Разработка урока по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку во 2 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку во 2 классе
учителя начальных классов ГБОУ гимназии-интернат №664
Кулешовой Викторины Станиславовны
Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».
Цель: развитие орфографической зоркости при написании слов с парными согласными на конце слов.
Формирование УУД:
предметные
* закрепление знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце слов;
* развитие умения применять полученные знания на практике;
* совершенствование умений распознавать слова с парными согласными на конце слов (развитие орфографической зоркости);
* актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных;
метапредметные
* развитие слуховой и оперативной памяти;
* формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;
* развитие устной и письменной речи;
* развитие логического и творческого мышления;
* развитие умения выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
* формирование познавательной мотивации (воспитание бережного отношения к природе, экологической грамотности);
коммуникативные
* умение строить работу с партнерами;
* умение правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
личностные
* умение оценивать свою работу и работу товарищей;
* умение находить причину успеха работы.
Используемое оборудование и ЭОР:
* учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина;
* рабочая тетрадь учащихся;
* веер парных согласных у каждого ученика;
* сигнальные карты (карты оценивания) у каждого ученика;
* телеграмма с текстом;
* предметные картинки(дуб, желудь, сойка, еж, ландыш, жук, гриб, карп, карась);
* карточки для дифференцированной самостоятельной работы;
* экологические знаки;
* ребус слова «сойка»;
* схема-модель правила;
* карточки с буквами для составления маршрутного листа;
* http://www.school2100.ru/uroki/osn programma/osn programma1.php
* «1С:Школа.Игры и задачи, 1-4 классы»
I.Организация начала урока.
1. Организация рабочего места.
Дежурные (учитель) произносят строчки стихотворения: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?»
Дети проверяют готовность к уроку рабочего места.
Есть у нас девиз такой: «Все, что нужно, под рукой!»
2. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Доброе утро!
- Улыбнитесь друг другу.
- Садитесь.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы во время работы на уроке, мы с вами в наших знаниях поднялись еще на одну ступеньку.
- Успехов вам и удачи!
3. Правила посадки.
У. – Руки на месте?
Д. – На месте!
У. – Ноги на месте?
Д. – На месте!
У. – Локти у края?
Д. – У края!
У. – Спина прямая?
Д. – Прямая!
II. Актуализация знаний. Чистописание. Постановка целей урока.
1.Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я сегодня пришла рано в гимназию и мне передали телеграмму, адресованную нам с вами. Давайте прочитаем?
« Здравствуйте, ребята! Я- небольшой лесной пруд. Как я был счастлив в кругу своих друзей. Деревья защищали меня от палящего солнца, цветы и травы радовали меня своей красотой, вокруг летали бабочки, пели птицы, рыбы плескались в моих водах. И вдруг случилась беда. Люди стали приезжать к моим берегам на отдых. Их поведение привело к тому, что я потерял своих друзей и остался один. Только вы сможете помочь мне. Если правильно выполните все задания на уроке и научитесь писать слова с новой орфограммой, то сможете вернуть моих друзей.»
- Почему же пруд потерял свою семью, своих друзей?
- Люди не выполняли правила поведения в природе.
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)
Дерево, трава, цветок и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- С какой просьбой обратился к нам пруд?
- Хотите помочь пруду вернуть друзей?
- Отправляемся в экспедицию. Давайте запишем дату отправления. Открыли тетради. Взяли ручки.
На доске: 24 -преля.
Кла- -ная р-бота.
(Запись в тетрадях с комментированием)
2.Составление маршрутного листа. Чистописание.
- Чтобы не сбиться с пути в нашей экспедиции, нам надо определить точное местонахождение пруда. Составим маршрутный лист.
А – Д – П
Б – О – Н
Г – В – У
- Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания: к этой букве можно попасть, если двигаться наискосок от буквы Г
- Д и Н
- Какая из этих букв обозначает парный согласный?
- Д
- Какие звуки обозначает буква Д?
- Буква Д обозначает два звука: [Д] и [Д*].
- Давайте дадим характеристику этим звукам.
- [Д]-согласный, звонкий, парный, твердый, парный.
[Д*]-согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.
- А теперь давайте запишем дорожку, по которой доберемся до буквы Д. По какому принципу она составлена?
Дда Ддо Дду Дды Ддэ
- Скажите, на какие группы можно разделить все буквы?
- На гласные и согласные.
- А на какие группы можно разделить согласные звуки?
- Звонкие (глухие), мягкие (твердые), парные (непарные).
3. Повторение о парных согласных.
- Итак, начнем возвращать друзей нашему пруду. Отгадайте, кого же вернем первым:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
- ДУБ
Работа в парах /догадайтесь, какой желудь, с какой буквой нужно «повесить» на дерево /
Работа с веером парных согласных. Проверка.
- Почему в лесу нельзя шуметь?
- Можно распугать зверей и птиц.
- Поиграем в игру «Молчанка». Я буду показывать на дерево, а вы при помощи веера, покажете, какая парная согласная пропущена.
- Почему на эти деревья нужно повесить желуди с буквами Б,В,Ж?
- Они обозначают звуки [Б], [В], [Ж] – парные звонкие согласные.
- А почему здесь желуди с буквами С, Т, К?
- Они обозначают звуки [С], [Т], [К] – парные глухие согласные.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Какая птица питается желудями? Узнаете, если отгадаете ребус.
(РЕБУС)
- СОЙКА /появляется изображение птицы/
- Вы поможете сойке вернуться на пруд, если правильно выполните задание.
Задание по вариантам со словами из словаря. Слова вывешены на доске:
1в. выпишет слова с парными глухими согласными
2в. выпишет слова с парными звонкими согласными
(город, мальчик, мороз, народ, морковь, арбуз, ученик, класс…)
- Выполним проверку, используя сигнальные карточки
(зеленый ц. – правильно, красный ц. – неправильно)
- Как же проверить парный согласный на конце слова?
/Подготовленный ученик/
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй –
Гласный рядом подставляй.
- Сколько существует способов проверки написания букв согласных на конце слов? Какие это способы?
- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?
Давайте попробуем составить план действий, используя ключевые слова. /План – на доске/
- Находить слова с орфограммой.
- Подбирать проверочные слова.
- Писать букву согласного на конце слова.
- Обозначать (подчеркивать) орфограмму.
- А вот и схема-помощница. Она очень пригодиться нам в работе.
/ СХЕМА на доске/
- Наша СОЙКА спрашивает у вас, ребята, как нужно беречь деревья и птиц?
- Нельзя ломать ветки деревьев./На доске появляется знак/.
- Нельзя разорять птичьи гнезда./На доске появляется знак/.
5. Физкультминутка.
- А теперь давайте немного отдохнем.
/Под музыку П.И.Чайковского «Времена года»/
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
III. Закрепление ранее изученного материала.
- Отгадайте, кто спрятался под дубком:
Удивительный портной,
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть.
- ЕЖ
- Как будете вести себя при встрече с ЕЖОМ? Можно забирать его домой?
- Зверей нельзя забирать из леса домой, т.к. они могут погибнуть в неволе./На доске появляется знак/.
- Еж предлагает поработать нам с учебником. Если вы правильно выполните задание, то ЕЖ сможет вернуться к пруду.
- А какой согласный нужно писать в слове ЕЖ на конце?
- В слове ЕЖ надо писать парный согласный Ж, т.к. в проверочном слове ЕЖИ перед гласным слышится звук [Ж]
1. Работа с учебником.
/Учащиеся выполняют упр.242 на стр.155 с комментированием/
- В слове КАПРИЗ на конце слова надо писать парный согласный З, т.к. в проверочном слове КАПРИЗЫ перед гласным слышится звук [З].
/По ходу выполнения задания, ученики контролируют правильность объяснения при помощи сигнальных карточек/.
- Как вы проверяли написание парного согласного на конце слова?
- Подбирали проверочные слова, чтобы после согласного стоял гласный.
- Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли ЕЖУ.
2. Дидактическая игра «Посади цветок».
На доске записаны слова:
Зу(б) Пру(д) Сне(г)
Ле(с) Стол(б) Поез(д)
Дру(г) Ове(с) Гри(б)
Парохо(д) Бере(г) Коло(с)
Гер(б) Горо(д) Пиро(г)
Голо(с) Хле(б) Огоро(д)
Поро(г) Ястре(б) Сугро(б)
- Посадим дивной-дивной красоты ароматные… ЦВЕТЫ.
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
- Что это за цветок?
- ЛАНДЫШ
/Игра носит соревновательный характер. Дети должны выбрать нужную букву и прикрепить в конце слова. Проверка происходит при помощи сигнальных карточек/.
- Как вы находили нужный цветок?
- Подбирали проверочное слово. Какой звук слышится перед гласным, такую букву согласного и пишем на конце слова.
- Молодцы, ребята, пруд благодарит вас за помощь.
3. Письмо по памяти.
- Выросли около пруда цветы, появились насекомые. Какие? Узнаете, если отгадаете загадку:
Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет,
Сядет – землю роет.
- ЖУК
- Вот задание, которое предлагает нам ЖУК.
/На доске записаны словосочетания/
Красный мак
Вкусный пирог
Теплый шарф
Больной зуб
Вороний глаз
Уютный шалаш
- Прочитайте внимательно словосочетания. Постарайтесь запомнить.
/Через 1 мин. Закрываются вторые слова словосочетаний./
- Ориентируясь на первые слова, вспомните и запишите вторые слова словосочетаний.
- Проверяем./Открывается полная запись/
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. Молодцы!
Что объединяет слова, которые вы записали, между собой?
- Как проверить написание парного согласного на конце слова?
- Мы выполнили задание и помогли насекомым вернуться на пруд.
- Расскажите, как надо охранять цветы, травы, насекомых.
- Ответы детей./На доске появляются знаки/.
4. Физкультминутка по профилактике нарушения осанки.
- Ребята, какую помощь мы уже оказали пруду?
- Посадили деревья, цветы. Прилетели птицы, насекомые…
- Осталось развести в пруду рыбу. Какая рыба водиться в озерах, прудах?
- КАРП, КАРАСЬ,…
- Давайте разведем этих рыб в нашем пруду, но сначала выполним физкультминутку…
/По выбору учителя/
- А теперь расскажите о правилах поведения у водоема./На доске появляется знак/.
- После отдыха у водоема, нельзя выбрасывать отходы в воду. Во время рыбной ловли, мелкую рыбу надо отпускать обратно в пруд. Нельзя купаться без присмотра взрослых.
IV. Самостоятельная работа.
- Вспомните друзей пруда, которым мы помогли вернуться домой:
ДУБ
СОЙКА
ЛАНДЫШ
ЖУК
КАРАСЬ
КАРП
- Какое слово здесь лишнее? (сойка) Почему?
- Эти друзья помогут вам выполнить самостоятельную работу.
/Каждый ученик получает карточку с индивидуальным заданием. Задания дифференцированы по трем уровням сложности./
- Молодцы! Ребята, с заданием вы справились и пруд говорит вам «Спасибо!»
V. Подведение итогов.
- Ребята, почему ПРУД сказал нам «Спасибо»?
/Ответы детей/
-Какую помощь вы можете оказать по охране природы?
/Ответы детей/
- Запомните эти слова:
Природу не уродуй,
Природу не обидь!
Родился человеком,
Так надо им и быть!
- Ребята, вспомните, пожалуйста, о чем просил нас ПРУД в конце своей телеграммы.
- «Научиться писать слова с новой орфограммой…»
- Мы выполнили его просьбу? Что же мы делали для этого?
1. Учились находить слова с новой орфограммой.
2. Учились проверять слова с парными согласными.
3. Учились писать слова с парными согласными.
4. Учились обозначать орфограмму.
- Как же проверить слова с этой орфограммой?
/Ответы детей/
Самооценка.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Поднимите зеленую карточку, кому сегодня было легко выполнять задания на уроке…
Поднимите красную карточку, у кого были трудности…
Не огорчайтесь, в следующий раз у вас все обязательно получится.
- Наш урок подошел к концу. Я хочу поблагодарить вас за активную работу, за уверенность в своих силах при получении новых знаний.
Скоро прозвенит звонок.
Собери в портфель, дружок,
Аккуратно, по порядку
Вещи: книги и тетрадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку 2 класс.
Разработка урока по теме "Суффикс" с презентацией....
Разработка урока по русскому языку 4 класс
В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений....
разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"
разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...
Разработка урока по русскому языку 1 класс
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России"Тема урока: Признаки предложенияТип урока: Урок рефлексии...
Разработка урока по русскому языку 2 класс
Разработка урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" программа "Школа России"...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...