Особенности работы над словарными словами
статья по русскому языку по теме

Полякова Ольга Иосифовна

Данная работа имеет цель привлечь внимание к работе над словарными словами в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_nad_slovarnymi_slovami.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Особенности работы  над словарными словами

      Написание и употребление словарных слов в начальной школе, да и в среднем и старшем звене у многих детей вызывает трудности. Эти трудности связаны со многими факторами. Здесь и врождённая неграмотность, и проблемы с отсутствием фонематического звука и многое другое.

    Надо сказать, что с каждым годом проблема грамотности становится всё более актуальной. Филологи, учителя начальных классов бьют тревогу и стараются найти разные пути восстановления этого пробела.

   Разумеется, главная проблема – это отсутствие интереса к чтению.

И особенно пропадает семейное чтение.

    Проблема эта глобальная. Есть как сторонники, так и противники семейного чтения. Но начинать надо с главного и малого: с работы  на уроке русского языка в начальной школе.

   

Программа начального обучения русскому языку для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока.

    При обучении письму словарных слов применяются следующие методы

и приемы:
метод языкового анализа
, который включает приемы звуко - буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;
приемы зрительного запоминания — это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами либо карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов; метод сопоставления тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака — во всех словах присутствует буква о; однокоренных слов — работа, рабочий, работать; форм слов — стакан — стаканы), метод противопоставления (ученик — учитель) и т. д.; прием сопоставления зрительного и слухового образов (состава) слов: различные виды слуховых диктантов; составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто — осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. п.; составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;  занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение конкурсов, викторин.

   Вашему вниманию предлагаются виды работы над словами, правописание которых не проверяется правилами, на четырех этапах урока. Занимают они 10—15 минут.

    Первый этап — проверка домашнего задания. Не-которые ученики работают у доски. В заданиях есть изученные ранее словарные слова. За партами 3 — 4 ученика работают с карточками и перфокартами. В перфокартах необходимо вставить буквы (рис. 1), сло-ва (рис. 2), подобрать родственные слова (рис. 3). На карточках, которые сделаны из цветного картона (рис. 4), изображены предметные картинки. Дети записывают их названия (это ранее изученные словарные слова) на листок или в тетрадь. Задания, которые выполнялись учениками за партами, проверяет учитель, задания у работающих у доски проверяют ученики.

   Второй этап — чистописание — проводится ежеурочно (кроме контрольных работ). Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв или их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием -оро- (сорока, ворона, воробей, скоро, город, горох); записать словарные слова, в которых есть две буквы д (однажды, одежда); записать наречия, которые заканчиваются буквой а (слева, справа, издалека) и т. д.

    Третий этап — словарная работа. Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учебнике. На первом уроке дети выписывают себе в тетрадь, а учитель на доску из словаря группу слов (например, на буквы а и б), ставят ударение, выделяют буквы для запоминания. Слова делятся так, чтобы их хватило для заучивания на три четверти, в четвертой идет закрепление всех изученных слов. Каждая группа слов заучивается на протяжении двух недель.

    На втором уроке, после записи слов в тетради и заучивания дома, желающие ученики записывают выученные слова на доске под диктовку учителя. Плохая оценка не ставится. Дети пишут слова в тетрадь и проверяют правильность написанного на доске. Предлагаются задания типа: поставить ударение, поделить слова на слоги, поделить слова для переноса, подчеркнуть гласные, согласные, твердые согласные, мягкие согласные. На последующих уроках в течение двух недель обучения даются самые разнообразные, с постепенным усложнением задания для запоминания написания изучаемых слов.

1. Слова не проговариваются учителем вслух, а показывается карточка, на которой записано слово с пропущенной орфограммой (рис. 5) или предметная картинка (рис. 6). Ученики должны записать слово или вставляемую орфограмму.

2. Дети пишут в тетрадь слова, записанные на доске, вставляя пропущенные буквы. Пропущена может быть орфограмма или все гласные буквы, напри мер: авт..м..биль, м.шина, п.ртрет, к.лхоз; к..р..нд..ш, ж..рный, к..п..ст.., л..г..рь.

3. Учитель диктует слова, а ученики пишут в тет радь букву, которую необходимо запомнить, или все буквы, которые обозначают гласные звуки. Если в сло ве есть другие орфограммы, дается дополнительное задание.

4. На доске записаны буквы или учитель их читает, а ученики должны восстановить слова: а..о..о..и.. а.е.а а.ея (автомобиль аптека аллея)

5. Учитель проговаривает последние слоги слов, а дети определяют и записывают слова изучаемой группы: ..род (город), ..рой (герой), ,.рох (го-pox), ..та (газета), ..чий (горячий), ..реть (гореть).

6. Диктуются первые слоги слов, дети записывают полные слова. Сложность заключается в том, что в некоторых группах есть слова с одинаковыми первыми слогами. Записывать их можно в произвольном порядке. Например: паль., (пальто), пе.. (пенал), пла.. (платок), по., (посуда), пе.. (песок), по., (по-года), по., (потом), по., (помидор) и т. д.

7. Учитель диктует имена существительные, дети должны их записать в определенном падеже: маши на — машину (В. п.); медведь — медведя (Р. п.) и т. д.

8. Диктуются словарные слова и дается задание образовать родственные слова: автомобиль — авто мобильный, автомобилист, автомобильчик. При проверке дети дописывают понравившиеся им слова, придуманные другими учениками.

9. Ребята изменяют словарные слова в соответ-ствии с заданием, которое дается учителем. Здесь можно давать задания на изменение формы слова (числа, рода, падежа, лица, времени), изменение од- нокоренного слова при помощи конкретных приставок, суффиксов и т. д.: интересный — прилагательное женского рода — интересная; издалека - наречие, которое оканчивается на -о, —далеко; инженер — прилагательное с суффиксом -н- -инженерный; корова — существительное с суффиксом -ушк— коровушка.

10. Выборочный диктант. Учитель читает словосочетания, предложения, текст. Ученики записывают словарные слова: Сорока, ворона, воробей — зимующие птицы. Рабочие рано утром идут на завод.

Под осиной рос подосиновик. Учитель вызвал к доске ученика. Пенал, карандаш, тетрадь лежат в портфеле.

11. Учитель задает вопросы, а ученики отвечают на них одним словом или несколькими: Кто живет в лесу? (Лисица, заяц, медведь.) Кто следит за чистотой в классе? (Дежурные.) Что дает нам корова? (Молоко.) Какие овощи растут в огороде'? (Морковь, капуста, картофель, огурцы, помидоры.)

12. Дается задание дописать предложение или необходимое по смыслу слово, закончить строку, по добрать слова в рифму: Весело чирикает ... . (Воробей.) В лесу живут (Лисица, медведь, заяц.) С ... подул холодный ... . (Севера, ветер.) Ведь, ведь, ведь — спит в берлоге медведь. Ко, ко, ко — мы купили молоко. Гаж, гаж, гаж — сдали в камеру багаж.

13. Дети записывают отгадки на загадки: Дом сторожит, с людьми дружит. (Собака.) Без рук, без ног а рисует. (Мороз.) 14. Учитель читает первое слово, ученики записы- вают цепочку из словарных слов: завод, дерев, ягода

 и т. д.

15. Ученики складывают словосочетания, предложения с одним словарным словом или несколькими. Составляют маленькие рассказы: Тетрадь ученика, острый топор, зазвонил телефон. На поле работает трактор. По улице едет трамвай. Я позвонил по телефону своему товарищу и попросил принести мне тетрадь. В нашем городе теперь ездят трамваи. Больной товарищ позвонил мне по телефону. Я сел на трамвай и поехал к нему Я завез ему новую тетрадь. Теперь он может делать уроки. Все перечисленные задания проводятся на третьем этапе урока. На каждом уроке после написания группы слов, коллективной проверки даются дополнительные задания с постепенным усложнением: выделить в словах корень, окончание, суффикс, приставку; разобрать слова по составу (можно выборочно); определить род, число, падеж, склонение, лицо, время частей речи, обозначить части речи (ученики II класса знакомились с наречиями: вдруг, весело, скоро, хорошо,

а ученики IV класса — с именами числительными: двенадцать, двадцать, одиннадцать, восемь, семь), сделать звуко-буквенный разбор. В конце каждой второй недели проводятся зачетные уроки: словарные диктанты или небольшие тексты с использованием изученных словарных слов.

1. После изучения слов на буквы а и б. Наша бабушка больна. Мы сели в автомобиль и поехали в аптеку. Папа вел машину быстро, но очень

аккуратно. Аптека находилась в конце берёзовой аллеи. Там был богатый выбор лекарств. Аптекарь провёл с нами беседу. Домой мы поехали по берегу реки.

2. После изучения смысловой группировки слов на тему "Класс". Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики у нас очень дружные и хорошие ребята. Перед уроками дежурные раздают тетради. Ученики готовят к уроку пенал, карандаши. Все вещи у них аккуратно лежат в портфелях. Учитель входит в класс, начинается урок.

3. После изучения смысловых группировок слов "Урожай" или "Огород".

Осень.

Наступила осень. Ребята нашего класса пришли на школьный огород. Здесь вырос богатый урожай овощей. Дети взяли лопаты, корзины. Мальчики выкопали морковь, картофель. Девочки срезали капусту. Работой руководила учительница. Хорошо потрудились ученики, всем было весело.

4. После изучения смысловой группировки слов "Город" или "Столица".

Минск.

Минск — столица Беларуси. Это прекрасный город. Утро. Едут по улицам грузовые машины, быстро мчатся легковые автомобили. Спешат на завод рабочие, идут в школу ученики, ребятишки весело топают в сады и ясли.
Очень красивое Минское метро. Едут пассажиры по лестнице-чудеснице и садятся в вагоны. Хороша наша столица и в праздники. Сверкают разноцветные лампочки, в небе вспыхивает салют.

5. Диктанты со словами из разных смысловых группировок слов.

Зима.

Зимняя картина. Укрытая снегом деревня. Мороз. Тишина. Но вот где-то затрещала сорока, закричала ворона. А на дорогах и во дворах домов

 прыгают воробьи. Они ищут корм. Рядом с деревней лес. Сверкающим снегом засыпаны берёзы, осины, ели, орешник. Вот промчался заяц. Он прячется от лисицы. В ветках сосны промелькнула белка. Она понесла в дупло орех. А медведь спит в своей квартире-берлоге.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Методика работы со словарными словами от урока к уроку....

Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.

Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....

Особенности логопедической работы по правописанию словарных слов

Вашему вниманию будут представлены упражнения,  применяемые на логопедическом занятии, включённом в блок, посвящённый словам с разной слоговой структурой, и направленные на запоминание правописан...