Рекомендации родителям по развитию фонематических процессов
методическая разработка по логопедии по теме
В данной работе даны методические рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов; упражнения и задания для исправления и предупреждения буквенных замен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_po_fonemat._disgraf.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов.
Большинству родителей хочется, чтобы их ребёнок писал правильно и красиво. Преследуя эту цель, некоторые родители заставляют своих детей писать или переписывать ошибочные работы. Но это может только закрепить неправильное письмо. Надо выяснить причину письменных ошибок. Если в детских работах замены букв по принципу сходства соответствующих звуков (Н-р, путает на письме П-Б или другие парные согласные, или С-Ш, Ч-Т, Р-Л…), то надо поработать над развитием фонематических процессов, то есть над умением слышать разницу в звуках. Очень важно начать эту работу как можно раньше, не ждать, что всё пройдёт само. И дошкольнику, и школьнику 1-го или 4-го классов работу надо начинать со слуховой дифференциации звуков, то есть с развития умения слышать разницу смешиваемых звуков.
Начинать надо с умения различать неречевые звуки. Сначала звуки, которых сильно отличается (стук по стеклу, дереву или металлу) Потом переходить к близким звукам (шум от встряхивания в ёмкости гороха или крупы, жужжание пчелы или мухи).
Только после дифференциации неречевых звуков переходим к разнице в звучании отдельных звуков (наличие или отсутствие голоса; положение губ, языка; специфика выдыхаемой воздушной струи при произнесении смешиваемых звуков).
После закрепления слышать разницу в звуках, соотносим их с буквами. В соответствии с возрастом ребёнка, работу по слуховой дифференциации сопровождаем письменными упражнениями. Начинаем со слогов, слов, потом переходим к предложениям и текстам.
Ниже представлены некоторые упражнения, которые помогут не только исправить замену букв на письме, но и предупредить её.
1. Найти или нарисовать картинки на заданные звуки, определить место звука в слове.
2. Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определённый звук.
3. Назвать первый звук в слове. Назвать последний звук в слове.
Выложить или написать соответствующую букву.
4. «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)
шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.
5. «Ловим звук». Взрослый называет сначала звуковой ряд, потом слоги, потом слова, ребёнок «ловит» звук (хлопает в ладоши или говорит «стоп») Определить место звука в слове (в начале, середине или в конце).
6. Сравнить слова. Выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.
- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или «червячок»? Почему?
- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?
- Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
7. Назвать слова сначала на один заданный звук, потом на другой (близкий по звучанию). Написать эти слова или нарисовать предметы на смешиваемые звуки в разные столбики.
8. Определить перед каким или после какого звука находится заданный звук.
9. Составить слово из предложенных букв.
10. Буквенный диктант – записать первую букву слов.
11. Послушать рассказ и найти слова с указанными звуками. Найти в тексте слова с определённой буквой, выписать их или подчёркнуть в тексте.
12. «Доскажи словечко» и выдели первый звук или заданный звук.
13. Составить схему слова, нарисовать её и записать слово после схемы.
14. Вставить в слова нужную букву.
15. Записать предложения со смешиваемыми буквами, предварительно обговаривая, какую букву надо писать, подчеркнуть буквы, которые путает по-разному (разным цветом; одной или двумя чертами).
16. Подумай, не торопись. Несколько заданий на сообразительность и одновременно на проверку умения слышать и выделять определенные звуки в словах:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)
- Какое получится слово, если к но - прибавить 1 звук? (Нож, нос)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука л. (Люба любит лепить лепёшки.)
-Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, стул…)
…и т.д.
Литература:
- Лозбякова М.И. «Учимся правильно и чётко говорить».- М.: Вентана-Графф, 2003г.
- Лопухина И.С. «Логопедия, упражнения для развития речи».- СПб.: Дельта, 1999г.
- Нищева Н.В. «Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников» - М.: Детство-Пресс, 2009г.
- Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно».- СПб.: Дельта, 1996г.
- Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех».- М, 2002г.
- Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфических ошибок у детей».- СПб.: Дельта, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...
Развитие фонематических процессов у младших школьников.
Презентации по развитию фонематических процессов: восприятия, представления, анализа и синтеза слов....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей...
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....