Методическая разработка: «Исследование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Исследование языкового анализа и синтеза:

1. Анализ предложения на слова.

2. Исследование слогового анализа и синтеза.

3. Исследование фонематического анализа.

4. Исследование фонематического синтеза.

5. Исследование фонематических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Языковой анализ и синтез18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Исследование языкового анализа и синтеза у младших школьников с задержкой психического развития»

Составитель: учитель-логопед  Пискленова Ирина Борисовна

Исследование языкового анализа и синтеза.

1. Анализ предложения на слова.

1. Задания: определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Материал: Подбор предложений.

Инструкция: «Послушай и скажи, сколько слов в предложении?»

- «Стоят теплые деньки».

 - «Около дома росла высокая береза».

 Обучающемуся предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай еще»).

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ с первой попытки; 2 балла – правильный ответ со второй попытки; 1 балл – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

2. Задание: Составление предложений из слов, данных в беспорядке.

Материал: Подбор слов для предложения.

Инструкция: «Внимательно прослушай слова предложения, постарайся изменить некоторые из них, расположить их в нужном порядке и составить предложение».

  • В, грибы, лес, собирать, дети.
  • В, ловить, мальчики, пруд, рыба.

Оценка результатов:

3 балла предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слов; 1 балл – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

2. Исследование слогового анализа и синтеза.

1. Задание: Исследование умения разделить произнесенные учителем-логопедом слова на слоги.  

Материал: Подбор слов.

Инструкция: «Послушай слово и определи, сколько в нем слогов».

(«рак», «поднос», «пригревает»).

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ с первой попытки; 2 балла – правильный ответ со второй попытки; 1 балл – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

2. Задание: Определение количества слогов в словах-названиях картинок.

Речевой материал: «дом», «собака», «стол», «карандаш», «портфель», «велосипед», «капуста», «парта», «муха», «стол».

Инструкция: «Отбери картинки, в названиях которых три слога (картинки не называются)».

Оценка результатов: 3 балла правильный ответ с первой попытки; 2 балла – правильный ответ со второй попытки; 1 балл – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

3. Задание: Исследование умения слитно произносить слова, предложения, произнесенные учителем-логопедом по слогам.

Материал: Слова.

Инструкция: «Послушай и произнеси целиком слова, которые я произнесу по слогам».

  • ско – во – ро – да
  • по – лу – чи – ла
  • на – сто – ле – ле – жат – кни – ги

Оценка результатов:

3 балла – слово, предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слогов; 1 балл – наблюдаются пропуски, привнесения, замены слогов; 0 баллов – смысловая неадекватность, отказ от выполнения задания.

3. Исследование фонематического анализа.

1. Задание: Определение первого и последнего звука в словах.

Речевой материал – слова: «дым», «облако», «привезли», «парта», «белый», «крыса», «пригорок».

Инструкция: «Внимательно слушай слова и назови первый и последний звуки в произнесенном слове».

Оценка результатов:

3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – наличие ошибок в словах с наиболее сложной  звуко-слоговой структурой, выполнение требует активной помощи учителя-логопеда; 1 балл – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются обучающимся; 0 баллов – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

2.Задание: Определение количества звуков в словах,  их последовательное выделение.

Речевой материал – слова: «дом», «марка», «слон», «дерево», «шуба», «игла», «цветок», «мост», «диктант».

Инструкция: «Внимательно прослушай слово и определи, сколько в нем  звуков, затем выдели каждый звук слова».

Оценка результатов:

3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла - наличие ошибок в словах с наиболее сложной  звуко-слоговой структурой, выполнение требует активной помощи учителя-логопеда; 1 балл – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются обучающимся; 0 баллов -  неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

3.Задание: Определение места звука в слове (позиционный анализ).

Речевой материал – слова: «уточка», «каток», «точка», «завтрак», «позолота», «нитка», «стакан».

Инструкция: «Назови соседей звука [т]».

Оценка результатов:

3 балла - быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – наличие ошибок в словах с наиболее сложной по звуко-слоговой структурой, выполнение требует активной помощи экспериментатора; 1 балл – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются обучающимся; 0 баллов – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

4. Задание: Определение места звука в слове (позиционный анализ).

Речевой материал – слова: «шапка», «мышь», «башмак», «малыш», «солнышко».

Инструкция: «Какой по счету звук [ш] в слове?».

Оценка результатов:

3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – наличие ошибок в словах с наиболее сложной по звуко-слоговой структурой, выполнение требует активной помощи  учителя-логопеда; 1 балл – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются обучающимся; 0 баллов – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

4. Исследование фонематического синтеза.

Материал: Подбор слов.

Инструкция: «Назови слитно (целиком) слово, произнесенное с паузами после каждого звука».

Ч-а-с, п-ы-ль, п-а-р-к, с-т,-и-х,-и, н-о-ж-н,-и-ц-ы,  г-в-о-з-д,-и, а-л-ф-а-в,-и-т, п-л-о-щ,-а-д,-и.

Оценка результатов:

3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – наличие ошибок в словах с наиболее сложной   звуко-слоговой структурой; 1 балл – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются обучающимся; 0 баллов – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

5. Исследование фонематических представлений.

1. Задание: Отбор картинок, в названии которых есть определенное (заданное) количество звуков.

Материал: набор картинок с изображением дятла, чайника, барабана, улитки, книги, парохода, радуги, цветка, гнезда.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки, а затем отбери те, в названиях которых 6 звуков».

Оценка результатов:

3 балла – подбор слов с определенным звуком не вызывает затруднений; 2 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или после подсказки учителя-логопеда; 1 балл – неправильный подбор слов.

2.Задание: Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений).

Материал – карточки с цифрами  3,4,5,6,7, и схемы слов с обозначением количества звуков: ……., …….,  …….., …….,  …….

Инструкция: «Придумай слово, состоящее из того количества звуков, которое указывается на карточке или схеме».

Оценка результатов:

3 балла – безошибочное и быстрое выполнение задания; 2 балла – правильное выполнение задания с активной помощью учителя-логопеда в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление ошибочного ответа после уточнения задания; 1 балл – единичные ошибки в подборе слов, которые не замечаются и не исправляются обучающимся; 0 баллов – единичные правильные ответы, подобранные слова элементарны по звуковой структуре и составляют часть обиходного словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.

   Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся  в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...

Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III ....

Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза составлена на основе авторской программы Е.В. Мазановой...

Статья: "Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Цель данной статьи — охарактеризовать основные психолого-педагогические средства, которые необходимо использовать учителю начальных классов для развития языкового анализа и синтеза у младш...