Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Изучив материал вы разовьёте навыки правописания слов у учащихся с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; научите определять орфограмму в слове; развивать мышление.Учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
- карточки с доп.зад.к уроку буквосочетания -.чн.чт.нч.щн | 13.78 КБ |
конспект урока во 2 классе-буквосочетания -.чн.чт.нч.щн | 25.38 КБ |
презентация к уроку -буквосочетания -.чн.чт.нч.щн | 226.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И._______________________________________________________________
молоко | чн | молочный |
цветок | ||
сердце | ||
внук | чк | |
ночь | ||
печь | ||
мощь | щн | |
овощ | ||
птенец | нч | |
телефон | ||
молоко | чн | молочный |
цветок | ||
сердце | ||
внук | чк | |
ночь | ||
печь | ||
мощь | щн | |
овощ | ||
птенец | нч | |
телефон |
Ф.И._______________________________________________________________
Ф.И._______________________________________________________________
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание: Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.
3. Узнай слово: колю.....а., жу...…а, щё......а
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие.
Строка –
Кошка –
Дева –
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать
Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик
Ф.И._______________________________________________________________
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание: Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.
3. Узнай слово: колю.....а., жу...…а, щё......а
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие.
Строка –
Кошка –
Дева –
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать
Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 19»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Подготовила и провела учитель начальных классов
Поталова Наталья Александровна
2013 г.
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
- Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2
- Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка;
- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща )
- Как вы понимаете слово чаща? ( Густой частый лес, заросль)
б) Словарная работа Слайд № 3
Язык, языковед, языкастый.
-
Прочитайте группу слов.
Как вы понимаете слова, объясните?
Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;
Языковед- Учёный, специалист по языковедению;
Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.
- Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?
- как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)
- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок)
III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4
- На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)
- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)
- Во втором столбике? (мягким знаком)
- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)
- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
- Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)
- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)
- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)
IV. Работа по учебнику ( 2-я часть)
с. 3
- прочитайте, чему будем учиться.
У.с. 4
- Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
V. Работа по теме урока
У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
- Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)
- Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка)
- Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК)
С.4 упр.2
- Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение)
- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта)
Мачта - высокий столб на судне для парусов.
- Отвечаем на вопросы после упражнения.
- Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)
а) с ЧК, удочка, ласточка, спички, печка;
б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;
в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;
г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.
- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)
- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)
- Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами)
Физ-ка «Черепаха» слайд № 5
Для развития речи учащихся
● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)
● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем)
VI. Знакомство с правилом
У.с. 5
- Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6
- Выполните задание к упражнению
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);
Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик - уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
- Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.
VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(краски и кисточка)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (удочка)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
(спички)
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
(почки)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
( ласточка)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
(Пончик)
VIII. Рефлексия Слайд № 8
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки)
- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
IХ. Итог СЛАЙД № 9
- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….
- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака
Дерево знаний
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях
Х. Домашнее задание
У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
Спасибо за урок!
Используемая литература
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.
В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.
В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.
В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.
Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добро пожаловать!
Орфографическая минутка Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком. Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка чаща
Язык, языковед, языкастый. язычок Словарная работа
Бол… кол… цо ноч … ной лос … кон… ки хищ … ный ден … пал...то кон…чик - На какие три группы можно разделить слова? -Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. -Что вы о них можете сказать? -Как обозначается на письме мягкость согласных? Самоопределение к деятельности
Работа по учебнику стр.3-5
Слово в слове Дудочка- Любочка - Карточки-
Слово в слове Дудочка - удочка, дочка Любочка – юбочка,бочка Карточки – точки,очки
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром. Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем); Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец; Кончик - уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда; Стаканчик – маленький стакан. У. с. 5 упр. 3
Закрепление изученного материала Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. ( краски и кисто чк а) ----------------------------------------------- Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удо чк а) -------------------------------------------- В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. ( спи чк и) На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (по чк и) ----------------------------------------------- Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласто чк а ) ------------------------------------------------ С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (По нч ик )
Кон… ки , поч ..та, птен ..чик, мен.. ше , хищ ..ник, бол…ной. Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется . Подчеркните орфограмму. по чт а, пте нч ик, хи щн ик Рефлексия
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал; поднимаем руки, если уверены в своих знаниях Итог: Дерево знаний
Презентацию подготовила: учитель 2 г класса МБОУ-СОШ №19 г.Армавира Поталова Наталья Александровна 2013год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....
Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....
Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"
Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...
2 класс буквосочетания жи-ши
презентация - тренажёр по разделу орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...
Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...