Рабочая учебная программа по письму и развитию речи. 4 класс. Школа VIII вида
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Программа включает три раздела:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.

3.Требования к знаниям и умениям учащихся в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа по письму и развитию речи 4 класс

Программу составила Медведева С.В., учитель начальных классов.

г. Междуреченск

2013 г

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по письму и развитию речи  для  4  класса  разработана  на основе:

1. Закона РФ “Об образовании» от 29.12.2012 N 273

2. Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 861 (ред. от 04.09.2012) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях"

3.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065 “Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

5.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010 г.

7 Учебного плана муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида».

8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" 9.Писем департамента образования и науки Кемеровской области: - от 12.08.1999 г. № 2325/03 «Об изучении регионального компонента содержания  образования в рамках общеобразовательных предметов».

10.Санитарных правил от 06.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».

Структура документа.

Программа включает три раздела:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.

3.Требования к знаниям и умениям учащихся в 4 классе.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.  Цель предмета:

  • выработка у детей навыков грамотного письма;
  • повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
  • социальная адаптация и реабилитация.

            Обучение письму способствует решению следующих задач:

  • дать обучающимся элементарные сведения  по грамматике;
  • формировать навыки устной и письменной речи;
  • совершенствовать технику письма;
  • воспитывать  интерес к родному языку;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпеливость и усидчивость.

Наряду с выше указанными задачами на уроках  решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие фонетико-фонематических представлений;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.

           Основной формой организации процесса обучения  является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока является звуко-буквенный анализ слов, словарная работа. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельной работы, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегченные задания. Не говорящие  дети, прослушав объяснение учителя, выполняют практические работы. Дети с ДЦП овладевают элементарными графическими навыками.

          Осуществляется повседневный и текущий контроль.

          Ведущие приемы и методы обучения письму: беседа, работа с учебником, упражнения, практическая  работа. Наряду с данными методами и приемами   используются следующие:  наблюдение,  демонстрация,  сравнение, обобщение,  иллюстрация, самостоятельная работа и др.

          Использование  наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов,

занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к письму и развитию речи.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко - буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

Учебно-тематический план.

(170 часов, 5 часов в неделю)

Наименование разделов

Всего

часов

Самостоятельные работы.

1.

Повторение.

7

1

2.

Звуки и буквы.

82

8

3.

Слово.

50

6

4.

Предложение.

25

3

5.

Повторение пройденного.

11

1

Содержание программы.

Повторение

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ъ перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание парных звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода – воды) или подбора по образцу родственных слов (вода – водный)

Слово

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

Предложение

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная письменная речь

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20-30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание

Выработка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма.

Чёткое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;

3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв и слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

Устная речь

Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и союзных слов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи. Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить:

Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.

Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.

1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. На уроках русского языка обучающиеся, включенные в 1 группу, достаточно легко овладевают звуко - буквенным анализом, первоначальными навыками письма, усваивают несложные правила правописания. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью

2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем обучающиеся I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. На уроках русского языка они допускают больше ошибок при письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

3-й уровень.  Обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, они в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого они  увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Трудности обучения русскому языку у детей этой группы проявляются, прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Ученики медленно овладевают звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Предполагаемые конечные  результаты.

1-й уровень

Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов)

Учащиеся должны знать:

алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

2-й уровень

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
  • писать под диктовку предложения и тексты (20-25 слов)

Учащиеся должны знать:

алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

3-й уровень

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста на заданную тему;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст по слогам и целыми словами;
  • писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2-4 слов) с изученными орфограммами

 Литература для учителя.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для

1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету

«Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010,  г.

2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.  Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. М.: «Просвещение», 2008 г.

3. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2006 г.

4. Серия пособий «Говорим правильно». – ОАО «Дом печати- Вятка», 2011г.

Литература для учащихся.

1 Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.  Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. М.: «Просвещение», 2008 г.

 2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 1 класса школы VIII вида

Данная  программа  составлена  на  основе «Программы  0-4  классы специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  ...

Рабочая учебная программа по письму и развитию речи, 4 класс

Рабочая программа составлена  с данными требованиями.1. Титульный лист (традиционное оформление).2. Пояснительная записка ( что за документ, для кого предназначен).3. Содержание программы.4. Тема...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...