«Связь слов в предложении»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кауфман Анжелика Олеговна

Цели:

- учить устанавливать при помощи вопросов связь слов  между членами предложения;

-формировать  умение работать с деформированным текстом;

-учить  оформлять предложения в письменной речи;

- развивать устную и письменную речь,  аналитическое мышление, память, внимание;
- совершенствовать культуру речи;

- формировать умения осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.docx160.76 КБ
Office presentation icon svyaz_slov.ppt868.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc22 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кауфман Анжелика Олеговна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ  №20

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: урок формирования и закрепления знаний, умений, навыков

Вид урока: урок - практикум

Время проведения: сентябрь

Технологическая карта изучения темы

«Связь слов в предложении»  

Тема

«Связь слов в предложении»  

Цели

- учить устанавливать при помощи вопросов связь слов  между членами предложения;

-формировать  умение работать с деформированным текстом;

-учить  оформлять предложения в письменной речи;

- развивать устную и письменную речь,  аналитическое мышление, память, внимание;
- совершенствовать культуру речи;

- формировать умения осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.          

Основные понятия

 речь, виды предложений, связь слов

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Канакина В. П. Руссский язык. Учебник для 2-го класса, в 2-ух частях. – Изд.: Просвещение, 2011. – 144 с.: ил. («Школа России»)

-Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку.-Изд.:Астрель,2006.-271,[1]с.

- презентация;

-ЦОР Кохичко А.Н. «Край, который я люблю» http://krai.cor51.ru/index.html;

- задания для учащихся (Приложение 1), (Приложение 2).

Условные обозначения

         

                                                       

Формы работы

парная, групповая

Этапы урока

Ход урока

I.Организационный   момент

 Психологическая установка на урок.

Так же, как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Слышим мы её слова:

Мама, дом, семья, отец,

мячик, солнышко, скворец-

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства!

Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь!

II. Актуализация знаний.

Формулирование темы и целей урока

 -Что такое наследство? (СЛАЙД)

Работа со словарём

-Вот какое толкование этому слову даётся в словаре Ожегова .

Наследство-это имущество, переходящее после  смерти его владельца новому лицу (СЛАЙД)

-Почему наследство нужно беречь? Как вы думаете? (Прежний владелец    его собирал по  крупицам, трудился для                                                                                                       наследников.)

- А что произойдёт, если наследство попадёт в неумелые руки?

- Почему речь названа наследством?  (Её придумали наши предки, мы говорим на родном языке, изучаем его, используем в устной и письменной речи, пополняем словарный запас.)

- Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять, связывать друг с другом. Слова - это строительный материал языка, из них можно создать прекрасные речевые здания, но чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь им пользоваться.

-Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (О словах и предложениях.) (СЛАЙД)

- Сформулируйте самостоятельно цель нашего урока.

(Будем учиться связывать сова в предложении, правильно говорить и писать.)    

III. Работа по теме урока

 - Докажите, что вы станете умелыми наследниками родной речи.

Задания

1ряд

-Вам необходимо поработать с деформированным текстом и сделать вывод: что такое предложение.

-Внимательно выслушайте соседа, сообщите своё решение, придите к согласию.

-Для вас задание в конвертах  (Приложение 1)

Дети  раскладывают карточки, записывают предложения, делают выводы.

1. Прочитайте группы слов.

2. Подумайте, связаны ли в них слова по смыслу?

3. Почему это не предложения?

4. Составьте и запишите предложение.

5. Сделайте вывод: что такое предложение.

Баренцевом, море, в , зубатка, водится

1. Прочитайте группы слов.

2. Подумайте, связаны ли в них слова по смыслу?

3. Почему это не предложения?

4. Составьте и запишите предложение.

5. Сделайте вывод: что такое предложение.

шкура, жёлтая, у, покрыта, неё, пятнами, тёмными

1. Прочитайте группы слов.

2. Подумайте, связаны ли в них слова по смыслу?

3. Почему это не предложения?

4. Составьте и запишите предложение.

5. Сделайте вывод: что такое предложение.

 рыбой, зубатка, морскими ежами, звёздами, питается

2ряд

 Вам необходимо установить связь слов в предложениях с помощью вопросов.

  1. Прочитайте текст.
  2. Что нового узнали о багульнике?
  3. Выпишите  последнее  предложение, подчеркните в нём   главные члены.
  4. Сделайте вывод: как можно установить связь слов в предложении.

                       Багульник

Любители ягод, растущих на болоте, испытывают иногда после их сбора головную боль. Виновата, конечно, не голубика, а багульник - ветвистый кустарник с узкими плотными листьями и пахучими цветками. Это он испускает дурманящий запах. Настои из листьев багульника помогают при кишечных заболеваниях

Растёт багульник в заболоченных лесах и на болотах.

  1. Прочитайте текст.
  2. Вставь подходящие по смыслу сказуемые, используя слова для справок.
  3. Что нового узнали о багульнике?
  4. Выпишите  последнее  предложение, подчеркните в нём  главные члены.
  5. Сделайте вывод: как можно установить связь слов в предложении.

                       Багульник

Любители ягод, растущих на болоте, испытывают иногда после их сбора головную боль. Виновата, конечно, не голубика, а багульник- ветвистый кустарник с узкими плотными листьями и пахучими цветками. Это он ………дурманящий запах. Настои из листьев багульника ……..при кишечных заболеваниях.

……… багульник в заболоченных лесах и на болотах.

                         

Слова для справок: испускает, растёт, помогают  

 

  1. Прочитайте текст.
  2. Вставь подходящие по смыслу подлежащие.
  3. Что нового узнали о багульнике?
  4. Выпишите  последнее  предложение, подчеркните в нём  главные члены.
  5. Сделайте вывод: как можно установить связь слов в предложении.

                       Багульник

Любители ягод, растущих на болоте, испытывают иногда после их сбора головную боль. Виновата, конечно, не голубика, а багульник- ветвистый кустарник с узкими плотными листьями и пахучими цветками. Это  …. испускает дурманящий запах. Настои из листьев багульника  помогают .при кишечных заболеваниях.

Растёт   …… в заболоченных лесах и на болотах.

3ряд (по четыре человека)

Внимательно выслушайте друг друга. Придите к согласию. Ваше решение должно быть   единым.

1 группа

1. Прочитайте строки из стихотворения,  выделяя интонацией каждое предложение. Расставьте знаки препинания.

-Ты любишь на звёздное небо смотреть ….

Смотри, как сверкает Большая медведица ….

-Медведицу вижу, но где же медведь …

Когда же на небе он тоже засветится …

Как был бы я рад увидеть на небе ещё медвежат …

2.Продолжите  фразу: «Выделенное предложение по цели высказывания……… ,

по интонации…………..»

3. Запишите это предложение.

4. Составьте своё  предложение о звёздах.

5. Сделайте вывод: какие предложения бывают по цели высказывания и по интонации?

2 группа

1. Прочитайте строки из стихотворения,  выделяя интонацией каждое предложение. Расставьте знаки препинания.

-Ты любишь на звёздное небо смотреть ….

Смотри, как сверкает Большая медведица ….

-Медведицу вижу, но где же медведь …

Когда же на небе он тоже засветится …

Как был бы я рад увидеть на небе ещё медвежат …

2.Продолжите  фразу:

«Выделенное предложение по цели высказывания……… , по интонации…………..»

3. Запишите это предложение.

4. Составьте своё  предложение о звёздах.

5. Сделайте вывод: какие предложения бывают по цели высказывания и по интонации?

Проверка.

- Представители группы отвечают, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).  

(Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске).

-Теперь нам необходимо проверить вашу работу.

- Из ваших ответов будем составлять Дом Знаний.

1ряд

-Какие предложения вы составили?

-Как оформили их на письме? Какие ошибкоопасные места заметили?

Дети выходят к доске и прикрепляют свои варианты.

- Посмотрите внимательно! Что ещё можно сделать с этими предложениями? (Составить из них текст.)

-Что получится? Прочтите!

-Как можно озаглавить текст? (СЛАЙД)

-Сделайте вывод: что такое предложение.

-Молодцы! Заложили фундамент дома

(СЛАЙД)

Слова в предложении связаны друг с другом по смыслу

2ряд

- Что нового узнали о багульнике?

-Сделайте вывод: как можно установить связь слов в предложении?

(СЛАЙД)

Связь слов в предложении можно установить с помощью вопросов

3 ряд

-Какие предложения о звёздах составили?

-Сделайте вывод: какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации?

(СЛАЙД)

-Какой общей темой можно объединить все задания? (О нашем крае.)

- Как нам удалось построить такой дом?

- Нужен ли он нам?

- Почему? Докажите!

- Для чего нужны предложения?

Физминутка (СЛАЙД)

   Работа с текстом. (Приложение)

- Что вы знаете о нашей северной природе?

-Для  данной работы объединитесь в группы.

Проверка.

       

                                               

   V.Итог урока

- Какую цель мы поставили на уроке? Достигли её или нет?

 - Какие знания сегодня получили?

VI. Рефлексия        

-

-Перед вами  такой же дом. (Приложение 2) 

Для связи с миром нужна антенна. Какой будет ваша антенна,  определите сами:

если вы хороший наследник - обведите крестик, если очень хороший - поставьте крестик выше, если вам ещё необходимо научиться правильно распоряжаться наследством- поставьте крестик ниже.

VII. Домашнее задание

Упр. №7 (пособие)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Баренцевом  

 море    В   зубатка

 водится  

рыбой    зубатка

морскими ежами

 

багульник

звёздами

 питается      

шкура   жёлтая   у

 покрыта      неё

 пятнами  

тёмными  



Предварительный просмотр:

Связь слов в предложении можно установить с помощью вопросов

Слова в предложении связаны друг с другом по смыслу

                               Виды  предложений:

                                             по цели высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Предложение. Связь слов в предложении

Урок открытия нового знания...

Предложение. Связь слов в предложении

Урок открытия нового знания...