Правописание частицы "не" с глаголами
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Цели: Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не.
Познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи.
Развивать речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся писать частицу не раздельно с глаголами.
Строить сообщения в устной и письменной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.Организация начала урока.

                Долгожданный дан звонок,

                Начинается урок.

                Ножки вместе,

                Спинки ровно,

                И к уроку все готово.

-Чтобы наш урок  прошел  успешно,  какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Напишите в тетрадях сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.

-Ребята, я вам сегодня на урок приготовила пословицы, прочитайте, пожалуйста.

Ложь человека красит.

Откладывай доброе дело на завтра.

Новых друзей наживай, а старых забывай.

Друг в беде бросит.

-Вам они нравятся? -Почему данные пословицы  звучат бессмысленно?

-Что нужно добавить? (Нужно добавить слово НЕ).

-Это маленькое слово НЕ  называется частицей.

-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом).

-Выпишите глаголы  с не.

IV. Постановка целей.

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не  с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать не  с глаголами)  

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

  Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?  (Служебная)

Учитель – Почему так думаете? Что вы знаете о служебных частях речи?

Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
  Они не являются членами предложения.
  К ним нельзя поставить вопрос.

Правило на слайде.

Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? ( НЕ нужно написать раздельно)

Учитель – А знаете почему? Слушайте сказку:

Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете?

- Не люблю.

- Да. Он признавался: «Верю», - а она ему...

- Не верю!

- И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул... А что было дальше, сейчас узнаем.

(Заранее подготовленные дети по ролям читают стихотворение наизусть)

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадешь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдешь?

- Нет, не найду!

- Слезаешь?

- Не слезаю!

- Решаешь?

- Не решу!

- Мечтаешь?

- Не мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

- А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что в сказке было дальше.

...Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Он ждал того дня, что и частица не тоже полюбит глагола и встанет рядом с ним. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

V.  Первичное закрепление. 

1.Работа с пословицами.                                                                                                                         Учитель – Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!
Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                             торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

Учитель – Запишите пословицы, раскрывая скобки.

Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

Учитель – Как написали эти слова, почему?

VI. Применение знаний и умений на практике
2. Составление правил поведения на уроке с использованием частицы не.

– Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А там все глаголы с частицей НЕ. Как думаете, что там было написано?

НЕ опаздывай  в школу.
НЕ разговаривай  на уроке.
НЕ рисуй  на партах.
НЕ обижай маленьких.

НЕ  кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.

Заглянул Глагол в один класс и что там увидел!? Я сейчас покажу, что он увидел в этом классе. Вот как ведут себя на уроке некоторые ученики.  И так, составляем предложения о  правилах  поведения на уроке.

  1. Не отвлекайся на уроке!
  2. Не списывай у соседа по парте!
  3. Не мешай другим на уроке!
  4. Не качайся на стуле!
  5. Не разговаривай на уроке!

– Ребята, что же опять увидел благородный Глагол ?– (Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется отдельно).

Для лучшего запоминания правила предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму.

___ выучил-  __   делай,

___  знаешь-  __   спеши,

С глаголами ___________

Частицу ____ пиши.

VII. Знакомство с глаголами-исключениями.

– Печальный Глагол возвратился к своей любимой. Она как обычно,
отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” (появляются слова «негодую», «ненавижу»).и вдруг замерла
от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых слу
чаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут.

Ребята, а бывают ли еще такие глаголы, где не пишется слитно?

– Прочитайте эти глаголы.

Неволить,
недомогать,
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать.

Невзлюбить

Давайте объясним их смысл.
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить  принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать

-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?

-Без НЕ эти глаголы не употребляются. Здесь НЕ находится в составе корня.
– Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

Дети записывают глаголы- исключения в тетради.

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

VIII. Включение новых знаний в систему знаний

Тест «НЕ с глаголами».

- А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

1) Частица НЕ – это …………….  часть речи.

          служебная  или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

        Отрицания  или  утверждения

3) Какое слово записано неверно?

   Ненарисовать   нездоровится  не  забуду

А сейчас задание посложнее.

Данные слова пишутся слитно или раздельно?

IX. Индивидуальная работа.

- Сейчас, ребята, вы самостоятельно оцените свою деятельность. Будем работать в нетбуках.

X. Итог урока.

  - Что нового сегодня вы узнали на уроке?

  - Было ли что-то непонятно?

- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях  своей тетради.

  Слайд . Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.

  - Кого можно похвалить за работу на уроке?

XI.Домашнее задание.

  1. Выучить правило, упражнение 601,записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Черемшанский лицей»

Урок русского языка

в 3 классе по теме :

 «Роль частицы не и правила её написания с глаголами»

Учитель начальных классов

                                                                                   Зуфарова Ф.Т.

                                                                       2013 г.

Цели урока.

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  • воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
  • развитие работоспособности и профилактика утомления
  • развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  • развивать внимание и память учащихся
  • развивать умение слушать товарищей
  • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (автор: Рамзаева Т.Г.), мультимедийный проектор, компьютер.

ПЛАН УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание.  Введение в тему урока.
  3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
  4. Правописание частицы не с глаголами.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Знакомство с глаголами-исключениями.
  8. Работа с текстом.
  9. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

Презентация "Правописание суффиксов глаголов"

Данная презентация была использована на уроке русского языка  в 4 классе по программе "Школа 21 века"...

Презентация и конспект урока по теме: Закрепление правописаний окончаний глаголов 2 лица единственного числа

На данном уроке активно применяется  исследовательская деятельность учащихся....

Конспект урока по теме: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа

Тема: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа:Главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего п...

Тренажёр правописания окончаний глаголов (в 2-х вариантах) 4 класс

Тренажер используется для закрепления навыка правописания глагольных окончаний. Сигналами "+" и "-" ученик получает информацию о каждом шаге выполнения задания и видит растущую оценку в баллах. Таким ...

Открытый урок русского языка в 4 классе Тема « Правописание суффиксов глагола»

Правописание суффиксов глагола  -ова (-ева), -ыва (-ива)....

Правописание окончаний глаголов

Правописание окончаний глаголов(закрепление)...