Рабочая программа по математике 2 класс Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа по математике 2 класс Программа Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_2_klass.docx86.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «МАТЕМАТИКЕ»

1–4 КЛАССЫ

I. Пояснительная записка.

1.Нормативные ссылки:

-Конвенция о правах ребенка.

-Конституция Российской Федерации.

-Закон Российской Федерации «Об образовании»

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

-Закон Саратовской области «Об образовании».

-Примерная основная образовательная программа начального  общего образования.

-Примерные программы по учебным предметам: математика 1-4  классы.

- Авторская программа «Математика» для 1–4 кл., авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких Образовательная система «Школа 2100».

-Устав муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.

-Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.

1.2. Цели и задачи обучения.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие
задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.

1.3.Общая характеристика программы.

Рабочая программа по математике для 1- 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования, на основе примерной программы начального общего образования по математике, авторской программы «Математика» для 1–4 кл., авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких , образовательная система «Школа 2100», предназначена для реализации в общеобразовательной школе, ориентирована на обучающихся 1-4 классов. Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика и информатика» .

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
– коммутативный закон сложения и умножения;
– ассоциативный закон сложения и умножения;
– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.
Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
4) формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
1) формирование представлений о геометрических фигурах;
2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.
Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.
Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
• на классификацию фигур;
• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
• на построение геометрических фигур;
• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
• на формирование умения читать геометрические чертежи;
• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
6. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая дает возможность накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.
В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.
Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.
Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии не-сколько ступеней, стадий, уровней.
Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.
Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит, развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.

1.4. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Математика» изучается с 1-го по 4-й классы. Предмет «Математика» относят к предметной области «математика и информатика». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана начального общего образования.  Всего на изучение математики в начальной школе выделяется 552 часа, из них в 1-м классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).

1.5.Планируемые результаты обучения «Математика»

  Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учебной и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

  Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать  - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

  Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, гометрических фигурах; умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

II. Содержание учебного предмета «Математика».

1-й класс
(4 часа в неделю, всего – 132часа)

Общие понятия. 10 ч.
Признаки предметов. (6 ч)
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения. (4 ч)
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. (79 ч)
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. (19 ч)
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи.
Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии.
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида
а + 5 и а + 6; а – 5 и а – 6. Равенство и неравенство.
Уравнения вида
а ± х = b; х – а = b.
Элементы стохастики.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
* Задачи на расположение и выбор (перестановку) предметов¹.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
* Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание, составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение (18 ч).
Резервные часы (10 ч).

2-й класс
(4 часа в неделю, всего – 140 часов)

Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100. (127 ч)
Десяток. Счет десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Прямая и обратная операция.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приемы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел. (58 ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в...», «уменьшить в...», «больше в ...», «меньше в ...». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Представление о площади фигуры и ее измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы площади: см², дм².
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Плоскость. Плоские и объемные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида
а ± 5; 4 – а; а : 2; а • 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а • 2 и а • 3; а : 2 и а : 3.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида
а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм.
Первоначальные представления о сборе и накоплении данных. Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу.
* Понятие о случайном эксперименте. Понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно».
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание, составление фигур Задачи с палочками.
* Уникурсальные кривые.
Итоговое повторение (9 ч). 

3-й класс
(4 часа в неделю, всего – 140часов)

Числа и операции над ними. 126 ч.
Умножение и деление чисел в пределах 100. (35 ч)
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент.
Дробные числа. (12 ч)
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1000. (10 ч)
Сотня. Счет сотнями. Тысяча. Трехзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трехзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел. (23 ч)
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. (42 ч) Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приемы умножения трехзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приемы деления трехзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объем. Единицы объема: 1 см³, 1 дм³, 1 м³. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объемных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида
а ± b; а • b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида:
а ± х < b; а ± х > b.
Решение уравнений вида:
х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с • b; а – х = с : b; х : а = с ± b; а • х = с ± b; а : х = с • b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
* Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
* Задачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение (10 ч).
Резервные часы (4 ч). 

4-й класс
(4 часа в неделю, всего – 140 часов)

Числа и операции над ними.
Действия над числами в пределах 1000. (8 ч)
Дробные числа. (16 ч)
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.
Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1 000 000. (20 ч)
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Числа от 1 до 1 000 000 000. (4 ч)
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел. (8 ч)
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приемы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел. (72 ч)
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трехзначное число.
Величины и их измерение.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение (8 ч). 

                                           Календарно-тематическое планирование по математике  для второго класса

№п/п

Дата план

Тема

Дата факт

Домашнее задание

Впервые вводимые понятия(умения, знания, новые виды деятельности

Примечание

Раздел I. Повторение материала, изученного в 1 классе (6 часов)

1

Действия сложения и вычитания

С.3 №6

Знать  последовательность натурального ряда чисел в пределах 20; состав двузначных чисел до 20 из разрядных слагаемых;  понятия верного и неверного равенства и неравенства. Уметь решать комбинаторную задачу на перестановку трех элементов с опорой на таблицу;  решать задачи изученных видов.

2

Сложение и вычитание чисел

С.4 №6

Знать  табличные случаи сложения и вычитания до 20;  понятия целого и частей;  названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;  понятия верного и неверного равенства и неравенства. Уметь решать комбинаторную задачу на перестановку трех элементов с опорой на таблицу;  решать задачи изученных видов.

3

Сложение и вычитание чисел.

Математический

диктант  № 1

С.7 №8

Знать  табличные случаи сложения и вычитания до 20;  понятия целого и частей;  названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;  понятия верного и неверного равенства и неравенства. Уметь задачи изученных видов.

4

Сложение и вычитание чисел

С.8 №3

Уметь выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Знать названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

5

Контрольная работа № 1

Не задано

Знать  изученный программный материал.  Уметь   применять полученные ЗУН на практике.

6

Работа над ошибками

С.10 №3

Уметь находить ошибки, допущенные в контрольной работе.

Раздел2 Сложение и вычитание в пределах 20  (23часа)

7

Высказывания.

С.13№6

Уметь различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства), использовать эти термины в речи.

8

Высказывания

С.14 №3

Знать названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Уметь различать истинные и ложные высказывания.

9

Высказывания

С.16 №4

Уметь отличать высказывания общего утверждения; грамотно формулировать опровержения высказываний, т.е. четко подбирать контрпримеры; определять истинность и ложность высказываний.

10

Переменная

С.18 №4

Знать понятие переменной, значения переменной;  понятие выражение с переменной. Уметь читать, записывать и находить значения выражения с переменной

11

Выражения с переменной

С.21 №6

Знать понятия верного и неверного равенства и неравенства; понятие переменной, значения переменной;  понятие выражение с переменной. Уметь читать, записывать и находить значения выражения с переменной, решать задачи изученных видов.

12

Выражения с переменной.

Математический диктант № 2

С.22 №2

Знать последовательность натурального ряда чисел в пределах 20; понятие переменной, значения переменной;  понятие выражение с переменной. Уметь читать, записывать и находить значения выражения с переменной, решать задачи изученных видов,

13

Уравнения

С.24 №2

Знать  понятие уравнение; правила о нахождении неизвестного слагаемого и вычитаемого; зависимость между изменением компонент и результатов действий. Уметь решать уравнения с помощью правил о нахождении неизвестного слагаемого или вычитаемого.

14

Уравнения

С.26 №2

Уметь решать уравнения с помощью правил о нахождении неизвестного слагаемого или вычитаемого, проверять решение уравнения с помощью правила.

15

Уравнения

С.28 №2

Уметь решать уравнения, правильно оформлять запись изученных видов и составлять задачи по их краткой записи; чертить отрезки заданной длины, использовать в речи математическую терминологию.

16

Порядок действий в выражении

С.31 №6

Знать  знак скобки; порядок действий в выражениях со скобками; о рационализации вычислений. Уметь читать и записывать выражения со скобками и без скобок; решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

17

Порядок действий в выражении

С.32 №2

Уметь читать и записывать выражения со скобками и без скобок, находить значения выражений; решать простые задачи. Знать последовательность чисел; решать примеры в пределах 20

18

Сочетательное свойство сложения

С.34 №4

Знать сочетательное свойство сложения; Уметь читать и записывать выражения со скобками и без скобок, выполнять вычисления в выражениях со скобками и без, пользуясь соответствующими правилами, решать задачи изученных видов..

19

Группировка слагаемых

С.36 №5

Знать правило о группировке слагаемых; о рационализации вычислений. Уметь читать и записывать выражения со скобками и без скобок; решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

20

Вычитание суммы из числа.

Математический

диктант № 3

С.38 №4

Знать правило вычитания суммы из числа; о рационализации вычислений. Уметь читать и записывать выражения со скобками и без скобок; решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

21

Переместительное и сочетательное свойства сложения.

С.41 №6

Знать правило об использовании переместительного и сочетательного свойств сложения; Уметь читать и записывать выражения со скобками и без скобок; решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

22

Вычитание числа из суммы

С.43 №6

Знать правило о вычитании числа из суммы; о рационализации вычислений. Уметь читать и записывать выражения со скобками и без скобок; решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

23

Сложение и вычитание чисел

С.44 №5

Знать новые приемы сложения и вычитания. Уметь сравнивать единицы измерения, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; решать примеры в два действия.

24

Контрольная работа №2

Не задано

Знать  изученный программный материал.  Уметь   применять полученные ЗУН на практике.

25

Плоские и объемные фигуры

Не задано

Знать объемные тела и их принципиальные отличия от плоских фигур. Уметь классифицировать плоские фигуры по различным основаниям, применять переместительное и сочетательное свойства сложения  для рационализации вычислений

26

Плоскость

С.47 №5

Знать  понятие плоскости; о плоских фигурах как части плоскости. Уметь видеть внутреннюю часть плоской фигуры.

27

Обозначение геометрических фигур

С.48 №4

Знать некоторые буквы латинского алфавита. Уметь обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита, выполнять построения геометрических фигур с помощью угольника и линейки, различать геометрические фигуры и тела

28

Острые и тупые углы

С.51 №5

Знать понятия острые и тупые углы; некоторые буквы латинского алфавита. Уметь определять острые и тупые углы с помощью модели прямого угла (угольника); видеть внутреннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади);

29

Плоские и объемные фигуры.

Математический диктант № 4.

С.53 №6

Уметь обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита;  классифицировать плоские фигуры по различным основаниям.

Раздел3. Числа от 1 до 100. Нумерация. (7 часов)

30

Числа от 20 до 100

Не задано

Знать натуральный ряд чисел до 100; правила построения числового ряда;  о десятичной системе счисления. Уметь читать и записывать двузначные числа то 20 до 100; сравнивать двузначные числа, опираясь на знания о позиционной записи числа и десятичной системе счисления.

31

Числа от 1 до 100

С.58 №2

Уметь определять разрядный состав числа, складывать и вычитать числа; знать, как образуются числа второго десятка, название чисел, состоящих из круглых десятков; строить отрезки натурального ряда чисел в пределах 100.

32

Числа от 1 до 100

С.60 №2

Уч-ся должен уметь записывать числа от 11 до 100; Уметь считать десятками; уметь сравнивать числа; уметь составлять краткую запись, обосновывая выбор арифметического действия; уметь работать с геометрическим материалом.

33

Метр

С.63 №6

Уч-ся должен усвоить понятия «однозначное, двузначное число»; уметь сравнивать единицы измерения; самостоятельно записывать краткую запись и решать задачу; уметь решать выражения.

34

Числа от 1 до 100

С.64 32

Знать название, последовательность и запись чисел от 1 до 100;

- соотношения между единицами длины. Уметь читать, записывать  и сравнивать числа в пределах 100; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять письменные вычисления с трехзначными числами.

35

Контрольная работа № 3

Не задано

Знать  изученный программный материал.  Уметь   применять полученные ЗУН на практике.

36

Работа над ошибками

Не задано

Уметь находить ошибки, допущенные в контрольной работе.

Раздел 4. Сложение и вычитание в пределах 100. (33 часа)

37

Сложение и вычитание двузначных чисел

С.68 №5

Знать устные способы сложения и вычитания двузначных чисел. Уметь производить проверку вычислений; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

38

Сложение и вычитание двузначных чисел

С.70 №5

Знать устные и письменные способы сложения и вычитания двузначных чисел представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; решать составные задачи.

39

Сложение и вычитание двузначных чисел

С.72 №5

Знать устные способы сложения и вычитания двузначных чисел. Уметь решать простые и составные задачи по действиям и выражением; сравнивать именованные числа.

40

Сложение и вычитание двузначных чисел

С.74 № 3

Знать устные способы сложения и вычитания двузначных чисел. Уметь складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения

41

Сложение и вычитание двузначных чисел

С.77 №3

Уметь производить вычисления, используя устные и письменные приемы вычислений; решать уравнения изученных видов.

42

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик

С. 78 №7

Знать устные способы сложения и вычитания двузначных чисел. Уметь складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения

43

Сложение и вычитание двузначных чисел. Математический диктант № 5

С.2 №5

Уметь производить вычисления, используя устные и письменные приемы вычислений; решать составные задачи, выполнять краткую запись, чертеж, схему к задачам, решать уравнения изученных видов.

45

Сложение и вычитание двузначных чисел

С.5 №7

Знать устные и письменные способы сложения и вычитания двузначных чисел. Уметь складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения

46

Сложение и вычитание двузначных чисел

С.6 №5

Знать нумерацию двузначных чисел: построение натурального ряда, состав чисел и их сравнение. Уметь складывать и вычитать двузначные числа; сокращать подробную запись.

47

Периметр

С.8 №4

Знать понятие периметр. Уметь находить периметры фигур; чертить фигуры по образцу на доске и в учебнике, различать и называть геометрические фигуры.

48

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик

С.10 №3

Знать письменные приемы сложения и вычитания вида 72+18; 90-18, прием вычитания суммы из числа.  Уметь решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания, правильно оформлять решение..

49

Сложение и вычитание чисел

С.12 №4

Знать устный прием сложения вида 27+ 7. Уметь выполнять устные и письменные приемы сложения  и вычитания; подробно комментировать решение, правильно оформлять решение.

50

Сложение и вычитание чисел

Не задано

Уметь выполнять устные и письменные приемы сложения  и вычитания. Знать нумерацию двузначных чисел; состав чисел и их сравнение.

51

Контрольная работа № 4

Не задано

Знать  изученный программный материал.  Уметь   применять полученные ЗУН на практике.

52

Работа над ошибками

С.15 №5

Уметь находить ошибки, допущенные в контрольной работе.

53

Решение задач

С.16 №5

Знать понятие задачи с альтернативным условием и особенности их решения; находить условие, вопрос в задаче, записывать краткую запись. Уметь решать задачи данного типа.

54

Сложение и вычитание чисел

С.18 №33

Знать устный прием вычитания вида 33-7. Уметь выполнять сложение и вычитание двузначных чисел с подробным комментированием, используя устные и письменные приемы вычислений, находить значение выражений, соблюдая порядок действий.

55

Сложение и вычитание чисел. Математический диктант № 6

С.20 №2

Знать нумерацию двузначных чисел. Уметь выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи;

56

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик

С.22 №4

Знать письменные приемы сложения и вычитания вида 26+18, 44-18. Уметь выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений; правильно записывать решение примера столбиком, объяснять выбор способа действий при вычислениях.

57

Сложение и вычитание чисел

С.24 №4

Уметь выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений; правильно записывать решение примера столбиком объяснять выбор способа действий при вычислениях; решать с проверкой уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

58

Сложение и вычитание чисел

С.26 №5

Знать нумерацию двузначных чисел. Уметь выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи;

59

Сложение и вычитание чисел. Математический диктант № 7

С. 28 34

Знать нумерацию двузначных чисел. Уметь выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи;

60

Сложение и вычитание чисел

С.30 33

Знать нумерацию двузначных чисел. Уметь выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи;

61

Сложение и вычитание чисел

С.32 №6

Уметь  решать текстовые задачи; находить значения выражений используя рациональные вычисления;  решать задачи на нахождение периметра.

62

Сложение и вычитание чисел

С.34 35

Уметь выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений; аргументировать выбор приема вычислений, правильно оформлять запись решения примеров столбиком.

63

Контрольная работа № 5

С.36 №4

Знать  изученный программный материал.  Уметь   применять полученные ЗУН на практике.

64

Работа над ошибками

Не задано

Уметь находить ошибки, допущенные в контрольной работе.

65

Площадь фигур

Не задано

Знать понятие площадь фигуры; способы измерения площади. Уметь распознавать и изображать геометрические фигуры; сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.

66

Площадь фигур

С.38 34

Уметь определять площадь фигур; сравнивать площади фигур. Знать зависимость между компонентами и результатами сложения и вычитания.

67

Единицы площади

С.41 №7

Знать  единицы измерения площади (квадратный сантиметр, дециметр); способы сравнения площадей. Уметь  сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.

68

Единицы площади.

С.42 №4

Знать единицы измерения площади; способы сравнения площадей. Уметь находить значение выражений удобным способом; знать порядок действий; уметь решать задачи различных видов; работать с геометрическим материалом.

69

Сложение и вычитание чисел

Знать рациональные способы вычислений. Уметь решать текстовые, занимательные, стохастические задачи; находить значение выражений удобным способом; знать порядок действий.

Раздел 5. Умножение и деление чисел. (58 часов)

70

Умножение

С.49 №6

Знать  понятие умножение; - знак и запись действия умножения. Уметь записывать и  читать произведения; заменять умножением сумму одинаковых слагаемых, представлять умножение в виде суммы одинаковых слагаемых.

71

Умножение

С.50 №3

Знать  понятие умножение; знак и запись действия умножения. Уметь записывать и  читать произведения; заменять умножением сумму одинаковых слагаемых, выполнять устные и письменные вычисления.

72

Множитель, произведение. Математический диктант № 8

С.52 №2

Знать названия компонентов и результата действия умножения, смысл действия умножения, решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

73

Переместительное свойство умножения.

С.55 №6

Знать формулировку переместительного свойства умножения. Уметь  записывать и  читать произведения; находить среди множества четырехугольников прямоугольники и квадраты, решать задачи изученных видов.

74

Умножение с нулем и единицей

С. 56 №4(б)

Знать частные случаи умножения. Уметь выполнять умножение с нулем и единицей; решать уравнения изученных видов, заменять умножение суммой одинаковых слагаемых.

75

Умножение числа 2

Выучи таблицу

Знать  таблицу умножения числа 2 и на 2. Уметь  выполнять умножение числа 2 и на 2; выполнять умножение с нулем и единицей; заменять умножение суммой одинаковых слагаемых.

76

Умножение числа 2

Выучить таблицу на 2

Знать  таблицу умножения числа 2 и на 2. Уметь  выполнять умножение числа 2 и на 2; выполнять умножение с нулем и единицей; заменять умножение суммой одинаковых слагаемых.

77

Деление

С.63 №6

Знать понятие деление; связь между умножением и делением;  таблицу умножения и деления на 2, термины «множитель», «произведение», уметь решать задачи умножением находить периметр многоугольников.

78

Умножение и деление чисел

С.64 №2

Знать  таблицу умножения и деления  на 2; термины «множитель», «произведение». Уметь выполнять изученные табличные случаи умножения на 2.

79

Четные и нечетные числа

С.67 №6

Знать таблицу умножения с числом 2;понятие четности – нечетности. Уметь решать простые задачи на умножение и деление; решать уравнения.

80

Делимое, делитель, частное. Математический диктант № 9

С.68 №2

Знать названия компонентов и результата действия деления. Уметь решать простые задачи на умножение и деление; выполнять краткую запись, чертеж, схему к задаче; решать задачи разыми способами.

81

Таблица умножения и деления на 3

Таблица на 2

Знать таблицу умножения и деления на 3, названия компонентов умножения и деления. Уметь выполнять изученные табличные случаи умножения и деления.

82

Порядок действий в выражении

С.72 №3,4

Знать порядок действий в выражении без скобок и со скобками; таблицу умножения с числами 2 и 3, знать зависимость между умножением и делением, зависимость между компонентами и результатами этих действий.

83

Порядок действий в выражении

С.74 №3,4

Уметь устанавливать порядок действий в выражениях и  выполнять вычисления в соответствии с этим порядком; самостоятельно проводить анализ задачи.

84

Таблица умножения и деления на 4

С.79№4

Знать таблицу умножения и деления  на 4. Уметь выполнять изученные табличные случаи умножения и деления, решать уравнения на нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя.

85

Площадь прямоугольника

Не задано

Знать  формулу площади прямоугольника в общем виде.

Уметь вычислять площадь прямоугольника по формуле, выражать данные величины в различных единицах; использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

86

Контрольная работа № 6

Не задано

Знать  изученный программный материал.  Уметь   применять полученные ЗУН на практике.

87

Работа над ошибками

С.3 №6

Уметь находить ошибки, допущенные в контрольной работе.

88

Умножение и деление чисел.

С.4 №5

Знать взаимосвязь операций умножения и деления, их компонентов и результатов действий. Уметь решать текстовые занимательные задачи  (арифметические головоломки и пирамиды, логические задачи)

89

Таблица умножения и деления на 5

С.7 №5

Знать  таблицу умножения и деления на 2,3,4,5. Уметь  выполнять изученные табличные случаи умножения и деления, самостоятельно выполнять анализ задачи.

90

Периметр квадрата и прямоугольника. Математический диктант № 10

С.8№5

Знать формулы периметра квадрата и прямоугольника. Уметь вычислять периметр квадрата и прямоугольника по формуле; выполнять чертеж к задачам.

91

Умножение и деление чисел.

С.11 №6

Знать  таблицу умножения и деления на 2,3,4,5. Уметь решать текстовые, занимательные (логические), комбинаторные задачи;

92

Деление с нулем и единицей.

С.13 №5,7

Знать частные случаи деления с нулём и единицей. Уметь выполнять деление с нулем и единицей;  решать текстовые задачи; анализировать задачи и составлять буквенные выражения; находить площадь фигуры, составленной из двух прямоугольников.

93

Цена, количество, стоимость.

С.14 №6

Знать понятия цена и стоимость товара, и их связь. Уметь решать текстовые задачи нового типа, объяснять различия между ценой и стоимостью товара; анализировать данные условия задачи, уметь записывать их в таблицу.

94

Умножение и деление чисел.

С.16 №3

Уметь  решать текстовые занимательные задачи (арифметические головоломки и пирамиды, логические задачи),  выполнять изученные табличные случаи умножения и деления. Знать таблицу умножения и деления  на 2-5.

95

Таблица умножения и деления на 6

С.18 №4

Знать таблицу умножения и деления  на 6. Уметь  выполнять изученные табличные случаи умножения и деления, использовать математические термины в речи.

96

Уравнения.

Математический диктант № 11

С.20 №4

Знать правила о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения. Уметь решать уравнения, выполнять проверку, использовать в речи соответствующую терминологию.

97

Уравнения

С.22 №2

Знать алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором известен один множитель, делимое или делитель. Уметь выполнять проверку, использовать в речи соответствующую терминологию.

98

Уравнения

С.24 №2

Уметь  решать уравнения, выполнять проверку решения; решать текстовые задачи; е использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения.

99

Таблица умножения и деления на 7

С.26 №2,4

Знать  таблицу умножения и деления на 7. Уметь выполнять изученные табличные случаи умножения и деления.

100

Контрольная работа № 7

С.28, №3

Знать  изученный программный материал.  Уметь   применять полученные ЗУН на практике.

101

Работа над ошибками

С.30 №3

Уметь находить ошибки, допущенные в контрольной работе.

102

Умножение и деление чисел

С.33 №6

Знать  правила о взаимосвязи компонент и результатов действия деления. Уметь  решать текстовые, занимательные задачи; использовать в речи математические термины.

103

Время.

Единица времени – час

С.34 №3

Знать  понятие величина, способы ее измерения;  понятие величины время; приборы для измерения времени; единицы измерения времени. Уметь переводить одних единиц времени в другие, складывать, вычитать величины.

104

Решение задач

Выучи таблицу на 7

Уметь выполнять табличное умножение и деление;  решать текстовые, занимательные задачи (арифметические ребусы и логические задачи на «следование»); использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника.

105

Окружность.

Выучи таблицу на 7

Знать понятие окружности как особого вида замкнутой кривой линии; Уметь решать текстовые задачи; пользоваться циркулем, чертить окружность заданного диаметра

106

Круг. Математический диктант № 12

С.37 №4,2

Знать понятие круга как части плоскости, ограниченной окружностью. Уметь решать текстовые задачи; пользоваться циркулем, отличать окружность от круга, находить центр окружности. Иметь представление о радиусе и диаметре окружности.

107

Увеличить в…

Уменьшить в …

С.38 №3

Знать новые отношения на множестве натуральных чисел и их формулировку. Уметь самостоятельно анализировать задачи, решать задачи на увеличении и уменьшение в несколько раз; выполнять краткую запись, схему, чертеж к задачам.

108

Увеличить в…

Уменьшить в …

С.41 №7

Знать таблицу умножения и деления на 2-7;  виды углов; названия компонентов умножения и деления.  Уметь решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; решать  задачи  на сбор и обработку информации

109

Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Математический диктант № 13

С.43 №5

Знать таблицу умножения и деления с числами  8, 9. Уметь решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; решать  задачи  на сбор и обработку информации

110

Больше в …

Меньше в …

С.44 №3

Знать новые формулировки для отношений между величинами;

Уметь решать задачи на увеличение (уменьшение) в несколько раз, составлять задачи  обратные данной.

111

Решение задач

С.46 №4,5

Уметь решать текстовые задачи;  аргументировать свой выбор при составлении плана решения задачи, уметь представлять данные задачи графически, правильно оформлять решение задачи.

112

Решение задач

С.48 №5

Уметь решать текстовые задачи;  аргументировать свой выбор при составлении плана решения задачи, представлять данные задачи графически, правильно оформлять решение задачи.

113

Решение задач

С.51 №5

Уметь решать текстовые задачи;  аргументировать свой выбор при составлении плана решения задачи, представлять данные задачи графически, правильно оформлять решение задачи.

114

Контрольная работа № 8

Знать изученный программный материал. Уметь

применять ЗУН на практике.

115

Работа над ошибками

С.52 №3

Уметь находить ошибки, допущенные в контрольной работе.

116

Во сколько раз больше?

Во сколько раз меньше?

Повторить таблицу

Знать новые отношения на множестве натуральных чисел и их формулировку. Уметь самостоятельно анализировать задачи, решать текстовые задачи; выполнять краткую запись, схему, чертеж к задачам.

117

Арифметические действия над числами

Повтори таблицу

Уметь выполнять табличные случаи умножения и деления; решать текстовые, занимательные  задачи; соблюдать порядок арифметических действий в числовом выражении» вычислять значения выражений без скобок и со скобками.

118

Арифметические действия над числами

С.54 №3

Уметь выполнять табличные случаи умножения и деления; решать текстовые, занимательные  задачи; соблюдать порядок арифметических действий в числовом выражении» вычислять значения выражений без скобок и со скобками.

119

Арифметические действия над числами

С.56 №6

Уметь выполнять табличные случаи умножения и деления; решать текстовые, занимательные  задачи; соблюдать порядок арифметических действий в числовом выражении» вычислять значения выражений без скобок и со скобками.

120

Умножение и деление на 10

С.58 №3

Знать, какие числа называются «круглыми», частный случай умножения и деления. Уметь выполнять табличные случаи умножения и деления; решать примеры на умножение  и деление с 0 1, умножать на 10 решать текстовые задачи.

121

Арифметические действия над числами

С.60 №3

Знать соотношения между единицами площади 1 см2, 1 дм2, 1 м2. Уметь устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок, содержащих разные математические действия, решать составные задачи.

122

Алгоритм.

Блок-схема

С.62 №6

Знать виды алгоритмов; порядок действий в числовых выражениях. Уметь: проверять правильность вычислений, использовать в речи математические термины;

решать задачи изученных видов с использованием алгоритма.

123

Алгоритмы с условием

С.64 №3

Уметь записывать алгоритм действий в виде блок-схемы и блок-схемы с ветвлением; определять порядок действий. Знать, что такое  «линейный алгоритм», «разветвляющий  алгоритм», «циклический алгоритм».

124

Арифметические действия над числами

С.69 №5,4

Уметь находить значения  числовых выражений со скобками и без них; решать занимательные  задачи; выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.

125

Арифметические действия над числами.

С.70 №4

Уметь находить значения  числовых выражений со скобками и без них; решать занимательные  задачи; выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.

126

Контрольная работа № 9

с.72 №4,с.73 №7

Знать изученный программный материал. Уметь применять ЗУН в практической работе.

127

Работа над ошибками.

С.74 №3,4

Уметь анализировать и исправлять собственные ошибки.

Раздел 7. Повторение пройденного за год. (9часов)

128

Повторение. Нумерация в пределах 100.

Не задано

Уметь записывать числа от 1 до 100; считать десятками; сравнивать числа; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

129

Повторение. Умножение и деление

Повтори таблицу

Знать, что от перестановки множителей, произведение не меняется; таблицу умножения. Уметь правильно определять нужное действие в задаче; доказывая свое решение; работать с геометрическим материалом.

130

Повторение. Умножение и деление

С.80 №7,9

Уметь выполнять табличное умножение, умножение и деление с 0 и 1, умножать на 10, выполнять вычисления, соблюдая порядок действий, выполнять умножение и деление с именованными числами, использовать математическую терминологию в речи.

131

Повторение. Порядок действий в выражении

Не задано

Знать   порядок действий в числовых и буквенных выражениях. Уметь  находить значения числовых и буквенных выражений со скобками и без них; выполнять сложение и вычитание двузначных чисел.

132

Повторение. Уравнения

Знать зависимости между компонентами и результатами сложения, вычитания, умножения и деления. Уметь решать уравнения изученных видов, выполнять проверку решения, правильно записывать  решение уравнений.

133

Повторение. Решение задач

Уметь решать простые и составные задачи на выполнение четырех арифметических действий; разными способами; находить значения  числовых выражений решать занимательные  задачи; выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.

134

Повторение. Арифметические действия над числами

Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более сложных письменно; находить значения числовых выражений в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них);

решать задачи в 1-2 действия на «+» и «-».

135

Итоговое тестирование

Уметь выполнять  устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и строить геометрические фигуры,  работать с таблицами, схемами, цепочками.

136

Урок-КВН

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

137

Резерв

138

Резерв

139

Резерв

140

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100", автор Л.Г.Петерсон

Рабочая программа на первой ступни обучения по математике УМК "Школа 2100", автор Л.Г.Петерсон. К каждому классу предложено развёрнутое планирование....

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по математике ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по математике ОС "Школа 2100" 4 класс.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по математике ОС «Школа 2100» для 4 класса

Рабочая программа и КТП по математике для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и учебной программы Демидовой Т. Е., Козловой С...

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких (2 класс)...

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100"  Авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (3 класс)...