Методические рекомендации для родителей "Развитие внимания"
статья по теме
Внимание - один из психических процессов, развитие которого очень важно для познавания окружающей действительности, и, несомненно, обучения в школе. В этом разделе, на примере нескольких ситуаций. игр, будет показано, как, не имея много свободного времени и специально не занимаясь ребёнком, можно развить его внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_dlya_roditeley.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ РЕБЕНКА
Внимание – один из психических процессов, развитие которого очень важно для познавания окружающей действительности, и, несомненно, обучения в школе. В этом разделе, на примере нескольких ситуаций, игр, будет показано, как, не имея много времени и специально не занимаясь с ребенком, можно развивать его внимание.
Возрастные особенности в развитии внимания. Ребенок рождается существом, потенциально ориентированным на развитие – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, развитие сознания, нравственности и многих других качеств.
Внимание ребёнка – один из процессов, который может развиваться хаотично, по при родным программам, без вашего, родительского вмешательства. Это может быть хорошо, если в ребенке заложены «сильные» природные ресурсы, а может быть не очень хорошо, если природные программы слабые.
В любом случае будет лучше, если вы, родители, будете не нарочито, специально и заметно для ребенка, а как бы ненароком, в игре и естественной ситуации, постоянно развивать его память.
Однако, нужно учитывать, что внимание бывает непроизвольное и произвольное. Первое – проявляется очень рано, уже в первые часы жизни, когда ребенка могут привлечь яркий свет и цвет, громкий звук, родное лицо. Ребенок реагирует на окружающее, задерживая свое внимание непроизвольно.
Произвольное внимания появляется значительно позже. Оно связано с умением ребенка останавливаться, задерживаться на чем-то, что не является ярким, громким, привлекательным, не движется и пр. Произвольное внимание требует определенной воли и чаще всего связано с умением концентрироваться на чем-то: сигнале светофора, быстро идущему навстречу человеку, внимательному переходу улицы и пр.
Ребёнок до 6 лет не умеет концентрировать внимание на отдельных деталях, с лёгкостью отвлекается, даже от интересной игры. У него еще не устойчивое, преимущественно непроизвольное внимание. Ребенок нередко теряет вещи, небрежно выполняет поручения. Чаще всего это связано с неустойчивостью того же внимания. Большинство детей не любит долго сосредотачиваться на задании, которое требует достаточно длительного умственного напряжения.
Не стоит грозно ругать и наказывать ребёнка в этих случаях, ведь причина этих явлений обычно не во вредности характера, а в пока неустойчивости психики, познавательных процессов, среди которых – внимание.
Маленький ребенок хочет увидеть всё и сразу. Он очень любопытен, но быстро утомляется от огромного количества получаемой информации. Ему трудно сосредоточиться на одном определённом занятии. Более того, малыша окружают компьютеры и телевизоры, а сидение перед экраном замедляет развитие…
Развитие ребенка стимулируется общением со сверстниками, играми с ними. Конечно, легче посадить малыша перед телевизором, включить его любимые мультики и заниматься своими делами. Но для развития познавательных процессов, в частности внимания, необходимо общаться с ребёнком, интересоваться его жизнью.
Итак, к годам 6 у ребёнка потенциально развивается продолжительная концентрация произвольного внимания.
Как же развить внимание дальше и поддерживать его? Предлагаем несколько игр-ситуаций.
Прежде всего, надо развивать самостоятельность. Самостоятельный ребёнок - это внимательный ребёнок. Приучайте ребёнка к порядку в своих вещах, чтобы игрушки лежали на своих местах.
Предложите игры, в них можно поиграть вечером.
*мама раскладывает семейные вещи по местам, папа – инструменты, книги, малыш - свои. Потом сравнивают, у кого как получилось. Через некоторое время можно попросить ребёнка помочь родителям в домашних делах. Он с радостью согласится, ведь у него уже есть опыт.
*Пересыпание. Попросите ребёнка насыпать в банку для хранения сыпучих продуктов соль, крупу. Папа может попросить пересыпать гвозди.
*Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел ( поездки, выходной день).
*Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах ( уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)
*Позволяйте участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды, пусть он сам надевает то, что уже умеет.
Если вы предоставляете ребёнку возможность для самостоятельности, надо помнить, что ему необходимо общение со взрослыми, их указания и помощь.
Несколько игр для развития внимания.
*Мама готовит ужин. Ребёнок находится рядом. Ему нечем заняться. Попросите его описать путь домой: что он видел, кого встретили, сколько ступенек насчитали и т.д.
* Игра на развитие устойчивости внимания. Папа читает газету. Можно дать ребёнку страничку. Попросите карандашом подчеркнуть буку «а», посчитать количество.
*Для распределения и переключения внимания измените правило игры. Букву «а» подчеркнуть, букву «р» обвести.
*Можно предложить поиграть в игру «Повтори слова», которая может быть проведена практически в любых условиях – пока вы идёте в магазин, готовите что-то на кухне, зашиваете и др.
По очереди называйте любые слова, при этом перечислите слова, ранее сказанные.
Например:
1 игрок: карандаш
2 игрок: карандаш, апельсин
1 игрок: карандаш, апельсин, дом
2 игрок: карандаш, апельсин, дом, солнце и т.д.
Эту игру можно усложнить, связывая развитие внимания с общим развитием, с развитием логики. Например,
1 игрок: рыба, река…
2 игрок: рыба. Река, удочка…
Или:
1 игрок: вилка, ложка…
2 игрок: вилка, ложка, нож…
*Другая игра « Что изменилось?». Цель игры: развитие внимания и памяти. Накрываем стол к ужину. Мама раскладывает столовые приборы. Попросите малыша посмотреть на стол, затем закрыть глаза, переставьте или уберите что-то на нем.. Спросите ребёнка, что изменилось на столе?
*Игра для развития устойчивости внимания. Предложите малышу листок с 5 разными зверюшками, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, проводя карандашом по линиям. Со временем отложите карандаш в сторону.
*Игра на развитие устойчивости и переключения внимания. Называйте ребёнку различные слова: стол, диван, кресло, медведь и т. д. задание: слушай внимательно, когда услышишь слово, обозначающее животное, хлопни в ладоши. В другой раз усложните задание: услышал слово, обозначающее животное – хлопни в ладоши, услышишь слово, обозначающее растение – встань.
Такие упражнения развивают внимательность, быстроту переключения и распределения внимания, а также расширяют кругозор, познавательную активность и словарный запас ребёнка.
Очень увлекательна игра « Муха в клетке». Цель игры: развитие зрительного внимания. Дать ребёнку табличку из 9 клеток (все клетки разного цвета). Даётся задание – муха (например, кусочек пластилина) в красной клетке. А дальше говорите: Муха летит влево, вниз , вправо. Ребёнок передвигает кусочек пластилина по клеткам. Ваш вопрос: Где муха? Нужно внимательно следить за передвижениями мухи, нельзя допустить её выхода за пределы игрового поля. В дальнейшем надо следить за передвижениями мухи глазами. Такие упражнения формируют связи между вниманием и памятью.
Рекомендуется использовать различные описания одного и того же животного, а также классификацию: домашнее, дикое, хищное; птица, рыба, насекомое … эта игра удобна тем, что в неё можно играть не только дома, но и на улице, по дороге в магазин, в гости .
*Игра «Раскрась вторую половинку». Цель: развитие концентрации внимания. Приготовьте несколько наполовину раскрашенных картинок ( бабочка, стрекоза, домик и др.) Задание: раскрасить точно так же, как и первая половинка. Потом задание усложняйте – дорисуй вторую половинку, потом раскрась. Пока ребёнок рисует, вы спокойно можете заниматься своими делами. Потом возьмите рисунок и дорисуйте несколько деталей. Ребёнок должен заметить, что изменилось. Можете поменяться ролями.
*Дети любят повторять за своими родителями. Так почему не помочь ребёнку увеличить объём внимания? Покажите картинку (произвольная композиция из отрезков), попросите его выложить такую же фигуру из палочек. Начните из 5-6 палочек, постепенно увеличивайте количество до 12-15.
*Тренируйте концентрацию внимания. Дайте ребёнку рассмотреть какой-нибудь знакомый предмет, потом пусть он его подробно опишет. Каждый раз сокращайте время рассматривания, а описание должно быть более подробным.
*Составляйте рассказы. Дайте слова: лес, дорога, солнце. Надо придумать рассказ по этим опорным словам. Если ребёнок затрудняется, задайте вопросы: Где мы шли? По чему шли? Что светило? Каждый раз увеличивайте количество слов: лес, дорога, солнце, поляна, ветер, листья, туча, дождь, изба, печка.
*Можно предложить рисование по клеткам.
« Поставь точку. Теперь 1 клетка влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево.» что у тебя получилось? Ключик. Какую же дверь надо открыть? Покажите табличку. Нарисуй такую же. Чтобы запомнить расположение фигур в таблице, сочините сказку про букву О: « Буква О гуляла. У неё было 2 домика -один /\рядом, а другой /\- дальше. Захотела она домой и выбрала короткую дорогу. Но вдруг – гроза z. Буква вернулась и решила пойти другой дорогой. Но и здесь гроза z. Видит пещера –п, а там озеро –о, по озеру волны `` ``````. Очень тихо, нет грозы z. Она встретила цифру 3 и вместе пришли домой /\.»
Играйте с детьми, общайтесь, с развитием и познанием окружающего мира, ребёнок учится произвольному вниманию, которое отличается активным характером, требует от ребёнка волевых усилий. С каждым разом концентрация внимания будет удлиняться. Уровень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей по развитию воображения
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...»... Чтобы «придумывать» нам необходимо воображение...
Методические рекомендации для родителей учащихся I класса по созданию условий для развития у детей учебной мотивации
Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий,...
Методические рекомендации для родителей по интеллектуальному развитию младших школьников.
В рекомендациях заложены советы для заинтресованных родителей, которые хотят видеть своих детей в будущем успешными....
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста. Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...
Памятка-рекомендация для родителей: "Развитие внимания младших школьников"
В памятке прописанны рекомендации для родителей по развитию внимания у школьника в домашних условиях...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...
Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»
Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»...