Рабочая учебная программа по письму и развитию речи. 4 класс. Школа VIII вида
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.
3.Требования к знаниям и умениям учащихся в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_pismu_i_razvitiyu_rechi_4_klass.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа по письму и развитию речи 4 класс
Программу составила Медведева С.В., учитель начальных классов.
г. Междуреченск
2013 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи для 4 класса разработана на основе:
1. Закона РФ “Об образовании» от 29.12.2012 N 273
2. Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 861 (ред. от 04.09.2012) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях"
3.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065 “Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010 г.
7 Учебного плана муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида».
8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" 9.Писем департамента образования и науки Кемеровской области: - от 12.08.1999 г. № 2325/03 «Об изучении регионального компонента содержания образования в рамках общеобразовательных предметов».
10.Санитарных правил от 06.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».
Структура документа.
Программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.
3.Требования к знаниям и умениям учащихся в 4 классе.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Цель предмета:
- выработка у детей навыков грамотного письма;
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- социальная адаптация и реабилитация.
Обучение письму способствует решению следующих задач:
- дать обучающимся элементарные сведения по грамматике;
- формировать навыки устной и письменной речи;
- совершенствовать технику письма;
- воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпеливость и усидчивость.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока является звуко-буквенный анализ слов, словарная работа. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельной работы, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегченные задания. Не говорящие дети, прослушав объяснение учителя, выполняют практические работы. Дети с ДЦП овладевают элементарными графическими навыками.
Осуществляется повседневный и текущий контроль.
Ведущие приемы и методы обучения письму: беседа, работа с учебником, упражнения, практическая работа. Наряду с данными методами и приемами используются следующие: наблюдение, демонстрация, сравнение, обобщение, иллюстрация, самостоятельная работа и др.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов,
занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к письму и развитию речи.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
- звуко - буквенный анализ слова,
- овладение правописанием слов, предложений, текстов,
- различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
- работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
- ответы на последовательно – поставленные вопросы,
- совершенствование графического навыка,
- списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
- развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Учебно-тематический план.
(170 часов, 5 часов в неделю)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Самостоятельные работы. |
1. | Повторение. | 7 | 1 |
2. | Звуки и буквы. | 82 | 8 |
3. | Слово. | 50 | 6 |
4. | Предложение. | 25 | 3 |
5. | Повторение пройденного. | 11 | 1 |
Содержание программы.
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ъ перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание парных звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода – воды) или подбора по образцу родственных слов (вода – водный)
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20-30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
Выработка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв и слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь
Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и союзных слов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи. Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить:
Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.
1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. На уроках русского языка обучающиеся, включенные в 1 группу, достаточно легко овладевают звуко - буквенным анализом, первоначальными навыками письма, усваивают несложные правила правописания. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью
2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем обучающиеся I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. На уроках русского языка они допускают больше ошибок при письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
3-й уровень. Обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, они в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого они увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Трудности обучения русскому языку у детей этой группы проявляются, прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Ученики медленно овладевают звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Предполагаемые конечные результаты.
1-й уровень
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов)
Учащиеся должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
2-й уровень
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
- писать под диктовку предложения и тексты (20-25 слов)
Учащиеся должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
3-й уровень
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста на заданную тему;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст по слогам и целыми словами;
- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2-4 слов) с изученными орфограммами
Литература для учителя.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету
«Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010, г.
2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. М.: «Просвещение», 2008 г.
3. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2006 г.
4. Серия пособий «Говорим правильно». – ОАО «Дом печати- Вятка», 2011г.
Литература для учащихся.
1 Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. М.: «Просвещение», 2008 г.
2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 1 класса школы VIII вида
Данная программа составлена на основе «Программы 0-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ...
Рабочая учебная программа по письму и развитию речи, 4 класс
Рабочая программа составлена с данными требованиями.1. Титульный лист (традиционное оформление).2. Пояснительная записка ( что за документ, для кого предназначен).3. Содержание программы.4. Тема...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...