Методическая разработка "Изменение имен прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Колосова Галина Николаевна

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему " Изменение имен прилагательных по родам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение имен прилагательных  по родам»

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Задача:1)учить восстанавливать смысловую связь между именами существительными и прилагательными;

2)учить определять род имен прилагательных  по роду имен существительных;

3)учить изменять имена прилагательные по родам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять род имен прилагательных;
  • классифицировать имена прилагательные по роду;
  • наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного;
  • изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

 

Метапредметные:

  • формировать собственное мнение;
  • задавать вопросы;
  • договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;
  • делать вывод из наблюдений, информации в таблице;
  • соотносить свой вывод с образцом, вносить дополнения и изменения.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке.

Межпредметные связи: чтение, таблица «Окончание имен прилагательных»

Ресурсы урока: презентация, учебник, индивидуальные карточки.

Конспект урока по русскому языку.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Подготовка и мотивация.
  • Проверти готовность к уроку. Настройтесь на большую и серьезную работу.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

  1. Число и классная работа (Слайд №1)
  2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Кто к нам пришла?  (весна) Слайд №2

  • Назовите первый звук в слове «весна»?
  • Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный)
  • Какой буквой обозначен?  (буквой «вэ»)
  • Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Слайд №3

Вв Вв // Ввв Вввв //

  • Прочитайте слова, записанные ниже.
  • Что мы можем о них сказать? (слова из словаря)
  • Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенную буквы.

Вет…р, в…рона, в…р…бей, в…сток.

  • Какой частью речи являются данные слова?
  • Давай обобщим знания об имени существительном.

  1. Введение в тему урока.

  • Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
  • Возьмите карточку №1 и прочитайте задание (Работа с деформированным предложением).

Карточка №1

        Из данных слов составьте и запишите правильное предложение, подчеркните в нем грамматическую основу.

Утренний, прошумел, в, берез, ветерок, вершинах.

Проверка. Слайд №4

Утренний ветерок прошумел в вершинах берез.

  • Выпишите из предложения словосочетание (прилагательное + существительное)

(утренний ветерок)

  • Давайте обобщим знания об имени  прилагательном.
  • Мы сказали, что имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.
  • Приготовьте карточку №2

Карточка№2

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, их выделите.

тепл…  весенн…

погода

тепл…  весенн…

денек

тепл…  весенн…

солнце

  • Прочитаем слова второго столбика.
  • Какой частью речи они выражены?
  • Давайте найдем орфограммы в данных словах?
  • Запишите словосочетания, вставляя и выделяя пропущенные орфограммы.

Проверка. Слайд №5

 теплая        весенняя

погода

               теплый        весеннй

денек

теплое         весеннее

солнце

  • Прочитайте, какие словосочетания у вас получились.
  • Что вы заметили? Почему окончания имен прилагательных разные?
  • От чего зависит окончание имени прилагательного? (От существительного, с которым оно связанно по смыслу)

Работа в парах

  • У имен существительных определите число и род.

Проверка.

  • Читаем первое словосочетание (ед.ч., ж.р.)
  • В каком роде, числе будут стоять прилагательные в этом словосочетании? (ед.ч, ж.р.)
  • Читаем второе словосочетание (ед.ч., ж.р.)
  • Читаем второе словосочетание (ед.ч., м.р.)
  • В каком роде, числе будут стоять прилагательные в этом словосочетании (ед.ч., м.р.)
  • Читаем третье словосочетание (ед.ч., ср.р.)
  • В каком роде, числе будут стоять прилагательные в этом словосочетании?
  • Что теперь заметили:

Вывод: Имена прилагательные всегда стоят в том же роде и числе что и имя существительное, с которым они связаны по смыслу.

  • Сформируйте тему урока:
  • Изменение имен прилагательных по родам.
  • Как определить род и число имен прилагательных? (По роду и числу имен существительных, с которыми они связаны)
  • Какая часть слова при этом изменяется? (окончание)

Таблица Слайд№6

Мужской род какой?

Женский род какая?

Средний род какое?

        -ой / -ый / -ий

-ая /-яя

-ое /-ее


  1. Физкультминутка

  • Если  я назову словосочетания, в котором слова м.р., то приседания выполняют  дети  первого ряда;  ж.р. – второго  ряда ; ср.р. – третьего ряда.

( Белая  береза, солнечный  зайчик,  яркое солнце, морозное  утро, холодный  ветер, сильная буря,  хитрая  лиса,  высокий дом, хорошее здоровье )

  1. Первичное закрепление изученного.
  • Откройте учебник стр. 72, читаем правило
  • Учебник стр. 73, упр. 126 (устно)
  • Читаем задание. Чему будем  учиться, выполняя это упражнение? (учимся определять род  имен прилагательных)

Первое словосочетание объяснения учителя.

« Детский рисунок.» Рисунок – он, мой, это существительное мужского рода, значит, и прилагательное детский стоит в мужском роде, окончание –ий.( Остальные словосочетания по «цепочке » объясняют уч-ся )

Вывод.         - Как определить род имени прилагательного?

                      - По роду имени  существительного с которым оно связано по

                                                       смыслу.

2). Работа с текстом (задания по выбору).

Приготовьте карточку №3.

Прочитайте задания и выберете то, которое наиболее подходит для вас.

Карточка №3.

  1. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

Пришла  ____ весна.  _____  солнышко согнало _____ снег. На поляне расцветает  первый ____ цветок. Это подснежник.

Слова для справок: последний, ранняя, теплая, нежный, долгожданная, горячее, яркое, лесной.

  1. Из данных слов составить и записать предложения, изменив окончания имен прилагательных.

Летний, была, лунный, ночь.

Старый на высокий. На опушке ель стоит.

Тестовое задание. Карточка №4.

«Проверьте себя»

Карточка № 4

Имя прилагательное

  1. Имена прилагательные – это

а) слова, которые обозначают предметы

б) слова, которые обозначают признаки предметов

в) слова, которые обозначают действия предметов

  1. Имена прилагательные:

             а) бывают мужского, женского и среднего рода  

             б) в единственном числе изменяется по родам

  1. Род имени прилагательного зависит:

а) от рода имен существительных

б) от глагола

  1. Отметьте прилагательные мужского рода:

а) могучий

б) яркое

в) весеннее

  1. Отметьте прилагательные среднего рода:

а) могучий

б) яркое

в) весеннее

  1. Отметьте прилагательные женского рода:

а) лесной

б) пушистая

в) ранняя

Оцени свои знания:

Проверка:

  1. б
  2. б
  3. а
  4. а, в
  5. б, в
  6. б, в

  1. Рефлексия
  • Наш урок, заканчивается. Мы получили первые знания.
  • Кому сегодня, было хорошо, комфортно на уроке?
  • За что бы вы похвалили себя?
  • Кто испытывал трудности? В чем?
  • Закончите предложение:

Слайд №7

Я знаю…

Я умею…

Я научился…

Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, я умею определять род имени существительного.

  1. Домашнее задание. Слайд №8

Стр.74 упр. 128, стр. 72(выучить правило)

СПАСИБО ЗА УРОК!

Весна подарила нам свои теплые лучики. А вы опишите свое настроение прилагательными.

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

Изменение имен прилагательных по родам

Презентация  к  уроку  "Изменение  имен  прилагательных  по  родам"  в  3  классе """ ...

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...