Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива".
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass._poyasnitelnaya_zapiska.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
средняя общеобразовательная школа № 57
Приморского района Санкт-Петербурга
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора школы по УВР _____________________ ФИО «_______» сентября 20______ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________________ФИО Приказ от «__»сентября 20__ г. №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для учащихся 3 - б класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы:
учитель первой категории
Мельник Наталья Николаевна
Санкт-Петербург
1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;
- Рабочей программы по русскому языку для 3 класса начальной школы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Москва. Просвещение. 2012 г.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Планируемых результатов начального общего образования.
Цели:
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет « Русский язык» реализует следующие основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формированием на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную ( формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи , а также навыков грамотного , безошибочного письма, как показателя общей культуры человека). Особенностью предмета является тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области « Филология»:
Задачи:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для начальной общеобразовательной школы отводит на изучение предмета «Русский язык» УМК « Перспектива» :
Год - 170 часов. Учебных недель – 34. В неделю – 5 часов.
Список плановых контрольных работ.
1)Урок 16. Контрольная работа. Мир общения. Повторяем- узнаем новое.
2) Урок 32. Контрольная работа. Язык-главный помощник в общении.
3) Урок 55. Контрольная работа. Язык-главный помощник в общении.
4) Урок 73. Контрольная работа. Состав слова.
5) Урок 108. Контрольная работа. Имя существительное.
6) Урок 137. Контрольная работа. Глагол.
7) Урок 152. Контрольная работа. Имя прилагательное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[1]. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах на -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
2. Основное содержание.
№ | РАЗДЕЛЫ/темы | Количество часов | |
По программе, взятой за основу | По плану | ||
1 | Мир общения . Повторяем – узнаем новое. | 16 ч. | 16 ч. |
2 | Язык – главный помощник в общении | 40 ч. | 40 ч. |
3 | Состав слова | 18 ч. | 18 ч. |
4 | Имя существительное | 30 ч. | 30 ч. |
5 | Местоимение | 3 ч. | 3 ч. |
6 | Глагол | 26 ч. | 26 ч. |
7 | Имя прилагательное | 15 ч. | 15 ч. |
8 | Повторение | 7 ч. | 7 ч. |
9 | Резервные уроки | 10 ч. | 10 ч. |
3. Требования к уровню подготовки обучающихся .
В результате изучения предмета в классе ученик должен:
Знать:
- Русский язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка, как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Главные понятия курса «Русского языка» (фонетические, лексические, грамматические), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Уметь:
- Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
- Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Использовать приобретенные знания и умения для улучшения общения (диалоги, составление текстов), орфографического письма.
4. Учебно-методическое обеспечение.
1) Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник 3 класс в 2 ч. Ч.1.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник 3 класс в 2 ч. Ч.2.
Москва. Просвещение. 2012 г.
2) Л.В. Савельева, Е.А. Офицерова . Грамматико- орфографический словарь. Начальная школа. Санкт- Петербург.VICTORV. 2012 г.
3) Морфемно- словообразовательный словарь. «Как растет слово?» 1-4 классы.Москва. АСТ-ПРЕСС. 2010 г.
4) Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. «Русский язык.Методическое пособие с поурочными разработками». Москва.Просвещение. 2012 г.
5) Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Рабочая тетрадь «Русский язык» для 3 класса. Москва.Просвещение. 2012 г.
Приложение № 1 – Тематическое планирование.
Приложение № 2 – Контрольные работы.
[1] Изучается во всех разделах курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....
Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива".
Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива"....
пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс
пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс школа России...
Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Русский язык 4 класс.
Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Русский язык 4 класс....
Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...
Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс
В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ ...