Методическая разработка "Изложение с языковым разбором "Весна пришла" (с презентацией).
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Кобзарь Жанна Анатольевна

В методической разработке представлен урок развития речи с языковым анализом, на котором дети учатся использовать в описании языковые средства на примере текста, насыщенного метафорами  и эпитетами известных детских писателей Льва Толстого, Мамина-Сибиряка и др. Урок снабжён презентацией, иллюстрирующей текст, где каждое предложение сопровождается соответствующей фотографией, что обеспечивает эмоциональное восприятие материала и  повышает эффективность работы над формированием эстетических чувств детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Изложение с языковым разбором «Весна пришла».

                                                   ( 3 класс  2 часа)

Цели урока:

1.Обучающая: продолжить работу над умением писать подробное изложение текста.

2. Развивающая: развивать умение анализировать текст, использовать для описания языковые средства, продолжить формирование орфографических навыков.

3. Воспитывающая: развивать умение внимательного наблюдения за красотой природы; прививать любовь к вдумчивому чтению.

Личностные результаты:

Формирование эстетических чувств.

Метапредметные результаты:

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные результаты:

Восприятие речи как объекта изучения, материала для анализа;

Развитие орфографического умения.

Компетентности: коммуникативная, творческая, самостоятельная.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование к уроку: презентация с визуальным материалом, звуковое оформление, текст изложения на печатной основе, карточки для работы с орфограммами.

Виды деятельности на уроке:

беседа,

визуальное и аудиальное восприятие,

устные высказывания на тему,

работа в парах,

самостоятельная работа.

                                                 Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, сегодня мы поговорим о весне, о том, как меняется природа, что происходит со всеми нами с приходом весны. Послушайте, как о весне говорит поэт Сергей Городецкий:

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.

- Какое настроение у вас после услышанного стихотворения?

- Что помогло создать его?

- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

- Хотите научиться так же красиво говорить о природе?

Сегодня на уроке мы будем учиться подмечать красоту природы и создавать красивые описания.

3. Актуализация опорных знаний.

- Что нам помогает украшать речь, делать её более выразительной и яркой?

- Давайте напомним друг другу, что такое метафора? Что такое эпитет? Приведите примеры.

МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или признаков.

По форме (кольцо на руке – кольцо дыма) ; 
По цвету (золотой медальон – золотые кудри) ; 
По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) 
По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) 
и т.д. 

ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. 

4. Знакомство с текстом изложения.

Учащиеся воспринимают текст на слух под музыку.

 

 - Поделитесь впечатлениями об услышанном.

- Давайте разберём, что помогает автору создавать такое настроение. И возьмём себе в копилочку выразительные средства, которые нам понравятся.

5. Языковой анализ текста.  

Демонстрация презентации с параллельным анализом текста.

Слайд 1.

- Ребята, как ещё можно назвать этот текст?

Слайд 2,3.

- Какие слова придают выразительности этому предложению? Почему автор использует именно слово «набухли»? Что нам позволяет почувствовать слово «пахучие»? Какое это выразительное средство?

Слайд 4.

- Почему чешуйки называют «шоколадными»? Какую метафору употребил автор в этом предложении? Почему?

Слайд 5.

- Как автор назвал распустившиеся почки ивы? Почему? Какие это выразительные средства?

Слайд 6.

- Какое словосочетание использует автор, говоря о берёзе? Почему использует слово «серёжки»? Какой глагол употребили? Как ещё можно сказать?

Слайд 7.

- С чем автор сравнивает зелень? Почему?

Слайд 8.

- Как автор назвал травку? Почему? С чем сравнивает росу? Как её описывает?

 Слайд 9.

- Как автор говорит о пении птиц? Как ещё можно сказать? Что вы чувствуете, когда слышите пение птиц?

 Слайд 10.

-Что автор говорит о цветах? Что значит «радует глаз»? Какое это выразительное средство?

Слайд 11.

- Какие бывают ароматы? Какие вам нравятся? Почему автор выбрал именно эти эпитеты?

Слайд 12.

- Какое настроение передаёт автор этим предложением? Как ещё можно сказать?

- Молодцы! Вы очень хорошо чувствуете природу. Давайте немного отдохнём.

Физминутка. Ребята, давайте теперь отдохнём немного.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем –

Крылья сложили назад.

6. Составление опоры для написания изложения.

Ребята, чтобы не забыть, о чём нужно написать, предлагаю вам составить опору для написания изложения. Мы напишем только о чём нужно сказать, а вы будете излагать текст с красивыми выражениями, которые мы сейчас разобрали.

Вступление.

Почки. Чешуйки. Пуховки. Серёжки. Трава. Роса. Пение птиц. Цветы. Ароматы.

Заключение.

- Кто хочет попробовать устно изложить текст по нашей опоре?

7. Орфографическая подготовка.

- Проведём орфографическую подготовку перед написанием изложения. Положите перед собой карточки.

Орфограмма

Проверочное слово

в…сна

д…ревья

п…хучие

з…лёные

з…мля

м…л…дой

др…жат

р…сы

п…ют

цв…ты

нап…лняется

ар…матом

ш…к…ладные

ч…шуйки

б…рёза

…гнями

тра…ке

мя…кие

с…рё…ки

гла…

лё…ким

радос…ное

чу…ства

- На какие группы разделены орфограммы? Запишите проверочные слова.

Обратите на написание приставок и предлогов:

(На)бухли (на)деревьях, (рас)пустила, (вы)пустила.

_____________________________________________________________

- Теперь поменяйтесь листочками и выполните взаимопроверку.

(Проводится комментирование или проверка по выданным ключам – на выбор учителя.)

- На доске выписаны сложные слова: бриллианты, переливаются, разноцветными, весенние, наполняется. (Учитель обращает внимание на орфограммы.)

8. Повторное чтение текста учащимися и самостоятельное написание изложения.

 - Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе красивые выражения авторского текста. Но перед этим ещё раз прочитайте самостоятельно текст.

 (Дети читают текст, напечатанный на листочках для каждого ребёнка.)

9. Самопроверка текста изложения.

10. Подведение итогов и рефлексия.

 - Чему сегодня учились на уроке?

- Что понравилось?

- Что получилось?

- В чём были трудности, над чем нужно поработать? Что для этого нужно?

- Важно уметь видеть красоту окружающего мира и уметь передавать эту красоту словами, тогда и мы сами становимся красивее, добрее. Пока у нас нет такого опыта, мы учимся у поэтов и писателей, которые владеют этим удивительным искусством. Когда вы читаете стихи, рассказы. Сказки, подмечайте такие особенности авторской речи и берите в свою «копилочку».

10. Домашнее задание.  

   

- А домашним заданием будет следующее. Понаблюдайте за природой и придумайте свои метафоры. Предложения с эпитетами, сравнениями. На следующем уроке мы послушаем ваши интересные предложения, постарайтесь придумать 2-3 предложения и записать их в тетрадях, не забудьте проверить правильность написания.

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Весна пришла».

Слайд 2

Пришла весна.

Слайд 3

Набухли на деревьях пахучие почки.

Слайд 4

Их шоколадные чешуйки лопаются и показывают зелёные хвостики.

Слайд 5

Ива распустила мягкие пуховки.

Слайд 6

Берёза выпустила нарядные серёжки.

Слайд 7

Земля покрывается бархатом зелени.

Слайд 8

На молодой травке дрожат бриллианты росы, переливаются разноцветными огнями.

Слайд 9

Птицы поют заливисто и звонко.

Слайд 10

Весенние цветы радуют глаз яркими красками.

Слайд 11

Воздух наполняется приятным ароматом, нежным и лёгким.

Слайд 12

Радостное чувство наполняет душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"

Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...

Воспитательское занятие на тему: "К тебе пришли гости" (презентация)

Учить детей правилам поведения в гостях, как нужно правильно встречать гостей....

Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III ....

Методическая разработка: «Исследование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Исследование языкового анализа и синтеза:1. Анализ предложения на слова.2. Исследование слогового анализа и синтеза.3. Исследование фонематического анализа.4. Исследование фонематического синтеза.5. И...

Откуда пришли чукчи. Презентация и викторина

Презентация может быть полезна для ознакомления обучающихся начальной и средней школы с происхождением чукчей. Викторина способствует закреплению пройденного. Материал могут использовать учителя родно...

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...