Глагол - как часть речи (повторение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Глагол как часть речи (повторение)».
Цель урока: через произведения А.С.Пушкина обобщить знания учащихся о глаголе, о его роли в языке, грамматических особенностях, совершенствовать умения распознавать части речи, развивать навыки точного употребления глаголов в речи, учить работать с толковым словарём С.И.Ожегова.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Звучит музыка Г.Свиридова.
Учитель: Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.
Ребята, вы, я вижу, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту А.С.Пушкину. Наш урок пройдёт в форме путешествия по произведениям Пушкина.
А попутно мы повторим и обобщим всё, что знаем о глаголе как части речи.
Запишем в тетрадях сегодняшнее число. Шестнадцатое марта. Классная работа.
3.Минутка чистописания.
Минутка чистописания сегодня тоже будет проходить необычно. До сказочной страны мы можем доплыть по морю. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.4
(дети записывают строчки букв и предложение.)
-Почему в конце предложения стоит цифра 4?
(нужно разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи.)
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
-Чем осложнено это предложение?
(однородными сказуемыми.)
-Как связаны между собой однородные члены?
(союзом и.)
4.Работа по теме урока.
1).Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье.
-А что такое лукоморье?
-Как об этом говорит толковый словарь?
(ученик читает толкование слова в словаре С.И.Ожегова.)
Лукоморье – морской залив.
-В каком произведении встречается это название у Пушкина?
(в поэме «Руслан и Людмила».)
2).-Прочитайте отрывок из этой поэмы.
(отрывок записан на доске.)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
-Какие орфограммы встретились в словах этого отрывка?
(-правописание парной согласной на конце и в середине слова;
-правописание безударной гласной в корне слова;
-правописание разделительного мягкого знака;
-правописание предлогов.)
-Какие части речи использует автор?
(имя существительное – что? Лукоморье, дуб, цепь, день, ночь…;
имя прилагательное – какой? Зелёный, учёный, златая;
глагол – что делает? Ходит, идёт, заводит, говорит;
предлоги – у, на, по.)
-На какой вопрос отвечают слова-кругом, налево, направо?
(Как?)
-К какой части речи относятся эти слова?
(К наречию.)
3).-Что вы знаете о каждой части речи? Давайте ответим по плану, который дан в упражнении №400.
4).Выполнение №399.
-Прочитайте задание к упражнению.
(3 ученика у доски.)
-Почему над словом радостный стоит цифра 1?
-Сделать звуко – буквенный разбор слова радостный.
5).Самостоятельная работа.
-Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
-Прочитайте вслух.
-Выписать все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.
(Ходит, идёт, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несёт, тужит, служит, бредёт, чахнет, пахнет.)
-На какие вопросы отвечают эти глаголы?
-Прочитайте глаголы единственного числа.
-Прочитайте глаголы множественного числа.
-К какому времени они относятся?
-Поставьте глаголы в будущее время, в прошедшее время.
-Как изменяется глагол? (по числам и по временам)
6).-На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.
Я вам прочитаю отрывок из сказки Александра Сергеевича, а вы представьте себе героя.
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живёт ручная.
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
-Кого вы представили? (белочку)
-Как автор называет белочку? (затейница)
-Как объяснить значение этого слова. Обратимся к словарю С.И.Ожегова.
(Затейник – весёлый человек, склонный к забавным выдумкам , затеям.)
-Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.
(Затейница, затейливый, затея, затейник,)
-Разберите слово затейница по составу.
Физкультминутка.
7).Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву.
-Какие ещё чудеса таит в себе волшебный остров?
Разгадка таится в этих конвертах.
Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам следует их восстановить.
(дети работают по рядам)
1ряд. блистают латы Все теперь идут в палаты,
У ворот У ворот блистают латы,
идут в палаты И стоят в глазах царя
И стоят Тридцать три богатыря.
Все теперь
в глазах царя
тридцать три
богатыря
2ряд и в море Лебедь около плывёт,
Гибель близкую Злого коршуна клюёт,
Злого коршуна Гибель близкую торопит,
Лебедь около Бьёт крылом и в море топит.
Бьёт крылом
топит
плывёт
клюёт
торопит
3ряд туча В синем небе звёзды блещут,
по морю плывёт В синем море волны хлещут;
В синем небе Туча по небу идёт,
по небу идёт Бочка по морю плывёт.
звёзды блещут
В синем море
Бочка
волны хлещут
После того, как все четверостишия «расшифрованы» дети выписывают глаголы.
5.Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина. Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»
-Что же мы повторили сегодня о глаголе?
6).Выставление оценок.
Домашнее задание-№401.
Подготовиться к диктанту. Найти в тексте глаголы и определить время. Сделать в тетрадях разбор слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)
Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...
«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)
Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...
Урок "Глагол как часть речи (повторение)"
Урок с организацией групповой работы...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)
Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...
Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....