Обучение граммоте УМК "Школа 2100" звук и буква Ш
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Конспект урока и презентация к уроку по обучению граммоте для 1 класса по программе УМК "Школа 2100" Звук и буква Ш по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_rayon_obuchenie_gramote.docx | 54.31 КБ |
urok_obucheniya_gramote.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор: Хоменко Вера Григорьевна
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1 класс «Б»
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема урока | Звук [ш]. Буква Ш. Строчная букава ш. |
Цель урока Задачи урока |
1.Познакомить учащихся с всегда твердым согласным звуком [ш] 2.Научиться читать слова с новой буквой 3.Научиться писать строчную букву ш. |
Организация образовательного пространства: | |
Информационный материал: | Азбука, прописи №3, |
Демонстрационный материал: | Компьютерная презентация, схемы «звуковички», схема звуко-буквенного анализа слова, иллюстрации, плакат «буква Ш» |
Раздаточный материал: | Конверты со схемами слов. |
Предполагаемые результаты деятельности: | Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке: | |
Личностные умения: | Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать выбор, какой поступок совершить. - осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Регулятивные умения: | – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану -отличать верно выполненное задание от неверного. |
Предметные умения: | Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, - освоить способы определения твердости звука [ш], уметь давать характеристику звука, - писать строчную букву ш, слоги с этой буквой. |
Познавательные умения: | ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую -сравнивать, группировать предметы. |
Коммуникативные умения: | Оформлять свою мысль в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли в паре (исполнитель – слушатель) |
Технология проведения урока: технология проблемного диалога.
Урок 51
СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш».
СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
(«Букварь», с. 80, Прописи №3, с. 26–27)
Цели:
- Формирование навыка чтения у детей.
- Развитие интереса к чтению и желание читать
- Пропедевтическое ознакомление с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии. Обогащение словарного запаса детей.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, образцы печатных букв «Ш» и «ш».
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организацион -ный момент. | Вот звонок нам дал сигнал: Будем думать, рассуждать Ни минуты не теряем! | Приветствие учителя, самоорганизация |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы | 1.побуждающий диалог - постановка проблемы К нам на урок снова прилетела наша мудрая сова и привела с собой нового гостя. Посмотрите на него.(слайд№1 ) На доске схема-человечек- звуковичок ? - Вам уже знаком этот гость? Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? Таинственный гость у нас сегодня. Чтобы узнать его тайну, нам надо сначала узнать его имя. Поможет нам чистоговорка. Слушайте внимательно и помогайте: Ши-ши-ши-сидят красиво(малыши) Шо-шо-шо- говори (хорошо) Шу-шу-шу- в тетрадь букву (напишу) Ша-ша-ша- эта буква хороша И зовется она ША! (слайд№3)на звуковичке появляется буква. - Сформулируйте тему нашего урока.(слайд №4) Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? (слайд№5) Взяли лист прогноза и спрогнозировали свой результат на каждом этапе урока. -Что необычного заметили у схемы-человечка? Рядом с ним большой восклицательный знак. -Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос? Вот на этот вопрос нам и надо будет найти ответ на уроке. | диалог с учителем Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы. -Звук [ш], буква ш - Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться читать слоги и слова с буквой ш Научиться писать новую строчную букву ш. Чем новый звук отличается от других звуков? |
Решение учебной проблемы -выделение звука из группы слов | Что вы видите на экране? (уши, шуруп, шалаш,шапка) (слайд) Какой одинаковый неизученный звук есть во всех этих словах? Произнесите его тихо. Кто или что могут издавать такой звук? Кто заметил особенность в произношении-звучании этого звука? Звук произносится с шумом, шипением. Поэтому такой звук называется шипящий. Чтобы узнать тайну этого звука нам надо его как следует изучить. Вспомните алгоритм изучения нового звука.(слайд№6) | -Ш-ш-ш Шипит так змея или вода в чайнике. Листья шуршат под ногами. |
Работа по плану | - Дети работают в парах. На доске слайд-план работы со звуком. Обобщение. | |
-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? -Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах? Возвращаемся к карточкам (уши,шуруп,шалаш,шляпа) В чем же особенность нового звука? А как показать на схеме что этот звук всегда твердый?(слайд) Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? Закрашиваем ножки синим цветом - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других согласных звуков на с.80 Итог: Полная характеристика нового звука. Кто-то пошутил и перепутал схемы слов. Соотнести схемы слов и карточки( вложить карточки к словам уши-ушки, шапка-шляпа Работа в парах. Справились ли мы с первой задачей нашего урока? Все ли узнали про этот звук? Можно раскрасить первый кружок. | - Он глухой, т.к. произносится с шумом и голосом. Рисуют на голове звуковичка черную шляпу. Послушать его в словах. 2 человека составляют схемы на доске самостоятельно Класс сравнивает и предлагает другой вариант слова | |
Знакомство с буквой, работа с тетрадкой. | Звук Ш обозначается на письме буквами Ш ш. Анализ начертания буквы, сравнивание печатной и письменной букв. Приставь к линейке три карандаша, получилась буква Ша. Оцените свою работу. | Дети моделируют букву из карандашей и линейки. Самооценка |
Физпауза | Если звук Ш в слове стоит первым - поднимаем руки вверх, стоит в конце слова – приседаем, в середине слова – кружимся. (Камыш, шум, шапка, душ, мышка, шишка)Если в слове нет звука -хлопаем в ладошки. |
|
чтение и анализ слов букварь с.80. | Работаем в Букваре на с.80 Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука с интонацией восклицания. -Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука с вопросительной интонацией. Что интересного заметили? -Прочитайте слова 4 столбика. Чем они похожи? Прочти слова 5 столбика. Игра «4 лишний» -Подготовьтесь к чтению 6-го столбика Слово-перевертыш. Что оно обозначает? -Прочитайте слово, называющее фрукт -Называющее насекомое - Вкусный сдобный предмет Прочти слова 7 столбика про себя. Какие слова непонятны? Что можно сказать о словах 8 столбика? Докажите! Кто такой шут? Что входит в его обязанности? Всегда ли шутки доставляют нам радость, может ли шутка обидеть человека? Вывод: шутки должны быть добрыми. Остальные слова прочитаете дома. К нам на урок шутник пришел. Зовут его Паша. Посмотрите как он выглядит. На кого похож Паша? А что должны делать клоуны? Чтение текста «Паша - шутник» Читает сильный ученик. Почему же Пашу назвали шутником? - -Какая задача стояла перед нами на уроке? -Вы справились с этой задачей? Раскрашиваем еще один кружок, обозначающий задачу урока. | Буквы поменялись местами. Начинаются на один и тот же звук, имеют один слог. Шнур- один слог, в остальных 2 слога Жилище Однокоренные. Общий корень и общий смысл. Дети рассуждают. |
Физпауза для глаз | Наш шутник приготовил вам подарок. Это веселая зарядка для ваших глаз | |
Работа в прописях | Почему в Букваре на 80 стр. в верхнем левом углу написано две буквы Ш? Откройте прописи на стр.26. Рассмотрите рамочку. Сколько элементов у печатной буквы? Сколько надо элементов, чтобы записать букву Ш? В каких буквах нам уже встречались эти элементы? Чем отличается написание буквы И от буквы Ш? Обведите и до конца допишите букву И на первой строке. Рассмотрите расстояние между элементами в букве Ш. Обведите буквы на 2 строке, 3 и 4 строка. Письмо слогов с буквой Ш | Печатная и прописная |
Самоанализ. | - -Какая задача стояла перед нами на уроке? -Вы справились с этой задачей? Раскрашиваем еще один кружок, обозначающий задачу урока. Оцените свою работа на уроке. Что нового узнали? Что удалось? Над чем еще поработать? |
Урок обучения грамоте по теме : «Согласная буква Ш, звук Ш»
с использованием технологии системно-деятельностного подхода.
Урок «открытия нового знания».
УМК «Школа 2100»
1класс
Учитель: Хоменко Вера Григорьевна
ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга
13.11.2013 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
!
! Ш
Тема урока Буква Ш. Звук [ ш ] .
Задачи на урок: 1.Научиться давать характеристику новому звуку. 2.Научиться без ошибок читать слова с новой буквой. 3.Научиться правильно записывать строчную букву в соответствии с образцом. 1 2 3 4
согласный
Правила сотрудничества Слушать друг друга. Уметь уступать. Уметь договариваться Распределять роли в паре или в группе.
Ш !
Задачи на урок: 1.Научиться давать характеристику новому звуку. 1 2 3 4
шут шутил шутка шутник
шапка-ушанка ромашки рассыпаны окрошка
Задачи на урок: 1.Научиться давать характеристику новому звуку. 2.Научиться читать слова с новой буквой. 1 2 3 4
Задачи на урок: 1.Научиться давать характеристику новому звуку. 2.Научиться читать слова с новой буквой. 3.Научиться правильно записывать строчную букву в соответствии с образцом. 1 2 3 4
Итог урока: Что вам помогло в общении? Я узнал… Теперь я знаю… Оказывается… Я вспомнил… Я понял… Мы научились… У нас получилось… У нас пока не получилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников
Тема проекта: Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...
урок обучение граммоте "Буква Я"
Урок разработан с учётом требований ФГОС. Давала на защите 1 категории во время аттестации. Дополнительный материал в виде карточек прилагается....
Подготовка ребенка к обучению граммоте как педагогическая проблема
Подготовка ребенка к обучению граммоте...
рабочая программа по обучению граммоте 1 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучения граммоте и мультемедийная презентация) 1 класс
Тема: Звуки [н], [н′], буквы Н, н Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с согласными звонкими звуками [н] [ н ‘] и изображением их в одноуровневой модели с помощью строчной печатной буквы в ...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучения граммоте и мультемедийная презентация) 1 класс
Тема: «Звуковое значение [й’ а] буквы «я»; буквы Я я»Цели деятельности учителя: познакомить с йотированным звуковым значением буквы «я»; познакомить с функцией буквы «я» обозначающей два звука [...