Презентация"Изучение лексики в начальной школе".
презентация к уроку по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Родной язык – это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных. Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, отражается вся история духовной жизни народа» К.Д.Ушинский
Лексика – это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения – слово, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения: их смыслового значения; места в общей системе лексики; происхождения; употребляемости; сферы применения в процессе общения; их экспрессивно-стилистического характера.
Методика развития речи на лексическом уровне Обогащение словаря Уточнение словаря Активизация словаря Устранение нелитературных слов
Приёмы работы над значением нового слова Словообразовательный анализ Сопоставление слов Объяснение значения через контекст Включение нового слова в контекст Выяснение значения нового слова
Показ предмета, картинки, макета Способ подбора синонимов Приём подбора анатомической пары Развёрнутое описание Способ логического определения
Синонимы различаются Стилистической принадлежностью Эмоционально- экспрессивной окраской Степенью употребительности Сочетаемостью с другими словами Оттенками лексического значения
Система практических упражнений с синонимами Обнаружение в тексте, объяснение значений и различий Подбор синонимов Активизация синонимов Исправление речевых ошибок
Система практических упражнений с антонимами Подбор антонимов (холодный -…..) Составление предложений Замена антонимов Продолжение начатого предложения с антонимами Подбор антонимов к многозначным словам (свежий хлеб -…хлеб,свежий ветер - ….ветер Составление параллельных синонимических рядов( старый,ветхий- новый,крепкий).
Многозначность слов Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы,идут дети,идёт строительство. Подобрать близкие по смыслу слова. Подобрать противоположные по смыслу слова.
Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речною косой Травы косит косой. М.Митрейкин На траве лежит роса,- Косит травушка коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? В.Гольдберг
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ Составление словосочетаний Составление предложений Близкий к тексту пересказ Рассказы по наблюдениям
Этапы активизации словаря 1.Толкование слова контекст подбор синонимов или антонимов описательный оборот оборот, включающий в себя известное слово 2.Чтение и запись слова 3.Работа над образцами употребления слова 4.Работа над семантическими связями слова
Этимологическая работа со словом Творческое списывание Письменные ответы на вопросы Игра «Верно ли?» Этимологические кроссворды Словарные диктанты с опорой на этимологию
Объяснительный диктант с лексическим заданием Как называется точная выдержка из произведения? Как называется почин, первый шаг в каком-то деле? Как называется инструмент для вычерчивания окружности? Цитата (цитос), инициатива (иницум), циркуль (циркус).
Узнай слово по полной этимологической справке Это слово произошло от …. …общеславянского КОР – «рог» … общеславянского ДОР, что значит «расчищенное место» …восточнославянского КОРЗАТЬ – «рубить ветки, счищать кору»
Узнайте слово только по началу этимологической справки к нему … лат. salfo (сальфо) …лат. vermis (вермис) …лат herba (герба) …лат patria (патриа) …лат vita (вита)
Самодиктант Вспомни и запиши как можно больше слов…. …имеющих в своём составе исторический корень –кол- (от коло) со значением круг. Колесо, коляска, колесница, колея, кольцо, кольчуга, около, околица, околыш, околоток, колобок…
«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» А.Франс
Название словаря. Автор, редактор словаря. Издательство и год издания. К какому типу относится словарь. Каково назначение словаря. Расположение слов в словаре. Структура словаря. Объём словника. Как знакомиться с неизвестным или новым словарём.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...
Презентация "Обучение лексике на начальном этапе:игровые приемы"
Данная работа содержит презентацию на тему "Обучение лексике на начальном этапе: игровые приемы."...
Find The Way! Разработка для обучения лексике в начальной школе
Настоящая разработка была подготовлена для обучения лексике в начальной школе, но может быть использована и в 5-7 классах. Задание может быть использовано самостоятельно, без привязки к конкретному уч...
Мастер класс на тему "Животные" закрепление лексики для начальной школы
В закреплении лексического материала и в расширении словарного запаса учащихся хорошо помогают задания игрового характера, при чем ребенок делает это с удовольствием, и играя непроизвольно запоминает ...
Презентация. Изучение транскрипции в начальной школе.
Презентация. Изучение транскрипции в начальной школе....
Обучение лексике в начальной школе - игровые приемы.
Игры и задания, которые правда работают!...
Методические особенности изучения устаревшей лексики в начальной школе и комплекс упражнений
Речевое развитие младших школьников – одна из основных проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся вним...