урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов-ек-ик в именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели и задачи урока:
Ø предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик-, -ек- ( организация наблюдения за словами с данными суффиксами, обучение приёмам исследовательской деятельности); развитие орфографической зоркости;
Ø метапредметные: формирование умений принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения;
Ø личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного и продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.docx | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28
Г.Балаково Саратовская область.
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Правописание суффиксов –ек,-ик- в именах существительных»
Номинация- «В поисках истины»
Учитель высшей
квалификационной
категории
Кузьмичёва Н.В
Г.Балаково
2014г.
Русский язык 3 класс.
I.Тема урока: Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.
(Система Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаевой)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели и задачи урока:
- предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик-, -ек- ( организация наблюдения за словами с данными суффиксами, обучение приёмам исследовательской деятельности); развитие орфографической зоркости;
- метапредметные: формирование умений принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения;
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного и продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Средства обучения:.
Для учащихся раздаточный материал, учебник, мультимедийна презентация»Правописание суффиксов –ик,-ек-«
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Русский язык: Учебник для 3 класса.Н.В.Нечаева.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | регулятивные | познавательные | коммуникативные | |
1 Организацион- ный. | « У Мудреца однажды ученик спросил (он пред этим бабочку словил) Скажи, Мудрейший , знаешь ты ответ? Жив мотылёк в руках моих , иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал… Пленённый мотылёк затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: Ты держишь всё , сейчас в твоих руках!» - Вы верите в свои силы? -И я верю в ваши силы | Приветствуют друг друга улыбкой. | Формирование и развитие ценностных отношений к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке | Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений | Эмоциональный настрой учащихся на урок. |
2. Минутка чистописагния. 3.Повторение изученного материала. | Результат нашей работы с вами в наших руках. Всё зависит от нас. - Вы верите в свои силы? -И я верю в ваши силы. -Посмотрите на ряд слов - Если вы догадаетесь, что общего в этих слова ,то назовете букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Корка горка дочка (слайд 1) -Запишите буквосочетания , установив закономерность. Кк, кККк, - Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? - Что такое суффикс? -У вас на столах лежат листочки. -Выберите верное утверждение. (Суффикс- это маленькое слово; Суффикс-это часть слова; Суффикс служит для образования новых слов; | -Буква –к-. Буква –к- является суффиксом (Работа в парах на карточках ) Дети выбирают верное утверждение. | Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Систематизируют информацию до изучения нового материала материала. Действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой целью. | Осуществлять запись, указанной учителем .Пользоваться знаками, символами. Находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи. | Строить сообщения в соответствии с учебной задачей Учитывают другое мнение и позицию |
4.Актуализация знаний и фиксирование затруднения. | Суффикс служит для связи слов в предложении; Суффикс стоит перед корнем; Суффикс стоит после корня. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.) Проверка по эталону. Молодцы, Мы вооружились крепкими теоретическими знаниями, которые помогут нам в дальнейшей работе. - Прочитайте слова (.слайд 2) Смел.сть, глад.кий, крас.чка, ключ.к. - Определите в какой части слова пропущена орфограмма. Вставьте пропущенную букву и объясните правописание. - Где возникло затруднение? | Один ученик заполняет таблицу у доски. (Приложение №2) - Орфограмма пропущена в суффиксе. Не знаем каую гласную будем писать в суффиксе в слове –ключик и или е. | Самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной Задачи, представленной на наглядно-образном уровне. | Строят небольшие сообщения в устной речи. | Договариваются, приходят к общему решению. |
5. Сообщение темы урока. 6. Знакомство с новым материалом. | Над чем сегодня будем работать? Какие цели и задачи поставим перед собой? Групповая работа .Приём «Мозговой штурм» - Чтобы понять, когда надо писать суффикс –ик-, а когда – -ек-, исследуем пары слов : мячик барашек фонарик орешек Измените число слов и выделите суффикс (Проверка по слайдам.3,4) Сделайте вывод: | Узнаем когда пишется гласная и - е в суффиксах –ик-, - ек-. -Узнать когда пишется суффиксах -ик, а когда –ек, научиться писать слова с этими суффиксами. Дети заполняют таблицу, работая в парах( приложение 3) Ед. ч. Мн.ч. Дети заполняют на листочках таблицу. (приложение 4) - Мы изменили форму слов с суффиксом –ик –и поставили во множмножественное число и заметили, что гласная в суффиксе остаётся. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера допущенных ошибок. | Ставят задачи перед собой и определяют пути их решения. Анализировать изучаемый объект с выделением существенных и несущественных и несущественных признаков | Учитывать другое мнение и позицию. Договариваться, приходить к общему решению. |
А теперь измените слова, поставив слово нет. Что заметили. Какое предположение можно сделать, выслушав все выводы? - А как вы изменяли форму слова? - Как проверить правильность нашего вывода? - Обратимся к научному источнику. | ножественном числе. Потом мы изменили форму двух других слов и заметили, что гласная исчезает. -Мы изменили слова с суффиксом –ик подставили нет, гласная осталась. -Изменили слова с суффиксом –ек, гласная исчезла. - При изменении формы слова с суффиксом –ик, гласная остаётся, а при изменении формы слова с суффиксом –ек, гласная выпадает. .-Меняли число, подставляли слово нет. - Прочитать правило по учебнику. | ; | |||
7.Физминутка 8. Первичное закрепление нового материала 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Откройте учебник на стр.115 - Прочитайте правило. -Какую информацию получили из учебника? - Какое открытие для себя сделали? - А какое значение вносят суффиксы –ик,-ек в слова? Продолжим заполнять таблицу. Что надо для того , чтобы правильно писать слова с суффиксами –ик,-ек. - Проверяем по слайду. Работа в учебнике. Стр.114 упр. 477 Задание для девочек и мальчиков. | М ы узнали о правописании суффиксов-ик,-ек в именах существителтных - Уменбшительно-ласкательное. - нужно определить шаги действия. Составить алгоритм. (дети читают ещё раз правило и составляют алгоритм) Алгоритм: -читаю слово; -изменяю форму слова(подставляю слово «нет» или меняю число): -если гласный звук выпадает,пишу –ек-, если не выпадает, пишу –ик-. | Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. | Строить сообщения в соответствии с учебной задачей. |
9.Физминутка. Для глпаз 10.Упражнения в закреплении нового материала | Учимся применять на практике новые знания (.Слайд 5) 1.Вставить нужные орфограммы Мы нашли секрет…к и открыли ключ…ком ларч…к Выборочный диктант Девочки записывают слова с суффиксом –ик, мальчики слова с суффиксом –ек. Платочек, винтик, кружочек, бантик, комочек, звоночек, Билетик, кораблик. - Что вы делали , чтобы правильно написать слова с суффиксами-ик,-ек (Слайд 6) | Дети самостоятельно записывают предложение и объясняют выбор орфограммы. -Изменяли форму слова. Если буква суффикса сохранялась, то писали суффикс -ик, если выпадала, то -ек.) | Самостоятельно находят варианты решения учебной задачи. | Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
11.Подведение итогов. Рефлексия | Какова была тема урока? Какова была проблема? А теперь оцените свою работу на уроке в оценочных листах | Дети заполняют оценочные листы (приложение) | Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | Умение формулировать высказывание | Умение выражать свои мысли. |
| Выучить правило стр.115 Упр.478 с заданием. | ; |
Список используемой литературы:
- Н.В.Нечаева Русский язык: 2ч, 3 класс. - С.Издательство «Учебная литература»Издательский дом «Фёдоров».
- Материалы дистанционной мастерской «Современные образовательные технологии: /http://www.cerm.ru/index.php?action=article&a=70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных
Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных...
Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс
В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися....
Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс
Презентация содержит материал к уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...
Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"
К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" Тема: "Именительный падеж имени существительного"
Знакомство с особенностями именительного падежа имени существительного....
Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"
Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России...