Методическая разработка "Изменение имен прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Методическая разработка урока по русскому языку на тему " Изменение имен прилагательных по родам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение имен прилагательных по родам» | Тип урока: урок формирования умений и навыков | |
Задача:1)учить восстанавливать смысловую связь между именами существительными и прилагательными; 2)учить определять род имен прилагательных по роду имен существительных; 3)учить изменять имена прилагательные по родам. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
|
Межпредметные связи: чтение, таблица «Окончание имен прилагательных» | ||
Ресурсы урока: презентация, учебник, индивидуальные карточки. |
Конспект урока по русскому языку.
Ход урока.
- Организационный момент. Подготовка и мотивация.
- Проверти готовность к уроку. Настройтесь на большую и серьезную работу.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи
- Число и классная работа (Слайд №1)
- Минутка чистописания. Словарная работа.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Кто к нам пришла? (весна) Слайд №2
- Назовите первый звук в слове «весна»?
- Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный)
- Какой буквой обозначен? (буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Слайд №3
Вв Вв // Ввв Вввв //
- Прочитайте слова, записанные ниже.
- Что мы можем о них сказать? (слова из словаря)
- Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенную буквы.
Вет…р, в…рона, в…р…бей, в…сток.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Давай обобщим знания об имени существительном.
- Введение в тему урока.
- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
- Возьмите карточку №1 и прочитайте задание (Работа с деформированным предложением).
Карточка №1
Из данных слов составьте и запишите правильное предложение, подчеркните в нем грамматическую основу.
Утренний, прошумел, в, берез, ветерок, вершинах.
Проверка. Слайд №4
Утренний ветерок прошумел в вершинах берез.
- Выпишите из предложения словосочетание (прилагательное + существительное)
(утренний ветерок)
- Давайте обобщим знания об имени прилагательном.
- Мы сказали, что имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.
- Приготовьте карточку №2
Карточка№2
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, их выделите.
тепл… весенн… | погода |
тепл… весенн… | денек |
солнце |
- Прочитаем слова второго столбика.
- Какой частью речи они выражены?
- Давайте найдем орфограммы в данных словах?
- Запишите словосочетания, вставляя и выделяя пропущенные орфограммы.
Проверка. Слайд №5
теплая весенняя | погода |
теплый весеннй | денек |
теплое весеннее | солнце |
- Прочитайте, какие словосочетания у вас получились.
- Что вы заметили? Почему окончания имен прилагательных разные?
- От чего зависит окончание имени прилагательного? (От существительного, с которым оно связанно по смыслу)
Работа в парах
- У имен существительных определите число и род.
Проверка.
- Читаем первое словосочетание (ед.ч., ж.р.)
- В каком роде, числе будут стоять прилагательные в этом словосочетании? (ед.ч, ж.р.)
- Читаем второе словосочетание (ед.ч., ж.р.)
- Читаем второе словосочетание (ед.ч., м.р.)
- В каком роде, числе будут стоять прилагательные в этом словосочетании (ед.ч., м.р.)
- Читаем третье словосочетание (ед.ч., ср.р.)
- В каком роде, числе будут стоять прилагательные в этом словосочетании?
- Что теперь заметили:
Вывод: Имена прилагательные всегда стоят в том же роде и числе что и имя существительное, с которым они связаны по смыслу.
- Сформируйте тему урока:
- Изменение имен прилагательных по родам.
- Как определить род и число имен прилагательных? (По роду и числу имен существительных, с которыми они связаны)
- Какая часть слова при этом изменяется? (окончание)
Таблица Слайд№6
Мужской род какой? | Женский род какая? | Средний род какое? |
-ой / -ый / -ий | -ая /-яя | -ое /-ее |
- Физкультминутка
- Если я назову словосочетания, в котором слова м.р., то приседания выполняют дети первого ряда; ж.р. – второго ряда ; ср.р. – третьего ряда.
( Белая береза, солнечный зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий дом, хорошее здоровье )
- Первичное закрепление изученного.
- Откройте учебник стр. 72, читаем правило
- Учебник стр. 73, упр. 126 (устно)
- Читаем задание. Чему будем учиться, выполняя это упражнение? (учимся определять род имен прилагательных)
Первое словосочетание объяснения учителя.
« Детский рисунок.» Рисунок – он, мой, это существительное мужского рода, значит, и прилагательное детский стоит в мужском роде, окончание –ий.( Остальные словосочетания по «цепочке » объясняют уч-ся )
Вывод. - Как определить род имени прилагательного?
- По роду имени существительного с которым оно связано по
смыслу.
2). Работа с текстом (задания по выбору).
Приготовьте карточку №3.
Прочитайте задания и выберете то, которое наиболее подходит для вас.
Карточка №3.
- Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.
Пришла ____ весна. _____ солнышко согнало _____ снег. На поляне расцветает первый ____ цветок. Это подснежник.
Слова для справок: последний, ранняя, теплая, нежный, долгожданная, горячее, яркое, лесной.
- Из данных слов составить и записать предложения, изменив окончания имен прилагательных.
Летний, была, лунный, ночь.
Старый на высокий. На опушке ель стоит.
Тестовое задание. Карточка №4.
«Проверьте себя»
Карточка № 4
Имя прилагательное
- Имена прилагательные – это
а) слова, которые обозначают предметы
б) слова, которые обозначают признаки предметов
в) слова, которые обозначают действия предметов
- Имена прилагательные:
а) бывают мужского, женского и среднего рода
б) в единственном числе изменяется по родам
- Род имени прилагательного зависит:
а) от рода имен существительных
б) от глагола
- Отметьте прилагательные мужского рода:
а) могучий
б) яркое
в) весеннее
- Отметьте прилагательные среднего рода:
а) могучий
б) яркое
в) весеннее
- Отметьте прилагательные женского рода:
а) лесной
б) пушистая
в) ранняя
Оцени свои знания:
Проверка:
- б
- б
- а
- а, в
- б, в
- б, в
- Рефлексия
- Наш урок, заканчивается. Мы получили первые знания.
- Кому сегодня, было хорошо, комфортно на уроке?
- За что бы вы похвалили себя?
- Кто испытывал трудности? В чем?
- Закончите предложение:
Слайд №7
Я знаю… |
Я умею… |
Я научился… |
Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, я умею определять род имени существительного.
- Домашнее задание. Слайд №8
Стр.74 упр. 128, стр. 72(выучить правило)
СПАСИБО ЗА УРОК!
Весна подарила нам свои теплые лучики. А вы опишите свое настроение прилагательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....
Изменение имен прилагательных по родам
Презентация к уроку "Изменение имен прилагательных по родам" в 3 классе """ ...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."
Данная презентация поможет познакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам; поможет развитию умения определять род и число прилагательных; углубить представлени...
Учебно- методический комплект на тему:"Изменение имен прилагательных по родам." 3 класс
конспект +презентация...
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...
Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных
Русский язык 3 класс Школа России...