Урок по русскому языку: "Как мы используем алфавит?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Стадникова Валентина Ивановна

Урок - путешествие. Частая смена видов деятельности, занимательный материал позволяет более глубже изучить тему:"Алфавит."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_r.yaz_alfavit._-_kopiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе:

«Как мы используем алфавит?»

                           Подготовила:

                                                    учитель начальных классов

                                                                    Стадникова Валентина Ивановна

2014 г.

                   Русский язык. 2 класс.

Тема: «Как мы используем алфавит?»

Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы  русского алфавита.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова  в алфавитном порядке,

формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду,  к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.

Оборудование: карта путешествий, девочка Буковка,

название улиц, вопросы на листочках, волшебная дорожка,

слова на карточках.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель. К нам в гости пришла вот эта буква. Назовите ее. (Буква А)

 Это королева одной страны. Какой мы узнаем позже. Королева Буковка приглашает вас посетить ее королевство. Мы пойдем в королевство по  этой волшебной дорожке. Но чтобы по ней пройти, вам нужно выполнить задание, которое написано на листочках.

(Дети идут по дорожке, берут листок и отвечают на вопросы).

  1. Что такое алфавит? Что такое азбука?
  2. Почему их так называют?
  3. Сколько букв в русской азбуке.
  4. Сколько гласных букв? Сколько согласных букв в русской азбуке?
  5. Чем буква отличается от звука?

Учитель. Вот мы с вами и у ворот  королевства. Но ворота закрыты. Чтобы пройти туда, надо открыть замок. А ключ у него не простой.

 Расставьте слова в нужном порядке, прочитайте их.

б

з

а

к

у

а

3

2

1

5

4

6

а

3

б

у

к

а

 Дети: Получилось слово «азбука».

Учитель:  Ворота открыты! Мы и попали в королевство Буковки.

Как же оно называется? (Азбука)

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать с алфавитом, будем учиться   называть буквы и располагать слова в алфавитном порядке. Буковка приглашает нас пройтись по королевству. В нем необыкновенные проспекты, улицы и площади.

Вначале мы с вами пройдемся по улице:  Угадай – ка.

- Как написано название улицы? (С большой буквы.)

- Отгадайте что за буква?

 Вот два столбца наискосок,

 А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?

 Перед тобою буква А.

Какая по счету эта буква в алфавите?

 3. Чистописание

Аа Ан Ал ал аи

Анна Алла  аллея аист

На какие две группы можно разделить слова второй строки?

( 1-  слова собственные, слова  нарицательные:

 2- одушевленные, неодушевленные;

3 –  слова,  в которых  есть двойная согласная и нет)

4. Работа по теме урока.

 Учитель. Для чего нам нужно знать алфавит?

- Повторим его. (Дети проговаривают алфавит по цепочке)

- Вот так мы с вами шли за Буковкой «гуськом» и оказались на улице:  Смекалистых.

а) Работа по учебнику.

Выполним  упражнение 127. Проверка.

5. Физминутка.  Площадь: Поиграй – ка.

Королева Буковка предлагает сыграть в игру.

- Если слово начинается  с  гласного звука  вы хлопаете в ладоши, если с согласного  –  руки вверх.

     Карандаши, дача, осень, чудо, ворона, береза, артист, йод,

 улица, тетрадь, игра, цветок, эхо.

6. Работа по закреплению изученного материала.

 а) Работа с доской.  Улица:  Грамотеев.

-  Прочитайте слова и спишите их в алфавитном порядке.

    Повар, библиотекарь, доктор, архитектор, учитель.

б) Говорим о значимости любой профессии.

     Всякий труд важен и почетен.

в) Вспомним пословицы о труде.

Труд кормит, а лень портит,

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Ученье и труд рядом идут.

От трудов праведных не наживешь палат каменных

- Человеку какой профессии важно знать алфавит? (Библиотекарю.)

- Почему?( Все книги расставлены в алфавитном порядке.)

 - А ещё кому? (Учителю.)

 - Составьте с одним из слов предложение. Запись его на доске.

- Найдем и подчеркнем главные члены предложения.

г) Вместе с Буковкой мы  попали на улицу:  Составляй – ка.

  • Пока мы с вами путешествовали по улицам у Буковки рассыпа-

лись слова. Помогите ей их восстановить.

АРСТА (астра), АЗУБР (арбуз), ААРМ (рама), ААММ (мама).

  • Запишите эти слова в алфавитном порядке. (У доски).

Астра, арбуз, мама, рама.

-Что вы заметили? ( Два слова начинаются на  букву А).

Учитель. А теперь мы  вместе с Буковкой уже на площади :

Отвечай – ка.

Учитель называет букву, ученик -  ответ на вопрос.

А – река        П -  русский поэт

Б -  дерево        Р – школьная вещь

В – дикое животное        С - родственница

Г – птица        Т - писатель

Д – имя девочки        У - профессия

Е – хвойное дерево

Е – животное леса        Ф – мужское имя

Ж – насекомое        Х – без него нет обеда

З – певица        Ц – строительный материал

И – государство

Й – вкусный молочный продукт.        Ч – единица измерения

К – спортивный снаряд        времени

Л – зверь                                                          Ш – учебное учреждение

М – орудие труда                                            Щ – сказочная рыба -

Н – рыба        волшебница

О – огородное растение                                  Э – его можно услышать в

        горах

                                                                          Ю - игрушка

                                                                           Я – фрукт

Учитель. Мы вместе с королевой Буковкой подошли опять к воротам Королевства «Азбука». Наше путешествие закончено.

Рефлексия.

- Что больше всего понравилось вам на уроке?

- Какое задание было трудным для вас?

- Какое задание было интересным?

5.Итог урок.

-  Закончите предложения:

Все буквы, расположенные по порядку, называются …

В алфавите каждая буква имеет свое… и  свое… .

6. Домашнее задание: выучить весь алфавит, вспомнить,  где  мы используем  алфавит.

                         

Литература:

1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс.//Москва «Просвещение» 2011г..

2.Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку.//Москва. «Вако».  2012 г..

3.Газета «Педагогическое творчество».  №1 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как используются синонимы» .

Конспект урока по русскому языкуво 2 классеизучение и первичное закрепление нового материала. УМК "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка «Как мы используем алфавит»

                  Цель: Научить правильно называть буквы алфавита.Познакомить  с  конкретными  случаями  использования...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как используются синонимы»

Цели:образовательная:  организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и  использование синонимов в речи;развивающая:...

Конспект урока по русскому языку "Как используются синонимы"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку....

Урок русского языка «Как мы используем алфавит?» для 2 класса.

Урок русского языка «Как мы используем алфавит?» (2 урок) для 2 класса....

Урок русского языка «Как мы используем алфавит?» (1 урок), 2 класс.

Урок русского языка «Как мы используем алфавит?» (1 урок), 2 класс....

Конспект урока по русскому языку "Как мы используем алфавит?"

Конспект урока по русскому языку для 2 класса УМК Школа России....