Урок русского языка во 2 классе по теме "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тема. Перенос слов.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Цель:  познакомить детей с правилами переноса слов.

Задачи 

Образовательные: сформировать представление о правилах переноса слов.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; формировать умения логически рассуждать, выделять главное.

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах;

воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Планируемые результаты.

Предметные :

- усвоение правил переноса слов;

- умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Познавательные: общеучебные: овладение навыком переноса слов;

логические: осуществление анализа, использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска

Конспект урока по русскому языку  во 2  классе

« Перенос слов»

                                                                                                                                                                           подготовила

учитель начальных классов

Пугачева Марина Викторовна

г. Белореченск
2014

Урок русского языка

УМК -  «Начальная школа XXI века»

Составитель: Пугачева Марина Викторовна, учитель начальных классов

Класс: 2

Тема. Перенос слов.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Цель:  познакомить детей с правилами переноса слов.

Задачи 

Образовательные: сформировать представление о правилах переноса слов.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; формировать умения логически рассуждать, выделять главное.

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах;

воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Планируемые результаты.

Предметные :

- усвоение правил переноса слов;

- умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Познавательные: общеучебные: овладение навыком переноса слов;

логические: осуществление анализа, использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Личностные: проявляют учебно – познавательный интерес, понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований.

- находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

  • С.В.Иванов «Русский язык» 2 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: «Вентана-Граф», 2012г. ;
  • карточки для работы учащимся;
  • мультимедийный проектор.

Литература:

  • С.В.Иванов «Русский язык» 2 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: «Вентана-Граф», 2012г.
  • С. В. Иванов, М.И.Кузнецова .Русский язык 2 класс. Комментарии к урокам. – М.: «Вентана-Граф», 2011г.


Проект урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и этот урок принесет вам радость познания.

Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.        

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?

Девиз нашего урока   : хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!

2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

- Что помогает людям понимать друг друга? (речь)

- Для чего нужна речь? (для общения и воздействия)

- Какие виды речи вы знаете? (устная речь и письменная речь)

- В чём отличие устной речи от письменной?

-Отгадайте загадку:

  • Кто отправился в полёт

            И в клюве весточку несёт?

 - Совершенно верно, это птица – голубь. Какую весточку может принести голубь?

- Раньше люди не уезжали на большие расстояния и письма домой отправляли при помощи голубей. Привязывали к лапке сообщение, и птица возвращалась к себе домой. Такую почту так и называли – голубиной, а голубей – почтовыми голубями. В современном мире человек путешествует по всему земному шару и брать с собой в дорогу голубей ему стало неудобно и проблематично, поэтому весточки к вам в дом приносят почтальоны.

Отвечают на вопросы учителя.

3.Актуализация и пробное учебное действие.

4.Выявление

места и причины затруднения.

5.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Чистописание

Учитель.

 -К нам в гости пришел Пишичитай. Он принес письмо.

( чтение и запись на доске )

                             Ум да разум надоумят сразу.

Учитель.

-Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Учащиеся.

-Человек грамотный и умный найдёт ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Учитель.

- Запишите, пожалуйста, эту пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

-  Еще одна логическая загадка от нашего героя.

- Как можно распределить буквы  Ж, Х, П, Р? Что объединяет буквы по группам? Назовите эти элементы.  

Учащиеся.

 -Буквы Ж и Х, буквы П и Р.

Учитель .

-Пропишите эти буквы х и ж  по образцу красиво и аккуратно на следующей строке.

Словарная работа

На доску c помощью проектора проецируются слова:

ветер, язык, дорога, тетрадь ,июнь.

Учитель.

-А теперь проверим вашу зоркость. Прочитайте слова с доски, постарайтесь запомнить их и записать орфографически правильно по памяти.

-Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Составьте и запишите предложение с одним их них. (Несколько человек зачитывают свои предложения). Посчитайте, сколько слогов в этих словах?

Учитель.

-Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке?

- Как вы вышли из положения?

 -Как поступить, если при написании слово не помещается на строке?

Учитель.

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить как кому захочется?

С помощью учителя  учащиеся формируют  тему урока, ставят цель урока.

Учитель.

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учитель записывает тему урока на доске «Перенос  слов»

Учитель.

- Иногда  слово на помещается на строке ,тогда мы  пользуемся  переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

По какому плану будем работать?

1. Узнаем правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Учитель показывает презентацию «Перенос слов», демонстрируя задания.

  1. Как разделить слова на слоги.
  2. Закон самых звучных.
  3. Правила переноса.

Учитель .

-Сколько правил сегодня  мы открыли? Проговорим их и сравним наши правила с правилами учебника. (Стр.43 )

Работа в парах.  

Учитель .

Посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны?

Учащиеся.

Снежинки, календарь

Учитель .

Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.

-

Учащиеся.

Сне-жинки, снежин-ки, ка-лендарь,  кален-дарь

Учитель .

- Сколько способов переноса в словах из  трех слогов?

Работа по учебнику.

Стр. 45 , упр. 5. Чтение, разбор, выполнение упражнения в тетрадях.

Физминутка

А поможет вам в этом ваш друг – Пишичитай (фрагмент мультфильма).

Высказывают предположения.

Намечают пути решения проблемы.

6.Реализация построенного проекта.

Учитель .

-Пишичитай приготовил вам задание, выполнив его, вы, откроете ещё один из секретов.

Работа в парах: каждая пара получает карточку с одним из случаев переноса. Задача– сформулировать и озвучить правило переноса слов.

После выполнения задания выслушивается ответ каждой пары. Карточки  опоры – схемы вывешиваются на магнитной доске.

1 карточка

2 карточка

3 карточка

4 карточка

5 карточка

Ро-ди-на,

ма-ши-на

 де-ти.

Трой-ка,

май-ка,  

чай - ка.

Малень-кий,

день-ки,

подъ-езд.

Кас-са,

Ал-ла,

мас-са.

Укол,

 один,

края,

пни

Вывод: слова переносятся по слогам

Вывод: буква й остается в предыдущем слоге.

Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку.

Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при  переносе.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Раскрывают «секреты» переноса слов.  

7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа по учебнику: стр.44, упр.3

Фронтальное комментируемое выполнение работы (устно).

Каждое слово ученик объясняет, как его нужно разделить для переноса.

8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Самостоятельная работа.

Учитель .

-Сейчас мы проверим, как вы усвоили случаи переноса слов.

У вас на парте лежит карточка  с тремя   заданиями.

Внимательно прочитайте . Каждый работает самостоятельно.

Карточка( образец)

Подчеркни те слова, которые неправильно разделены для переноса.

  1. Касса, ле - нь, о – гоньки, змей - ка.
  2. Ал - ьбом, кни - ги, О - ля, борь - ба.
  3. Аню - та, у - кол, су - ббота, май – ка..

Взаимопроверка.

  1. Кас - са, лень, огонь - ки, змей - ка.
  2. Аль - бом, кни - ги, Оля, борь - ба.
  3. Аню - та, укол, суб - бота, май – кА

Каждый работает самостоятельно.

Слово для высказывания предоставляется учащимся. Делается ещё раз вывод о переносе слов.

9.Рефлексия учебной деятельности. 

- Над какой темой урока мы работали?

- Что нового вы узнали?

- Какие правила переноса слов вы знаете?

- Какие у вас возникли затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. «Ладошки».

Домашнее задание: стр. 44, упр. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...