№ п/п | Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный | Метапредметные УУД Регулятивные: -осуществлять самоконтроль, -овладевать умением прогнозировать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других, -уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли, -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Реализация общеучебных умений и навыков. | Итак, развитие речи, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Хотите учиться? Значит можно всем садиться.
Правила посадки: -Руки на месте? -Ноги на месте? -Локти у края? -Спина прямая?
Чтобы наш урок прошёл успешно, какими нужно быть? Молодцы! Я желаю Вам хорошего настроения и успехов на уроке. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. ДА!
Отвечают хором: -На месте! -На месте! -У края! -Прямая!
Активными, внимательными, помогать друг другу. |
2 | Лингвистический | Общеучебные УУД Смысловое чтение. Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Выразительное чтение, выбор вида чтения в зависимости от цели (Как? Каким образом?) | Эмоционально-речевая разминка. СЛАЙД 1. Прочитайте пословицу сначала с вопросительной, затем с восклицательной интонацией. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (? !) -Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
лучше иметь что - либо здесь и сейчас, чем стремится к чему - то большему, ведь не факт, что из этого что - то получится. То есть, синица здесь играет роль чего - то уже имеющегося, реального, доступного, она уже имеется, она в руках. А журавль - он высоко в небе, символизирует что - то далёкое, недоступное. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Предметные УУД: -распознавать синонимы, антонимы,омонимы, -разграничивать эти понятия. Метапредметные УУД Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания), Регулятивные: -высказывать свое мнение, предположение, Коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли | Ребята, послушайте стихотворение Е. Бобылевой. Гиппопотама бегемот Однажды повстречал: -Вы кто? – Спросил.. СЛАЙД 2, 3 -Как вы думаете,что привело к ссоре этих двух персонажей? СЛАЙД 4, 5 А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите в ней слова, противоположные по значению. Бывает он в холод, Бывает он в зной, Бывает он добрый, Бывает он злой... СЛАЙД 6, 7 -Как называются слова, противоположные по значению? СЛАЙД 8, 9 -Назовите слова, которые вы видете на картинках. -Что это за слова, которые звучат и пишутся одинакого, но имеют разное значение? СЛАЙД 10 - Сегодня на уроке мы будем продолжаем изучение лексического значения слов. - О каких словах мы будем говорить? - Сформулируйте задачи урока. СЛАЙД 11, 12
|
Нет, им не было смыслассориться, потому что слова «бегемот» и « гиппопотам» - синонимы.
Ветер Антонимы
Тёплый-холодный-АНТОНИМЫ Жаркий-знойный-СИНОНИМЫ
КОСА девичья, КОСА с/х инструмент КОСА берега водоема ОМОНИМЫ
Синонимы, антонимы, омонимы. Повторить, как называются слова близкие и противоположные по значению. Узнать, какую роль играют эти слова в русском языке. Научиться употреблять такие слова в речи.
Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.
Антонимы-это слова с противоположными значениями.
Омонимы- звучат одинаково, значения разные.
Вспомним о словах антонимах, синонимах, омонимах.
Узнаем о них что-то новое.
|
4. | Актуализация знаний. | Предметные УУД: -умение работать с информацией.
Метапредметные УУД: Познавательные: -выполнять классификацию, - ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания). Регулятивные: -осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других, - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, - умение работать в паре.
| Итак, мы вспомнили , что такое синонимы, омонимы, антонимы.
Работа по учебнику. Упражнение138 с. 86 Выполнять его нужно в парах. Распределите слова на три группы. Посовещайтесь в паре и запишите слова в нужные группы.
Белый-чёрный; ручка-ручка; багаж, вещи; горячий-холодный; почки-почки; ветер, ураган;
| Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.
Антонимы-это слова с противоположными значениями.
Омонимы- звучат одинаково, значения разные.
Выполняют задание в парах.
Взаимопроверка.
|
5. | Первичное усвоение новых знаний. | Предметные УУД: - уметь определять значения слов, - учиться выяснять значения новых слов.
| ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ. Все эти слова древние, и пришли они к нам из греческого языка.
Информация от Дедуса. СЛАЙД 6 Омонимы — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Слово омоним произошло от греч. ОМ — одинаковый + ОНИМ— имя. Причины появления в языке омонимов: случайное совпадение слов. Виды омонимов Омонимы | Омоформы | Омофоны | Омографы | слова одной части речи, различаются значением: почитать родителей - почитать книгу | слова разных частей речи, различаются значением: острая пила (сущ.) – с удовольствием пила (гл.) | различаются написанием и значением: полОскать бельё – полАскать ребёнка | различаются ударением и значением: рыцарский зАмок - ржавый замОк |
Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению. Слово синоним произошло от греч. СИМ ---единый— ОНИМ— имя , т.е. одноименный. Пример: Слова ВЛАЖНЫЙ, СЫРОЙ и МОКРЫЙ — синонимы, так как - называют один и тот же признак предмета —
«не сухой»; 2) относятся к одной и той же части речи — прилагательные; 3) отличаются оттенками значения — СЫРОЙ — «сильнее, чем влажный», МОКРЫЙ — «насквозь пропитанный влагой». Синонимы обогащают нашу речь. Они помогают выразить нашу мысль точнее, ярче передать самые тонкие оттенки смысла, делают нашу речь образной, выразительной.
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Слово антоним произошло от греч. АНТ— против + ОНИМ — имя. Антонимы позволяют увидеть предметы, явления, признаки по контрасту. Пример: жар ↔ холод, громкий ↔ тихий, идти ↔ стоять, далеко ↔ близко
|
Работа с ИКТ презентацией.
|
6. | Физкультминутка. | Регулятивные УУД: - формируют умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные УУД: - обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности Личностные УУД: -Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.
| Отдыхать нам поможет Шпуля. Игра «ДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ» Попрошу всех встать. Я называю действие, а вы выполняете противоположное ему действие. 1)Опустите руки вниз 2)Поднимите руки вверх. 3) Поднимите руки вверх. 4)Поднимите голову. 5)Закройте глаза. 6)Откройте глаза. 7) Закройте глаза. 8)Встаньте из-за парты. СПАСИБО за внимание.
|
Выполняют противоположные действия.
ПОДНЯТЬ руки ОПУСТИТЬ руки ОПУСТИТЬ руки ОПУСТИТЬ голову ОТКРЫТЬ глаза ЗАКРЫТЬ глаза ОТКРЫТЬ глаза СЕСТЬ за парту. |
7. | Первичная проверка понимания и закрепления. | ЛичностныеУУД: - определять общие для всех правила поведения, - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Метапредметные УУД: Регулятивные: Работать по предложенному плану, -осуществлять самоконтроль. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания). - умение находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: - умение работать в группе, - слушать и понимать речь других, - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| Молодцы! Отдохнули ? Пора за работу. Нам нужно выполнить задания от ПАПУСА И МАСИ. Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы. Каждая группа получает своё задание.
1ГРУППА. 1.Прочитайте слова. МОРОЗ-ХОЛОД. Что это? Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.
Антонимы-это слова с противоположными значениями.
Омонимы - звучат одинаково, значения разные.
2.Как Вы думаете, какие птицы любят МОРОЗ и ХОЛОД перелётные или зимующие?
3.Раскрасьте птиц по образцу.
2ГРУППА. 1.Выберите среди слов тепло, стул, польза, окно, дерево, птица АНТОНИМ к слову ВРЕД. Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.
Антонимы-это слова с противоположными значениями.
Омонимы - звучат одинаково, значения разные. 2.Ребята, а вы знаете, что без помощи человека зимующие птицы не все смогут выжить. Поэтому мы строим кормушки и подкармливают птиц. Для кормления зимующих птиц есть полезные и вредные для организма продукты. Постарайтесь отобрать только полезные продукты для птиц. (КАРТИНКИ) 3. Раскрасьте птиц по образцу.
3ГРУППА. 1.Ваша группа поработает с омонимами. Найдите и прочитайте значение омонимов. Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.
Антонимы-это слова с противоположными значениями.
Омонимы - звучат одинаково, значения разные. 2.Постарайтесь отобрать из картинок только ОМОНИМЫ. Переверните картинки, которые Вы отобрали. Выложите их по порядку возрастания цифр. У Вас должно получиться слово. 3. Раскрасьте птиц по образцу.
ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ.ОТЧЁТ ГРУПП. |
Делятся на 3 группы.
СИНОНИМЫ
ЗИМУЮЩИЕ, они привыкли к такой погоде .
Раскрашивают трафарет.
ПОЛЬЗА
Выбирают полезные продукты.(семена……..)
Раскрашивают трафарет.
Находят и читают понятие ОМОНИМЫ.
ЗАЩИТА
Раскрашивают трафарет.
Зачитывают и показывают результат работы в группах.
|
8 | Рефлексия. (Подведение итогов урока) | Личностные УУД: - устанавливат связь между целью деятельности и её результатом. Метапредметные УУД: Регулятивные: -осуществлять самоконтроль, - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одн6оклассниками, - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| Вспомним тему урока.
Какую цель ставили?
Как достигали поставленную цель? Что помогало в достижении цели? Что нового узнали?
Сейчас я проверю, чему вы научились. ПРОДОЛЖИТЕ предложения: Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь :…..(низко). Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь : ….(близко). Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:……(пол). Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты:…. (нашёл). Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты :…. (храбрец). Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай….. (конец)
МОЛОДЦЫ. Оцените свою работу, своё настроение, самочувствие на уроке с помощью СМС – ТЕЛЕГРАММЫ. (Полоска листка на парте.) Оценивание. Всем спасибо. Урок окончен. | Синонимы, антонимы, омонимы.
Вспомнить о словах антонимах, синонимах, омонимах. Узнать о них что-то новое.
Выполняли работу в парах, группах, рисовали……. О том, что слова О, С, О греческого происхождения……..
Выполняют по ходу чтения.
Пишут короткое сообщение учителю на полосках листка. Передают учителю.
|