Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок предназначен для учащихся 2 классов УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_artemova.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

Конспект урока по русскому языку

«Непроизносимые согласные»

подготовила

учитель начальных классов

Артёмова Лидия Петровна

ЗАТО Светлый 2014г.

                                                          МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 «Непроизносимые согласные»

  1. ФИО                                                Артёмова Лидия Петровна
  2. Место работы                              МОУ СОШ №2, ГО, ЗАТО Светлый Саратовской области
  3. Должность                                     учитель
  4. Предмет                                          начальные классы
  5. Класс                                                 2
  6. Тема и номер                                 Непроизносимые согласные

урока в теме                                (1 урок)

  1. Базовый учебник                          Русский язык, 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова,                      Л.В.Петленко, В.Ю.Романова
  2. Деятельностная цель:

формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.

  1. Дидактическая цель:

создать условия для усвоения правила правописания непроизносимых согласных в корнеслова.

  1. Задачи:

- образовательные:

- ученик познакомится с новой орфографической проблемой, осознает сочетание согласных звуков «сн», «стн» как опознавательный признак еще одной орфограммы корня;

- постановку новой учебной задачи свяжет с повторением ранее изученных способов проверки звуков: безударных гласных и парных согласных в корне.

предметный результат:

- самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;

- уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;

- самостоятельно создавать способ решения проблемы творческого характера;

- развивающие:

-создать условия для развития умения анализировать , выделять главное, учить сравнивать, обобщать и систематизировать новые понятии, ставить и разрешать проблемы, развивать зрительную память.

- развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память;

-метапредметный результат:

- сотрудничать в решении проблемы творческого характера;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- воспитательная:

- создать условия для творческой активности, воспитания таких качеств как дисциплинированность, честность, усердие, умение общаться друг с другом.

личностный результат:

- самоопределение и эмоционально-ценностная ориентация.

11. Тип урока – урок открытия нового знания.

12. Формы работы учащихся – фронтальная, парная, коллективная.

13. Необходимое техническое оборудование:

- для учителя: презентация, компьютер, учебник    Русский язык, 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова,                      Л.В.Петленко, В.Ю.Романова;

- для учащихся: карточки, предметные картинки,памятка.

14. Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Время

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Дежурный

Слышите,

звенит звонок

Весело, задорно,

Начинаем мы урок.

Все к нему готовы?

Чтобы зрение, осанку

Лет до ста нам сохранить,

Сядем так, как на плакате

Девочка сидит!

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

 Я друзья от вас не скрою,

 Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я берусь.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1 МИН

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Чистописание

сн стн сн стн

- Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

- Какое сочетание произносится легче? Почему?

- Оцените свою работу.

-Чтобы эти согласные не играли с нами  в прятки,

   Мы записали их в тетрадке.

-Подчеркните самое красивое соединение.

- Найдите в этой записи два слова из словаря .

)- Рассмотрим  новое словарное слово «корова».

-Найдите орфограмму.

- Скажем, слово по слогам.

- Сколько слогов в слове?

- Поставим ударение. Какой слог опасный?

-Что будет делать дальше думающий ученик?

-Попробуйте поставить в сильную позицию.

-Вывод:

- Безударный гласный О какой?

- Это слово надо запомнить.

-Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните букву, которую нужно запомнить.

-Составьте и напишите предложение с этим словом.

Комментированное письмо.

2) - Рассмотрим  новое словарное слово «собака».

Блицтурнир.

- Что в слове главное?

- В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов?

- Какие орфограммы корня вам известны?

- Попробуйте объяснить, почему мы на уроке русского языка, как на уроке математики пользуемся словом «задача».

 Какие орфографические задачи мы умеем решать? Как?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

корова

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

1 МИН

  1. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся.  

Создает проблемную ситуацию.

- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.

1) Распределительный диктант.

- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика парные согласные на конце слова и в середине.

Диктую слова: поезд, гриб, кружка, ложка, сугроб, дубки.   В самом конце диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (свистнул, известный), создавая тем самым проблемную ситуацию.

Проверим, как вы распределили эти слова в два столбика.

- Мы сейчас с вами выяснили, что слова свистнул  и известный  вы распределили по-разному.

- А некоторые из вас не писали их вообще.

- Получились у вас и разные варианты написания данных слов.

    свиснул      известный    

   свистнул     извесный      

- Почему вы выполнили задание по-разному?

-  В чём затруднение?

- Как же узнать, кто прав?

 сви [   ] ул,  изве [   ] ый

- Какова причина вашего затруднения?

- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма?   К этой орфограмме у меня есть интересный стишок.

Играли звуки в домике

Как маленькие гномики

Меж собой они дружили

Ничего не говорили

Любили в прятки поиграть

Шапку-неслышимку одевать.

 - Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё?

- Какую цель поставите на уроке?

- Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся?

-Значит, какая наша задача?

- Какой способ мы будем использовать при выведении правила?

- Как будет звучать тема нашего урока?

Ставят цели, формулируют, уточняют тему урока.

 

 

Девочка.

-  Я считаю, что во всех общественных местах необходимо

Ответы детей

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.

6 МИН

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Тогда начнем наше исследование.

1) Понаблюдаем над словами с непроизносимым звуком. Будем работать в - А как вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться ответить на ваши вопросы?

тетрадях и на доске.

- Запишите в транскрипцию слова «свистнул»

 [с в̛ и с н у л]

- Сколько звуков?     Сколько букв?

-  Значит, у нас появилась проблема: звука нет, а буква есть! Что вы предлагаете?

-Подберите однокоренные слова.

 [с в̛ и с н у л],    [с в̛ и с т ],    [с в̛ и с т о к].

- Что интересного заметили в этих словах?

- В какой позиции находится звук [т], когда произносится в словах?

- В какой части слова встречается согласный [т]?

-Значит,  какой корень в этих словах?  

- В какой позиции находится звук [т], когда не произносится?

 «известный».      [извесный], [известие]

- Наблюдая за этими словами, что вы заметили?

- Уточните, на месте какого сочетания звуков возникла проблема?    

- Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков [СН] и [С̛ Н̛ ]?

-А почему всё-таки не все согласные произносятся в словах и исчезают при произношении?

- Какую букву надо писать на месте звука, которого нет.

- Одинаково или по-разному пишутся корни в однокоренных словах?

-Будем ли мы писать букву Т, если в некоторых однокоренных словах звук [т] не произносится?

- Какое можно дать название звуку, который не произносится.

- Так как по-другому можно назвать тему нашего урока? 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Ответы детей.

Ответы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5 мин

  1. Первичное закрепление.

Работа по учебнику

С 114 упр.1

1.

Выделяют корни в родственных словах, выделяют орфограмму.

Работа на доске и в тетради.

Запись последнего слова с помощью транскрипции. Подчеркивают букву, которой обозначен непроизносимый согласный.

2. Работа в парах

В рабочей тетради «Пишем грамотно№1» (урок 49)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

20 мин

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа в учебнике с . 114 упр.2

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Заменить звуковую запись второго слова буквенной. Самопроверка (интерактивная доска)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7 мин

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию:

Какую орфографическую задачу мы решали с вами на уроке?

Прочтем вывод в учебнике на с. 116.

Памятка:

Д/З:

Уч. с. 115 упр.3

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Ответы детей.

Памятка.

1. Произнесу слово. Определю, есть ли в нем стечение согласных в середине слова.

2. Подберу однокоренное проверочное слово.

3. Напишу слово с непроизносимой согласной, если в проверочном слове появится непроизносимый звук.

4. Если звук не появился в проверочном слове, букву в этом месте не напишу.

5. Проверяю себя: попробую применить разные способы проверки.

6. Обозначу орфограмму.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

5 мин

Список использованной литературы

1. Русский язык, 2 класс, часть 1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова; Москва Издательский центр «Вентана Граф» 2012г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."

данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Конспект урока по русскому языку " Согласная буква В,в"

Методическая разработка к уроку русского языка в 1 классе. Система Эльконина-Давыдова. Учебно-методический комплект : " Букварь" В.В. Репкина....

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....