Методическая разработка "Изложение с языковым разбором "Весна пришла" (с презентацией).
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В методической разработке представлен урок развития речи с языковым анализом, на котором дети учатся использовать в описании языковые средства на примере текста, насыщенного метафорами и эпитетами известных детских писателей Льва Толстого, Мамина-Сибиряка и др. Урок снабжён презентацией, иллюстрирующей текст, где каждое предложение сопровождается соответствующей фотографией, что обеспечивает эмоциональное восприятие материала и повышает эффективность работы над формированием эстетических чувств детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_izlozhenie_s_yazykovym_razborom_teksta.docx | 26.23 КБ |
izlozhenie_teksta_-_kopiya.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Изложение с языковым разбором «Весна пришла».
( 3 класс 2 часа)
Цели урока:
1.Обучающая: продолжить работу над умением писать подробное изложение текста.
2. Развивающая: развивать умение анализировать текст, использовать для описания языковые средства, продолжить формирование орфографических навыков.
3. Воспитывающая: развивать умение внимательного наблюдения за красотой природы; прививать любовь к вдумчивому чтению.
Личностные результаты:
Формирование эстетических чувств.
Метапредметные результаты:
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты:
Восприятие речи как объекта изучения, материала для анализа;
Развитие орфографического умения.
Компетентности: коммуникативная, творческая, самостоятельная.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование к уроку: презентация с визуальным материалом, звуковое оформление, текст изложения на печатной основе, карточки для работы с орфограммами.
Виды деятельности на уроке:
беседа,
визуальное и аудиальное восприятие,
устные высказывания на тему,
работа в парах,
самостоятельная работа.
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, сегодня мы поговорим о весне, о том, как меняется природа, что происходит со всеми нами с приходом весны. Послушайте, как о весне говорит поэт Сергей Городецкий:
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
- Какое настроение у вас после услышанного стихотворения?
- Что помогло создать его?
- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?
- Хотите научиться так же красиво говорить о природе?
Сегодня на уроке мы будем учиться подмечать красоту природы и создавать красивые описания.
3. Актуализация опорных знаний.
- Что нам помогает украшать речь, делать её более выразительной и яркой?
- Давайте напомним друг другу, что такое метафора? Что такое эпитет? Приведите примеры.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или признаков.
По форме (кольцо на руке – кольцо дыма) ;
По цвету (золотой медальон – золотые кудри) ;
По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
и т.д.
ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.
4. Знакомство с текстом изложения.
Учащиеся воспринимают текст на слух под музыку.
- Поделитесь впечатлениями об услышанном.
- Давайте разберём, что помогает автору создавать такое настроение. И возьмём себе в копилочку выразительные средства, которые нам понравятся.
5. Языковой анализ текста.
Демонстрация презентации с параллельным анализом текста.
Слайд 1.
- Ребята, как ещё можно назвать этот текст?
Слайд 2,3.
- Какие слова придают выразительности этому предложению? Почему автор использует именно слово «набухли»? Что нам позволяет почувствовать слово «пахучие»? Какое это выразительное средство?
Слайд 4.
- Почему чешуйки называют «шоколадными»? Какую метафору употребил автор в этом предложении? Почему?
Слайд 5.
- Как автор назвал распустившиеся почки ивы? Почему? Какие это выразительные средства?
Слайд 6.
- Какое словосочетание использует автор, говоря о берёзе? Почему использует слово «серёжки»? Какой глагол употребили? Как ещё можно сказать?
Слайд 7.
- С чем автор сравнивает зелень? Почему?
Слайд 8.
- Как автор назвал травку? Почему? С чем сравнивает росу? Как её описывает?
Слайд 9.
- Как автор говорит о пении птиц? Как ещё можно сказать? Что вы чувствуете, когда слышите пение птиц?
Слайд 10.
-Что автор говорит о цветах? Что значит «радует глаз»? Какое это выразительное средство?
Слайд 11.
- Какие бывают ароматы? Какие вам нравятся? Почему автор выбрал именно эти эпитеты?
Слайд 12.
- Какое настроение передаёт автор этим предложением? Как ещё можно сказать?
- Молодцы! Вы очень хорошо чувствуете природу. Давайте немного отдохнём.
Физминутка. Ребята, давайте теперь отдохнём немного.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем –
Крылья сложили назад.
6. Составление опоры для написания изложения.
Ребята, чтобы не забыть, о чём нужно написать, предлагаю вам составить опору для написания изложения. Мы напишем только о чём нужно сказать, а вы будете излагать текст с красивыми выражениями, которые мы сейчас разобрали.
Вступление.
Почки. Чешуйки. Пуховки. Серёжки. Трава. Роса. Пение птиц. Цветы. Ароматы.
Заключение.
- Кто хочет попробовать устно изложить текст по нашей опоре?
7. Орфографическая подготовка.
- Проведём орфографическую подготовку перед написанием изложения. Положите перед собой карточки.
Орфограмма | Проверочное слово |
в…сна | |
д…ревья | |
п…хучие | |
з…лёные | |
з…мля | |
м…л…дой | |
др…жат | |
р…сы | |
п…ют | |
цв…ты | |
нап…лняется | |
ар…матом | |
ш…к…ладные | |
ч…шуйки | |
б…рёза | |
…гнями | |
тра…ке | |
мя…кие | |
с…рё…ки | |
гла… | |
лё…ким | |
радос…ное | |
чу…ства |
- На какие группы разделены орфограммы? Запишите проверочные слова.
Обратите на написание приставок и предлогов:
(На)бухли (на)деревьях, (рас)пустила, (вы)пустила.
_____________________________________________________________
- Теперь поменяйтесь листочками и выполните взаимопроверку.
(Проводится комментирование или проверка по выданным ключам – на выбор учителя.)
- На доске выписаны сложные слова: бриллианты, переливаются, разноцветными, весенние, наполняется. (Учитель обращает внимание на орфограммы.)
8. Повторное чтение текста учащимися и самостоятельное написание изложения.
- Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе красивые выражения авторского текста. Но перед этим ещё раз прочитайте самостоятельно текст.
(Дети читают текст, напечатанный на листочках для каждого ребёнка.)
9. Самопроверка текста изложения.
10. Подведение итогов и рефлексия.
- Чему сегодня учились на уроке?
- Что понравилось?
- Что получилось?
- В чём были трудности, над чем нужно поработать? Что для этого нужно?
- Важно уметь видеть красоту окружающего мира и уметь передавать эту красоту словами, тогда и мы сами становимся красивее, добрее. Пока у нас нет такого опыта, мы учимся у поэтов и писателей, которые владеют этим удивительным искусством. Когда вы читаете стихи, рассказы. Сказки, подмечайте такие особенности авторской речи и берите в свою «копилочку».
10. Домашнее задание.
- А домашним заданием будет следующее. Понаблюдайте за природой и придумайте свои метафоры. Предложения с эпитетами, сравнениями. На следующем уроке мы послушаем ваши интересные предложения, постарайтесь придумать 2-3 предложения и записать их в тетрадях, не забудьте проверить правильность написания.
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пришла весна.
Набухли на деревьях пахучие почки.
Их шоколадные чешуйки лопаются и показывают зелёные хвостики.
Ива распустила мягкие пуховки.
Берёза выпустила нарядные серёжки.
Земля покрывается бархатом зелени.
На молодой травке дрожат бриллианты росы, переливаются разноцветными огнями.
Птицы поют заливисто и звонко.
Весенние цветы радуют глаз яркими красками.
Воздух наполняется приятным ароматом, нежным и лёгким.
Радостное чувство наполняет душу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...
Воспитательское занятие на тему: "К тебе пришли гости" (презентация)
Учить детей правилам поведения в гостях, как нужно правильно встречать гостей....
Методическая разработка урока окружающего мира "Пришла зима" 1 класс, ПНШ.
Конспект урока с презентацией....
Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"
Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III ....
Методическая разработка: «Исследование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Исследование языкового анализа и синтеза:1. Анализ предложения на слова.2. Исследование слогового анализа и синтеза.3. Исследование фонематического анализа.4. Исследование фонематического синтеза.5. И...
Откуда пришли чукчи. Презентация и викторина
Презентация может быть полезна для ознакомления обучающихся начальной и средней школы с происхождением чукчей. Викторина способствует закреплению пройденного. Материал могут использовать учителя родно...
Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".
Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...