Разработка урока письма учителя начальных классов МОУ гимназия №14 г.Ейска МО Ейский район Краснодарского края Прониной Натальи Ивановны. Тема: «Письмо в 1941 –й год».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Пронина Наталья Ивановна

Цели: развивать умение писать письмо по заданной теме;

развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности, орфографическую зоркость;

воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  урока письма учителя начальных классов МОУ гимназия №14 г.Ейска МО Ейский район Краснодарского края Прониной Натальи Ивановны.

 Тема: «Письмо в 1941 –й год».

Цели: развивать умение писать письмо по заданной теме;

развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности, орфографическую зоркость;

воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам.

Оборудование:  автоматизированное рабочее место, слайды,  тетрадные листы

        Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня на уроке вы будете писать письмо, а на какую тему, узнаете, если ответите, о каком событии рассказывается в стихотворении К. Симонова.

(слайд 2,3)

Тот самый длинный  день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

- Так о каком  же событии рассказывается в стихотворении? ( О Великой Отечественной войне)

-Когда она началась? (22 июня 1941 года)

- В этом году исполнится 73 года с начала самой страшной и жестокой войны XX века.

III.Работа по теме.

  1. Рассказ учителя (слайд 4)

(Чтение стихотворения учителем)

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть,и нет!

Девочка: 1941 год…

(Учитель зачитывает отрывок из книги Бориса Васильева « В списках не значился».)

«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и  рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где- то совсем рядом.

 - Война!- крикнул кто-то.- Война это, товарищи, война!

…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые всполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Всё вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут московского времени». (Объяснить учащимся  значение слова каземат. Каземат – защищенное от огневых средств противника помещение в оборонительных сооружениях, ранее – закрытое помещение на военных судах для орудий, пулемётов и личного состава.)

-Так писал Борис Васильев в книге « В списках не значился».

(слайд 5) - 1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал  о прорыве брестского укрепрайона:

« Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточённых боёв».

- Мирный труд миллионов людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война . Весь народ , от мала до велика , поднялся на защиту своей Родины.

2.Слайд 6 (смотри диск) Звучит фонограмма песни « Священная война». Сл. Лебедева - Кумача, муз. А.В. Александрова.

3.(Чтение стихов заранее подготовленными учащимися)

  1. От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу

За могучую нашу страну.( М. Исаковский)

  1. … И Кама, и Волга на битву сынов провожали,

И матери долго цветными платками махали.

…Гремели колёса, литые колёса гремели,

И пели солдаты, совсем по - мальчишески пели

Про белые хаты, про верную Катю - Катюшу…

И рвали те песни комбата отцовскую

Душу...        (М. Гриезане)

  1. Сорок первый!

Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной!

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

И на фронт уходили поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

(слайд 7) (Учитель) - Каждый день войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением стойкости, отваги и мужества людей, верности Родине. На передовой шли бои, а в тылу ждали вестей с фронта – скромных треугольников (писем). Письма, приходившие от бойцов, зачитывались вслух всем близким и знакомым.

     Конвертов не хватало. И поэтому во время войны письма редко вкладывали в конверты. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги в треугольники, и адрес писали прямо на них. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

(слайд 8)

  Писали эти письма обычно специальными карандашами, ведь на фронте негде было взять чернил. С виду это был обычный карандаш, но если его обмакнуть в воду, он писал как чернильный. Такие письма не стирались в дороге. Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и т.д. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, а после на почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой». Письма, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялось в отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый 
пункт, оттуда на военно- почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату.

Солдаты думали о доме, о близких и любимых. Было трудно, было страшно, но бойцы давали клятву не отступать! И письма, приходившие от близких, помогали им выжить.

( Чтение стихов заранее подготовленными учащимися) (слайды9-10)

  1. Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

Приписала строчку.

Много дней письму идти,

Чтоб дойти до цели.

Будут горы на пути,

Гулкие туннели.

Будет ветер гнать песок

За стеклом вагона.

А потом мелькнёт лесок,

Садик станционный.

  1. А потом пойдут поля

И леса густые,

Пашен чёрная земля-

Средняя Россия.

Через всю пройдут страну

Два листка в конверте

И приедут на войну,

В край огня и смерти.

  1. Привезёт на фронт вагон

Этот груз почтовый.

Там получит почтальон

Свой мешок холщовый.

Долог путь от городка

У границ Китая

До пехотного полка

На переднем крае. (С. Маршак)

IV.Физминутка (слайд 11)

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу,

Правую дай руку другу.

V.Продолжение работы по теме урока.

- Вот и мы с вами напишем письмо в 1941-й год. Писать будем на тетрадном листе, а затем, сложив его, напишем адрес. 

Но с обратным адресом возникали трудности: сегодня солдат здесь, а завтра там. Поэтому в годы войны была создана военно-полевая почта. Были образованы военно-почтовые прифронтовые и фронтовые сортировочные пункты (ВПСП). Всего в военные годы их было около 40. Итак, обратный адрес мог выглядеть так: «Полевая почта № 146-00». Письма отсортировывались по № П.п. и почтальоны, уточняя местонахождение военной части в штабе армии, могли доставлять письма адресатам, где бы они не находились.

- Кому вы можете адресовать письмо? (ответы детей )

-Кто такой адресат? ( Тот, кому ты пишешь письмо, кому его адресуешь, называется адресат.)

-Как обратитесь к адресату? (Дорогой участник Великой Отечественной войны;

  уважаемый ветеран…; уважаемый участник…).

 - О чём сегодня вы могли бы написать в письме фронтовику?

     (Выразить чувство благодарности за их подвиг, за нашу мирную жизнь, сказать о том, как мы гордимся ими, предложить свою помощь, если это им необходимо; рассказать о том, что делаем мы для того, чтобы знать и помнить нашу историю, пожелать фронтовикам здоровья).

   - Какими должны быть тон, эмоциональность вашего письма?

     (Уважительными; строки должны быть проникнуты гордостью и чувством благодарности; письмо должно быть искренним, тёплым, добрым).

   - Вспомните композицию письма. Из каких частей оно состоит?

     (Культурно оформленное письмо состоит из приветствия и обращения, текста, заключительной формулы вежливости, подписи и даты).

  -Как будете прощаться? (ответы детей)

-Послушайте, какое письмо я бы написала, если была бы ученицей вашего класса.(слайды 12-16)

                Здравствуйте, дорогие бойцы!

           Пишет Вам ученица 4 «В» класса гимназии №14 города Ейска Ейского района Краснодарского края Пронина Наташа.

              Совсем скоро исполнится 73 года с начала Великой Отечественной войны. Не удивляйтесь, ведь я живу в XXI веке, и сейчас 2014 год. Но я знаю, что 22 июня 1941 года началась самая страшная и жестокая война XX века, в которой Вы сейчас и участвуете. В неё были втянуты по вине фашисткой Германии во главе с Адольфом Гитлером десятки государств, миллионы людей. На классном часе мы с содроганием слушали страшные фразы, произнесённые голосом Левитана: « Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза». Я думаю, что эти слова Вам знакомы, как никому другому.

Нам говорили, что человек трусливый покоряется, а храбрый сражается с врагом. Вы дорогие бойцы, для меня все герои! Ведь Вы знаете, что можете погибнуть в бою, не дожить до победы. Я преклоняюсь перед Вашим мужеством, храбростью, стойкостью и хочу пожелать Вам, несмотря ни на что,  встретить День Победы! Он настанет 9 мая 1945 года. Это не скоро, но знайте, что Вы воюете за счастливую жизнь всего народа, и благодаря Вам, мы сейчас живём под мирным небом!

        Я очень люблю читать сказки, ведь там всегда добро побеждает зло. И если бы я была волшебницей, то сделала бы так, чтобы никогда не было бы войны, и чтобы все люди во всём мире всегда жили в мире и согласии. Но, к сожалению, я не волшебница, поэтому желаю Вам, дорогие бойцы, достойно выдержать все испытания и встретить Победу! Знайте, память о Вас будет жить вечно!

        В девятый день ликующего мая,

        Когда легла на землю тишина,

         Промчалась весть от края и до края:

        Мир победил!

         Окончена война!

        Уже нигде не затемняли света

        В продымленной Европе города.

        Ценою крови куплена Победа,

        Пусть это помнит мир земной всегда! ( М. Хрюцкий)

До свидания, дорогие бойцы. Долгих лет жизни! С глубоким уважением и низким поклоном к Вам, Наташа.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

VII. Зачитывание писем учащимися. Корректировка.

VIII. Итог урока.

- Ребята, вот  и подошёл к завершению наш урок. Какому событию был посвящен урок?

-О чем вы сегодня узнали и чему научились? Что было особенно интересным? Что показалось пока трудным?

- Какому событию был посвящен урок?

-В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется Минута молчания.

(слайд 17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо в 1941-й год. Разработка учителя начальных классов МОУ гимназия №14 г. Ейска : Н.И.Прониной

Слайд 2

Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. К. Симонов.

Слайд 3

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года

Слайд 4

Война! Жесточе нету слова! Война! Страшнее нету слова! И на устах у всех иного Уже не может быть, и нет! Девочка: 1941 год…

Слайд 5

1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал о прорыве брестского укрепрайона: « Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточённых боёв».

Слайд 9

Сын письмо писал отцу И поставил точку. Дочка тоже к письмецу Приписала строчку. Много дней письму идти, Чтоб дойти до цели. Будут горы на пути, Гулкие туннели. Будет ветер гнать песок За стеклом вагона. А потом мелькнёт лесок, Садик станционный.

Слайд 10

А потом пойдут поля И леса густые, Пашен чёрная земля- Средняя Россия. Через всю пройдут страну Два листка в конверте И приедут на войну, В край огня и смерти. Привезёт на фронт вагон Этот груз почтовый. Там получит почтальон Свой мешок холщовый. Долог путь от городка У границ Китая До пехотного полка На переднем крае.

Слайд 11

Физминутка Под весёлые напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой! Повернись направо к другу, Правую дай руку другу

Слайд 12

Здравствуйте, дорогие бойцы! Пишет Вам ученица 4 «В» класса гимназии №14 города Ейска Ейского района Краснодарского края Пронина Наташа. Совсем скоро исполнится 73 года с начала Великой Отечественной войны. Не удивляйтесь, ведь я живу в XXI веке, и сейчас 2014 год. Но я знаю, что 22 июня 1941 года началась самая страшная и жестокая война XX века, в которой Вы сейчас и участвуете. В неё были втянуты по вине фашисткой Германии во главе с Адольфом Гитлером десятки государств, миллионы людей. На классном часе мы с содроганием слушали страшные фразы, произнесённые голосом Левитана: « Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза». Я думаю, что эти слова Вам знакомы, как никому другому.

Слайд 13

Нам говорили, что человек трусливый покоряется, а храбрый сражается с врагом. Вы, дорогие бойцы, для меня все герои! Ведь Вы знаете, что можете погибнуть в бою, не дожить до победы. Я преклоняюсь перед Вашим мужеством, храбростью, стойкостью и хочу пожелать Вам, несмотря ни на что, встретить День Победы! Он настанет 9 мая 1945 года. Это не скоро, но знайте, что Вы воюете за счастливую жизнь всего народа, и благодаря Вам, мы сейчас живём под мирным небом!

Слайд 14

Я очень люблю читать сказки, ведь там всегда добро побеждает зло. И если бы я была волшебницей, то сделала бы так, чтобы никогда не было бы войны, и чтобы все люди во всём мире всегда жили в мире и согласии. Но, к сожалению, я не волшебница, поэтому желаю Вам, дорогие бойцы, достойно выдержать все испытания и встретить Победу! Знайте, память о Вас будет жить вечно!

Слайд 15

В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война! Уже нигде не затемняли света В продымленной Европе города. Ценою крови куплена Победа, Пусть это помнит мир земной всегда ! ( М. Хрюцкий)

Слайд 16

До свидания, дорогие бойцы. Долгих лет жизни! С глубоким уважением и низким поклоном к Вам, Наташа.

Слайд 17

Минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края

Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...

Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна

Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...

Конспект урока русского языка учителя начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасовой Наталии Владимировны

Расширение знаний о гласных и согласных звуках русского языка. Обозначение их буквами на письме....