороший - приятный.
7. Подбор слов противоположных по значению: хороший - плохой.
Дифференциация гласных
Дифференциация а - я
Задание 1.
Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.
ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва
мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя
Задание 2.
Сравни пары слов по смыслу. Придумай предложение с каждым словом.
мал - мял рад - ряд завал - завял сад - сядь
Задание 3.
Если Ваш ребенок знает буквы и умеет читать, то предложите ему прочитать слоги парами.
ма - мя та - тя ла - ля ва - вя да - дя
па - пя са - ся ра - ря ка - кя ба - бя
Дифференциация ё - ю
Задание 1.
Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.
мё, мю, нё, ню, сё, сю, лё, лю, рё, рю
юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, юр, ёс
Задание 2.
Послушай слова. Назови только гласную. Придумай предложение с каждым словом.
юг, еж, Юля, вел, все, юбка, орел
Задание 3.
Прочитай слоги.
ём - юм мё - мю тё - тю ёт - ют мю - мё - мю
Подобные задания можно предложить ребёнку и для дифференциации звуков о-ё, у-ю.
Дифференциация согласных звуков
Дифференциация з - с
Задание 1.
Послушай ряды слогов, запомни, повтори их в той же последовательности.
за - со - за зи - си - зи су - зу - су сю - зю - сю
са - за - са си - зи - си зу - су - зу зю - сю - зю
ся - зя - ся зо - со - зо зы - сы - зы сё - зё - сё
Задание 2.
Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.
зуб - суп, роза - роса, коза - коса, Зоя - соя
Задание 3.
Образуйте слоги. Прочитайте их.
Дифференциация б - п
Задание 1.
Послушай ряды слогов, запомни и повтори их в той же последовательности.
па - ба - па пу - бу - пу па - ба - па - ба
ба - пу - ба бу - пу - бу ба - па - бу - па
Задание 2.
Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.
палка - балка, башня - пашня
Задание 3.
Образуйте слоги. Прочитайте их.
Задания на выделение признаков предметов
1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора, груши.
2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш, фломастер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию фонематических процессов
В данной работе даны методические рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов; упражнения и задания для исправления и предупреждения бук...
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Памятка для родителей....
Методические рекомендации для родителей "Развитие внимания"
Внимание - один из психических процессов, развитие которого очень важно для познавания окружающей действительности, и, несомненно, обучения в школе. В этом разделе, на примере нескольких ситуаций. игр...
Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Материал даёт практические рекомендации родителям по развитию у детей интереса к чтению....
Анкета для родителей на выявлении их потребностей в дополнительном развитии своего ребенка
Анкета для родителей...
Рекомендации к дополнительным занятиям по итогам ВПР в 4 классе
Рекомендации содержат тематическое планирование дополнительной работы с учащимися 4 класса по математике , русскому языку и окружающему миру....