Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Бокучава Теоны Тимуровны
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Тема: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_bokuchava_t.t.docx | 178.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия №1»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
Бокучава Теоны Тимуровны
Тема: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационно-коммуникативных технологий.
Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка младших школьников к решению проблем, овладению навыками исследовательской деятельности, создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Передо мной, учителем начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Как сделать так, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, показывать высокие результаты по предмету? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата, чтобы за годы учебы в начальной школе дети радовались познанию нового, появлялась уверенность в своих возможностях? Ответ есть: учиться быть современным учителем.
Считаю, что добиться хороших результатов можно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования.
Стараюсь, вовлекать детей в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, будут способны выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, использовать современные средства информатизации.
Ориентация младших школьников в области информационных и коммуникативных технологий являются одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, организации своей деятельности. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей.
Современному учителю необходимо использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их самостоятельно в работе, испытывая радость учебного труда. Я, стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные, поэтому превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации, в процессе обучения особое значение придаю здоровьесберегающим технологиям, применяю проектные технологии.
3. Теоретическая база опыта.
В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных. Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения.
Главной целью образования согласно ФГOС НОО становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я убедилась, что проблема привлекает учителей, ученых. Теоретической базой опыта в стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. Также личностно-ориентированного обучения: И.С. Якиманской, С.В. Бондаревской и проблемного обучения: А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера.
Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов).
Система моих уроков направлена, прежде всего, на то, чтобы мои ученики совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил. В процессе обучения меня всегда привлекают новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала, а современные информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в обучении.
Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: личностно ориентированный подход; интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельности; доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели.
Я, стимулирую самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышаю мотивацию учащихся, поддерживаю, поощряю и направляю их по пути достижения целей, организую доступ к информационным ресурсам.
Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие следующих умений у учащихся.
Информационные:
-самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
-структурировать информацию;
-сохранять информацию;
Коммуникативные:
-сотрудничать в процессе деятельности;
-оказывать помощь товарищам и применять их помощь;
-уметь выходить из конфликтных ситуаций и вовремя предотвращать их.
Исследовательские:
-уметь генерировать идеи;
-выбирать лучшее решение.
Менеджерские:
-уметь проектировать процесс;
-планировать деятельность-время, ресурсы;
-принимать решения;
Рефлексивные:
-уметь отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?;
-адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Оценочные:
-оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Презентационные:
-выступать перед аудиторией;
-отвечать на незапланированные вопросы;
-использовать различные средства наглядности;
-демонстрировать артистические возможности.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их на самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».
Основные этапы проектно - исследовательской деятельности ребёнка.
1.Актуализация проблемы.
2.Определение сферы проектно – исследовательской работы.
3.Выбор темы работы.
4.Выработка гипотезы.
5.Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов работы - анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение, анализ и т.д.).
6.Определение последовательности проведения проектно-исследовательской работы.
7.Сбор и обработка информации.
8.Анализ и обобщение полученных материалов.
9.Подготовка отчёта.
10.Доклад (защита перед сверстниками).
Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности школьников и интереса к предмету.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности, нет проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Ни один проект невозможно выполнить без нужной информации по проблеме.
Учебный проект - это возможность делать ученику что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая ему проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Направляю детей подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования, посмотреть книги по теме и записать важную информацию, спросить у взрослых, родителей, использовать интернет. В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.
В школьной научно-практической конференции учащихся «Шаг в будущее», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» принимала участие ученица 1 «Б» класса Евтух Анастасия. Тема исследовательской работы: «Мои прадедушки – участники Великой Отечественной войны». Цель исследования: «Собрать и систематизировать материал о том, как жили прадедушки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближении Победы».
Задачи исследования: Изучить основы родословия; подготовить домашний альбом по теме "Члены моей семьи в годы Великой Отечественной войны"; собрать и систематизировать материал о том, как жили предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.
Одной из задач для меня, было увлечь ребенка, показать значимость ее деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Практическая значимость работы: состоит в воспитании уважения к предшествующим поколениям; работу можно использовать на внеклассных мероприятиях, классных часах посвященных ВОВ.
В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Большое внимание уделяю выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Каждый месяц детей пересаживаю, такая смена мест, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски. Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока, показателем которой являются:
-объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включаю затраты времени на выполнение домашних заданий;
-нагрузка от дополнительных занятий в школе;
-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт бодрое рабочее настроение и предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Использую на уроках, ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей. Направляю и помогаю слабому ученику и уделяю внимание сильному. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.
Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать. На своих уроках я применяю прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе
В своей педагогической деятельности использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, в соответствии с природными возможностями и способностями.
Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе, предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Компьютерные технологии.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала.
Владение ИКТ позволяет использовать компьютер в разных целях:
-как средство наглядности учебного процесса;
-как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы.
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).
2. Как сопровождение объяснения учителя.
3. Как информационно-обучающее пособие.
4. Для контроля знаний.
Коммуникативные технологии, позволяют развивать у учащихся такие навыки:
- умение работать в группе;
- высказывать свое личное мнение;
- выслушивать мнение товарищей;
- создавать благоприятный психологический климат,
- атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Разрабатываю презентации для интерактивной доски, и другие мультимедийные продукты для использования их в образовательном процессе. Используются на уроках, во внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности:
-мультимедийные пособия: электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакина, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова, электронное приложение к учебнику «Технология» Н.И.Роговцева, электронное приложение к учебнику «Математика», «Уроки Кирилла и Мефодия».
-интернет-ресурсы являются неотъемлемой частью проведения уроков в начальной школе на современном уровне.
Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.
Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.
За время работы МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района стараюсь вовлекать учащихся в участии во всероссийских дистанционных олимпиадах, в школьных научных конференциях, в школьных конкурсах.
5. Анализ результативности опыта.
Результаты своей деятельности я отслеживаю в различных тестах, мониторингах. Моя работа охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
Активация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
Формированию личностных качеств ученика;
Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;
Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;
Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.
Сформированная система проведения курсов, семинаров, заочных и очных конкурсов оказывает содействие в обобщении и распространении педагогического опыта.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Материалы моей работы были представлены:
-Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка». (http://www.prodlenka.org/);
-Электронное периодическое издание «Нуми» (http://www.numi.ru/)
-мини-сайт http://nsportal.ru/bokuchavateonatimurovna;
-http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/gim1ruz/
Ежегодно даю открытые уроки, провожу внеклассные мероприятия, участвую в дистанционных Всероссийских конкурсах для учителей, выступаю на методических объединениях.
8. Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д. (видео приложение обязательно для тех, кто аттестуется впервые на квалификационные категории).
Приложение№1
Тема урока: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
Личностные результаты: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Основное содержание темы, понятия и термины: Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова.
Образовательные ресурсы: Картинки с изображением забора и двери.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и обору- дования; эмоциональный настрой на урок. | Фронталь- ная. СловесныйСлово учителя. | Приветствие учащихся. Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят. Урок уж очень важный. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональ-ную отзывчи- вость на слова учителя | Фронта- льный. Наблю- дение учите- ля. |
А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку. |
|
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка. | Едет мотоцикл. Ставни скрипят. Кони храпят. Вороны кричат. Собаки рычат | – д-р-р-р – х-р-р-р – х-р-р-р – к-а-р-р-р – р-р-р-р | Готовят артикуляцион-ный аппарат к чтению. | Коллективный. Прави- льное произно- шение звуков. |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? | – [р]. – Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме. | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] (учебник, с. 65) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | На доске – предметные картинки с изображением забора и двери. – Выполните слого-звуковой анализ слов забор и дверь. – Звуки [р] и [р′] согласные, звонкие. | Рассматривают схемы-модели слов забор, дверь; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р], [р’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особен- ностями произнесения новых звуков. Характе- ризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их | Фронталь-ный. Выделе-ние звуков, устные ответы, чтение слогов-слияний. |
2. Чтение слогов-слияний (учебник, | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий? – Звонкие или глухие звуки [р] – Почему? | – В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, – Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко | ||
3. Упражнение со звуками [р] и [р’] | Коллективная. Словесный. Чистоговорки. | Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру | Проговаривают чистоговорку. | Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произношения | Коллективный. Чистого- ворка. |
Продолжение.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Знакомство с буквой Р. | Фронталь- ная. Словес- ный, практичес-кий. Беседа, моделиро- вание буквы. | – Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр). – На что похожа буква Р? Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. | Находят букву Р Высказывают свои предположения. | Находят букву Р Высказывают свое мнение. | Фронталь- ный. Устные ответы, моделирование. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Гимнас- тика для глаз. | «Темно» (закрыть глаза, руками не прижимать). «Бабочка» (хлопаем глазами) | Выполняют движения согласно тексту. | Осуществляют профилактику утомления для глаз. | Коллектив- ный. Правильное выполнение движений. |
5. Чтение слогов с буквой р. Чтение слов (учебник, с. 65) | Коллективная, индиви- дуальная. Словес- ный, практичес-кий. Чтение. | -Чтение слогов. – Прочитайте слова. – Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? | (ра, ро, ри, ры, ру) Рар, рор, рур, рыр, рир, ар, тра, нра, лар, кра, кри, кру, кры, кта, кто, рна, рта, рка. Хором читают слова. – Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным. | Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируют- ся на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами | Коллектив ный. Чтение слов, устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6. Развитие связной речи. Работа с текстом (учебник, с. 65) | Фронталь -ная. Словесный.Чтение, беседа | – Прочитайте текст, соблюдая интонацию. – Что растет у Иры? – Что сделала Ира? – Что случилось? – Почему рассказ называется «Кактус»? – Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома. – Как нужно ухаживать за комнатными растениями? | Читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку и привлекая имеющиеся знания. Рассказывают. | Понимают смысл читаемого. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывают об уходе за растениями. Задают вопросы познавательного характера о комнатных растениях. Рассуждают о том, где можно найти необходимую информацию | Фронталь- ный. Чтение, устные ответы. |
7. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64) | Фронталь- ная. Словесный, наглядный. Беседа. | – Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка? – Кто ее автор? – Кто изображен на картинке? – Что волшебного в этой сказке? – Сколько желаний выполнила рыбка? – Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? | – К. Чуковский «Тараканище». Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя | Составляют рассказ вают причинно-следственные связи | Фронталь- ный. Устные ответы, описание картинки |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64) | Фронтальная, индиви- дуальная. Словес- ный. Чтение, беседа. | – Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». – Прочитайте слова, в которых встречается буква Р | Читают. Находят букву Р | Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Р в словах текста | Фронталь- ный, индиви - дуальный. Выразительное чтение, устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Словно убежать хотят (Бег на месте)! Если их не заведут, То они совсем встают (дети останавливаются). Вот и кончилась игра, Нам за парты сесть пора (Дети садятся за парты) | |||||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Составле- ние рассказа (учебник, с. 66) | Парная. Словесный. Рассказ. | – Прочитайте слова. Составьте – Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки. | Читают слова. Составляют рассказ. | Составляют рассказ | Парный. Устные ответы, рассказ. |
2. Работа с многознач- ными словами (учебник, с. 66) | Фронталь- ная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение | – Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен? – Разгадайте ребус. – Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса? | – Водопроводный кран, подъемный кран. – Рак – руки. – Коса – орудие труда, коса – заплетенный волос. | Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные. Объясняют разные значения многозначных слов. | Фронталь- ный. Чтение, устные ответы. |
3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 67) | Фронталь- ная, индиви- дуальная, практичес- кий. Чтение, беседа | – Прочитайте слова. – Что означают слова в первом столбике? – Что объединяет слова во втором столбике? – Прочитайте текст. Озаглавьте его. | Читают слова. – Названия цветов. и текст вслух. – Родственные. Читают текст. Озаглавливают его | Читают слова по слогам и предложения | Фронталь- ный, индиви- дуальный. Чтение, устные ответы. |
– Ответьте на вопросы к тексту. – Придумайте предложение по схеме. | Отвечают на вопросы. Придумывают предложение по схеме | прочитанного. Выделяют главную мысль в тексте. Придумывают предложение по схеме. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Игра слов (учебник, с. 61) | Парная. Словесныйпракти- ческий. Игра. | – Составьте слова из букв. Проверьте работу друг друга | Составляют слова | Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга | ПарныйУстные ответы, игра. |
5. Работа с «лентой букв» (учебник, | Фронталь- ная. Словесный.Беседа. | – Объясните расположение букв на «ленте букв» | Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение букв на ней | Устанавливают критерий классификации букв на «ленте букв» | Фронтальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронталь- ная, индиви- дуальная. СловесныйБеседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? Выберите свое настроение. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. | Инди видуальный, фронта льный. Оценка своей деятельности. |
Приложение №2
«Прощание с Азбукой!»
«До свидания, первый класс!»
Внеклассное мероприятие.
Цель мероприятия: подвести итоги учебной и внеклассной деятельности первого года школьной жизни детей, совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя в учебном году. Анализ этих действий позволяет определить перспективы на будущее, создать хорошее оптимистическое настроение.
Задача: способствовать формированию условий для становления коллектива класса, развитию индивидуальных особенностей детей, установлению дружеских отношений между учащимися класса, между родителями учащихся, между родителями и учениками, развитие творческих способностей детей, воспитать чувство гордости и ответственности.
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Класс: 1 класс
Время проведения: конец мая
Место проведения: актовый зал
Оборудование: альбом с фотографиями «Наша школьная жизнь», магнитофон, диски с фонограммами песен, презентация, оформление для сцены и зала, карточки с заданиями, конкурсы.
Музыкальное оформление: фонограммы песен: «Чему учат в школе», «Гульнара Азаматова-Бас - Дружба с азбукой», «Сегодня школа нас встречает», «Людмила Мельникова - Прощание с азбукой».
Ведущие: классный руководитель – Бокучава Теона Тимуровна, азбука – Учватова Елизавета, учащиеся 1 «Б» класса.
Презентация на протяжении всего мероприятия.
Учитель:
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
Вам Азбука - хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
- Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
- Всех знакомых, незнакомых -
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
- Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
- Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины. Про водные глубины,
Про голубую высь,
Без азбуки не обойтись!
- Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
- Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
- Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Песня «Чему учат в школе»
Дети инсценируют сказку.
«Сказка про котенка, который не умел читать» (Леонид Каминский)
Автор: Жил-был котенок Яша. Однажды кошка Мурка, Яшина мама, сказала:
Мама: Пора тебе, Яша, научиться читать.
Яша: Успею еще!
Мама: Нечего лениться! Садись, я покажу тебе буквы. Начнем с самой простой буквы - буквы О.
Яша: Какой-то кружок.
Мама: Да, похоже на кружок, эта буква называется О.
Яша: А в каких словах есть эта буква?
Мама: Во многих. Например, в словах КОТ и КОШКА
Яша: А в слове КОТЁНОК?
Мама: А в этом слове даже две буквы О.
Яша: Вижу, вижу! А три буквы О бывает?
Мама: Конечно, есть такое хорошее слово - МОЛОКО.
Яша: Правда! Целых три кружочка! А в слове МОРОЖЕНОЕ есть эта буква?
Мама: Конечно. И тоже три
Яша: Хорошее слово!
Мама: На сегодня всё. Иди гулять.
Автор: Котенок пошел на улицу. Он гулял и думал про букву О.
Яша: Хорошая буква! И бывает в хороших словах. И в самых вкусных!
Автор: Тут он увидел большой забор. На нем висела красивая табличка, на которой было написано три каких-то слова, а в первом…- раз, два, три, четыре! Целых четыре буквы О!
Яша: Вот это да! (радостно). Наверное, тут что-то очень приятное или вкусное.
Автор: Яша толкнул лапой калитку и с любопытством заглянул во двор. Вдруг раздался оглушительный лай и из кустов выскочил огромный пес.
Яша: Ой, мама!
Мама: Что с тобой? Что случилось? Почему ты дрожишь?
Автор: Котенок рассказал про табличку и собаку.
Мама: Так, все понятно. Вот что бывает, когда не умеешь читать. Знаешь, что было написано на табличке? «Осторожно, злая собака!»
Яша: Да, там было правильно написано. Знаешь, мама, давай учить остальные буквы. Мама: Хорошо.
Ведущий: Котенок Яша выучил все буквы и больше не попадал в нелепые ситуации. Ребята, вы все теперь умеете читать, и я думаю, с вами не случится такая история, как с котёнком Яшей.
Ученик
Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
Если скуку ты оставил
И сомненья позади,
Если с другом не слукавил,
Заходи!
Если лень свою оставил,
Нарушенья позади,
То смелей скорее в класс
Заходи!
Ученик
Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
Заходите, проходите,
Встретимся на празднике.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой.
Ученик
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник,
Славный праздник –
Праздник чтения.
Первоклассники рядами
Стройными идут. Первой книге, мудрой книге. Отдают салют
Ученик
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Ученик
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша
Начинала с «Азбуки».
И директор наш, ребята,
С «Азбукой» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим (хором – звуки)
Звуки эти разные –
Гласные, согласные
Ученик
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельных сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик
Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постоянно, понемногу.
Мы научились все читать. (хором)
Учитель: Праздник начался. А самой главной гостьи – Азбуки, нет. Давайте ее позовем! Ученики: Азбука
Азбука: Здравствуйте, ребята! Я слышала, как вы меня вспоминали, и, кажется, даже звали. Я – королева Азбука. А кто-нибудь из вас знает, откуда взялось моё имя? … Действительно, давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда иначе –аз. Вторая буква Б – БУКИ. Аз и буки – вот и получилась Азбука. Пришла я сегодня к вам попрощаться. Вы прочли все мои страницы и с сегодняшнего дня отправляетесь в далёкое путешествие – в мир книг, в страну Литературию.
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная – «Азбука»:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись без «Азбуки»!
Мальчик-первоклассник.
С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Девочка-первоклассница.
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в «Пропись» гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Азбуке спасибо!
Мы узнали в «Прописи»,
Как писать и «а», и «р»,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
Научились мы писать
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало –
На страницах «Азбуки».
Песня: «Гульнара Азаматова-Бас - Дружба с азбукой»
Азбука: Дорогие ребята, я очень рада, что вы меня так любите! Сегодня у Вас праздник, мы будем с вами петь, рассказывать стихи, участвовать в конкурсах. А, сейчас я хочу послушать, как Вы изучили алфавит, как вы знаете буквы и звуки.
Буквы все наперечет.
Должен каждый знать.
Я у Вас приму зачет.
И поставлю 5.
Азбука: В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков. Ну-ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас заговорят!
БУКВЫ
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове «ёж»
Ты легко её найдёшь.
Буква И
И - игрушки,
И - игра.
Любит игры детвора.
Буква О
О – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
Буква У.
Замычит бурёнка : «Му-у!»
Узнаёте букву У?
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Буква Э.
Этот дом похож на ваш-
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама»!
Буква Н.
Н – весёлый Новый год,
Скоро в гости к нам придёт!
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц , как будто цапля
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Буква Б.
По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!» Узнаёте букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове « вол»,
Я её легко нашёл!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Ж.
Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква К.
Буква К, как куколка
Славненькая буковка!
Буква П.
П- прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква С.
С- свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква Ф.
Я в лесу нашёл фиалку-
Только рвать фиалку жалко!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шина
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Твёрдый знак:
Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Мягкий знак:
Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове « льёт». И в слове «дождь».
Песня: Людмила Мельникова - Прощание с азбукой».
Азбука: Какие Вы молодцы ребята. Спасибо! Я рада, что вы так хорошо знаете буквы. А, сейчас конкурс загадок. Порадуйте меня, постарайтесь отгадать все загадки!
1. Если сломан карандаш-
Я помощник верный ваш,
Я. как врач, его лечу-
Быстро, остро заточу. (Точилка)
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые.
Встанут в ряд-
Сейчас заговорят.
(Буквы)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать!
Что такое я? (Тетрадь)
Если ты его отточишь;
Нарисуешь всё, что хочешь;
Солнце, горы, море, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё? (Алфавит)
Должен он по раньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник
Кто он? Это? (Ученик)
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка — заветная книжка.
Читают и нынче, читали и встарь
Чудесную книжку с названием? (Азбука)
Азбука: Ребята, внимательно ли Вы читаете книги?
Давайте проверим. Я, приготовила Вам загадки про героев книг.
«Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!»
Ну-ка, вспомни сказку, дружок:
Кто умнее был, ответь,
В сказке…(«Маша и медведь»).
Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир –
Знаменитый…(Мойдодыр).
Прямо в болото упала стрела,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – Царевна-…(лягушка).
С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит…
Это кто, скажите вслух!
Медвежонок…(Вини-Пух).
Она по полю пошла,
В поле денежку нашла,
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг,
Но вмешался злой паук…
Пауков боится Муха,
Муха-…(Цокотуха).
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём…
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»).
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный…(Колобок).
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке…(«Снежная королева»).
Частушки.
- Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем вам обязательно!
- Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
- Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня наконец-то.
Изучили алфавит»!
- Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
- Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
Буквы в Машиной тетради.
Не стоят, как на параде,
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.
- Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
- Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
- Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Азбука: Молодцы ребята, какие Вы веселые и задорные! А, сейчас для Вас Конкурс «Доскажи словечко». Хочу, послушать какие вы у меня вежливые!
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
- Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)
- Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
- Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
- Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Меня … (извините)
- Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите …(до свидания)
- Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Азбука: Физминутка.
- А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если слово начинается с согласного звука – присядете. Готовы?
- Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма, книга, школа, ослик, жук, эхо.
Заключение
Ученик.
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик.
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик.
Она научила буквам нас,
Письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик.
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ученик.
Как сегодня радуются дети
– Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье!
Ученик.
Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
Ученик:
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик:
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Все ученики хором:
Спасибо, тебе, Азбука!
Здравствуй, Литературное чтение!
Песня: « Сегодня школа нас встречает»
Дети (хором).
Все порадуйтесь за нас,
Мы перешли во 2-ой класс!
(Учитель вручает дипломы.)
Учитель. Дорогие ребята! На этом наш праздник заканчивается. Я поздравляю вас с успешным окончанием первого класса и началом летних каникул
Друг другу мы стали большими друзьями,
Как будто одна мы большая семья,
Наступит сентябрь,
И все соберёмся опять!
Всем счастья и радости! До сентября!
Приложение№3
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.
4.Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, потом синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов.
Упражнения для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (Повторите 5 раз.) Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (Повторите 5 раз.)
2. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.
3. Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
4. Слегка поглаживаем себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
5. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене 2 точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
6. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд - один из йоговских приёмов отдыха.
7. Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений - появятся лёгкое головокружение и сонливость.
Упражнение с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий
Для периодической активизации чувства общей, в том числе и зрительной, координации используют схему зрительно-двигательных траекторий, которую рисуют в максимально возможную величину на одной из боковых стен или на потолке. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке. Упражнение выполнять только стоя.
Игра «Волшебная точка»
Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног... поиграйте пальчиками рук... пошевелите ушками... а теперь носиком, глазками... Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
Наша волшебная точка может выполнять команды.
• | |||
Задание:
1. Глазками передвигаем точку по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, влево. Где, в каком окошке наша точка?
2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с точкой.
3.Управляем точкой молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученики соотносят жест учителя с местонахождением точки.)
Релаксационные упражнения для мимики лица
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
3.Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).
4.Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.
5.Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
6.Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
7.Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.
8.Оскалить зубы - расслабить щёки и рот.
9.Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.
Список литературы
- Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
- Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках //Начальная школа. – 1997. №6.-с.38-40.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
- Москаленко О. Физкультминутки в начальной школу. – М.: Граф-пресс, 2004.
- Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
- Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6
- Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
- Савинова С.В., Геручкина Е.Е. нестандартные уроки в начальной школе.-Волгоград.-2003.056с.
Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающей технологии.-Вогоград.-2009.
- Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
- http://pedsovet.org
- http://festival.1september.ru
- http://www.ychitel.com
- http://comp-doctor.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Рязановой Елены Александровны.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»Ардатовского муниципального района Р...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Шугуровская СОШ» Большеберезниковского района Республики Мордовия Бояркиной Марии Семёновны.
laquo;Активизация словарного запаса на уроках русского языка в национальной школе с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС НОО»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Надиной Натальи Михайловны
Тема опыта: Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников....