Разработка урока по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Кулешова Викторина Станиславовна

Разработка урока по русскому языку во 2 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку во 2 классе

учителя начальных классов ГБОУ гимназии-интернат №664

Кулешовой Викторины Станиславовны

Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце                     слова».

Цель: развитие орфографической зоркости при написании слов с парными согласными на конце слов.

Формирование УУД:

предметные

* закрепление знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце слов;

* развитие умения применять полученные знания на практике;

* совершенствование умений распознавать слова с парными согласными на конце слов (развитие орфографической зоркости);

* актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных;

метапредметные

* развитие слуховой и оперативной памяти;

* формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;

* развитие устной и письменной речи;

* развитие логического и творческого мышления;

* развитие умения выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

* формирование познавательной мотивации (воспитание бережного отношения к природе, экологической грамотности);

коммуникативные

* умение строить работу с партнерами;

* умение правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

личностные

* умение оценивать свою работу и работу товарищей;

* умение находить причину успеха работы.

Используемое оборудование и  ЭОР:

* учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина;

* рабочая тетрадь учащихся;

* веер парных согласных у каждого ученика;

* сигнальные карты (карты оценивания) у каждого ученика;

* телеграмма с текстом;

* предметные картинки(дуб, желудь, сойка, еж, ландыш, жук, гриб, карп, карась);

* карточки для дифференцированной самостоятельной работы;

* экологические знаки;

* ребус слова «сойка»;

* схема-модель правила;

* карточки с буквами для составления маршрутного листа;

* http://www.school2100.ru/

* http://www.school2100.ru/uroki/osn programma/osn  programma1.php

* «1С:Школа.Игры и задачи, 1-4 классы»

I.Организация начала урока.

1. Организация рабочего места.

Дежурные (учитель) произносят строчки стихотворения: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?»

Дети проверяют готовность к уроку рабочего места.

Есть у нас девиз такой: «Все, что нужно, под рукой!»

2. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

- Доброе утро!

- Улыбнитесь друг другу.

- Садитесь.

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы во время работы на уроке, мы с вами в наших знаниях поднялись еще на одну ступеньку.

- Успехов вам и удачи!

3. Правила посадки.

У. – Руки на месте?

Д. – На месте!

У. – Ноги на месте?

Д. – На месте!

У. – Локти у края?

Д. – У края!

У. – Спина прямая?

Д. – Прямая!

 II. Актуализация знаний. Чистописание.                                       Постановка целей урока.  

1.Создание проблемной ситуации.

- Ребята, я сегодня пришла рано в гимназию и мне передали телеграмму, адресованную нам с вами. Давайте прочитаем?

« Здравствуйте, ребята! Я- небольшой лесной пруд. Как я был счастлив в кругу своих друзей. Деревья защищали меня от палящего солнца, цветы и травы радовали меня своей красотой, вокруг летали бабочки, пели птицы, рыбы плескались в моих водах. И вдруг случилась беда. Люди стали приезжать к моим берегам на отдых. Их поведение привело к тому, что я потерял своих друзей и остался один. Только вы сможете помочь мне. Если правильно выполните все задания на уроке и научитесь писать слова с новой орфограммой, то сможете вернуть моих друзей.»

- Почему же пруд потерял свою семью, своих друзей?

- Люди не выполняли правила поведения в природе.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

          Дерево, трава, цветок и птицы

          Не всегда умеют защититься.

          Если будут уничтожены они,

          На планете мы останемся одни.          

- С какой просьбой обратился к нам пруд?

- Хотите помочь пруду вернуть друзей?

- Отправляемся в экспедицию. Давайте запишем дату отправления. Открыли тетради. Взяли ручки.

На доске:              24  -преля.

                           Кла- -ная р-бота.

       (Запись в тетрадях с комментированием)

2.Составление маршрутного листа. Чистописание.

- Чтобы не сбиться с пути в нашей экспедиции, нам надо определить точное местонахождение пруда. Составим маршрутный лист.

                                А – Д – П

                                Б – О – Н

                                Г – В – У

- Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания: к этой букве можно попасть, если двигаться наискосок от буквы Г

- Д и Н

- Какая из этих букв обозначает парный согласный?

- Д

- Какие звуки обозначает буква Д?

- Буква Д обозначает два звука: [Д] и [Д*].

- Давайте дадим характеристику этим звукам.

- [Д]-согласный, звонкий, парный, твердый, парный.

  [Д*]-согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.

- А теперь давайте запишем дорожку, по которой доберемся до буквы Д. По какому принципу она составлена?

Дда  Ддо  Дду  Дды  Ддэ

- Скажите, на какие группы можно разделить все буквы?

- На гласные и согласные.

- А на какие группы можно разделить согласные звуки? 

- Звонкие (глухие), мягкие (твердые), парные (непарные).

3. Повторение о парных согласных.

- Итак, начнем возвращать друзей нашему пруду. Отгадайте, кого же вернем первым:

              Я из крошки-бочки вылез,

              Корешки пустил и вырос.

              Стал высок я и могуч,

              Не боюсь ни гроз, ни туч.

              Я кормлю свиней и белок –

              Ничего, что плод мой мелок.

- ДУБ

Работа в парах /догадайтесь, какой желудь, с какой буквой нужно «повесить» на дерево /

Работа с веером парных согласных. Проверка.

- Почему в лесу нельзя шуметь?

- Можно распугать зверей и птиц.

- Поиграем в игру «Молчанка». Я буду показывать на дерево, а вы при помощи веера, покажете, какая парная согласная пропущена.

- Почему на эти деревья нужно повесить желуди с буквами Б,В,Ж?

- Они обозначают звуки  [Б], [В], [Ж] – парные звонкие согласные.

- А почему здесь желуди с буквами С, Т, К?

- Они обозначают звуки [С], [Т], [К] – парные глухие согласные.

4. Словарно-орфографическая работа.

- Какая птица питается желудями? Узнаете, если отгадаете ребус.

(РЕБУС)

- СОЙКА /появляется изображение птицы/

- Вы поможете сойке вернуться на пруд, если правильно выполните задание.

Задание по вариантам со словами из словаря. Слова вывешены на доске:

1в. выпишет слова с парными глухими согласными

2в. выпишет слова с парными звонкими согласными

(город, мальчик, мороз, народ, морковь, арбуз, ученик, класс…)

- Выполним проверку, используя сигнальные карточки

(зеленый ц. – правильно, красный ц. – неправильно)

- Как же проверить парный согласный на конце слова?

/Подготовленный ученик/

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй –

Гласный рядом подставляй.

- Сколько существует способов проверки написания букв согласных на конце слов? Какие это способы?

- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Давайте попробуем составить план действий, используя ключевые слова. /План – на доске/

  1. Находить слова с орфограммой.
  2. Подбирать проверочные слова.
  3. Писать букву согласного на конце слова.
  4. Обозначать (подчеркивать) орфограмму.

- А вот и схема-помощница. Она очень пригодиться нам в работе.

                               / СХЕМА на доске/

- Наша СОЙКА спрашивает у вас, ребята, как нужно беречь деревья и птиц?

- Нельзя ломать ветки деревьев./На доске появляется знак/.

- Нельзя разорять птичьи гнезда./На доске появляется знак/.

5. Физкультминутка.

- А теперь давайте немного отдохнем.

/Под музыку П.И.Чайковского «Времена года»/

                        Руки подняли и покачали –

                        Это деревья в лесу.

                      Руки согнули, кисти встряхнули –

                      Ветер сбивает росу.

                      В сторону руки, плавно помашем –

                     Это к нам птицы летят.

                     Как они сели, тоже покажем:

                     Крылья сложили назад.

III. Закрепление ранее изученного материала.

- Отгадайте, кто спрятался под дубком:

                    Удивительный портной,

                    Нет катушки ни одной,

                    И машинки швейной нет,

                    И утюг не разогрет…

                    Но зато иголки есть.

                   Сколько? И не перечесть.

- ЕЖ

- Как будете вести себя при встрече с ЕЖОМ? Можно забирать его домой?

- Зверей нельзя забирать из леса домой, т.к. они могут погибнуть в неволе./На доске появляется знак/.

- Еж предлагает поработать нам с учебником. Если вы правильно выполните задание, то ЕЖ сможет вернуться к пруду.

- А какой согласный нужно писать в слове ЕЖ на конце?

- В слове ЕЖ надо писать парный согласный Ж, т.к. в проверочном слове ЕЖИ перед гласным слышится звук [Ж]

1. Работа с учебником.

/Учащиеся выполняют упр.242 на стр.155 с комментированием/

- В слове КАПРИЗ на конце слова надо писать парный согласный З, т.к. в проверочном слове КАПРИЗЫ перед гласным слышится звук [З].

/По ходу выполнения задания, ученики контролируют правильность объяснения при помощи сигнальных карточек/.

- Как вы проверяли написание парного согласного на конце слова?

- Подбирали проверочные слова, чтобы после согласного стоял гласный.

- Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли ЕЖУ.

2. Дидактическая игра «Посади цветок».

На доске записаны слова:

Зу(б)                                  Пру(д)                            Сне(г)

Ле(с)                                  Стол(б)                          Поез(д)

Дру(г)                                Ове(с)                            Гри(б)

Парохо(д)                        Бере(г)                           Коло(с)

Гер(б)                               Горо(д)                           Пиро(г)

Голо(с)                             Хле(б)                             Огоро(д)

Поро(г)                            Ястре(б)                          Сугро(б)

- Посадим дивной-дивной красоты ароматные… ЦВЕТЫ.

                   На зеленом шнурочке

                   Белые звоночки.

 - Что это за цветок?

- ЛАНДЫШ

/Игра носит соревновательный характер. Дети должны выбрать нужную букву и прикрепить в конце слова. Проверка происходит при помощи сигнальных карточек/.

- Как вы находили нужный цветок?

- Подбирали проверочное слово. Какой звук слышится перед гласным, такую букву согласного и пишем на конце слова.

- Молодцы, ребята, пруд благодарит вас за помощь.

3. Письмо по памяти.

- Выросли около пруда цветы, появились насекомые. Какие? Узнаете, если отгадаете загадку:

                           Два рога – не бык,

                           Шесть ног без копыт.

                           Летит – так воет,

                           Сядет – землю роет.

-  ЖУК

- Вот задание, которое предлагает нам ЖУК.

/На доске записаны словосочетания/

                          Красный мак

                          Вкусный пирог

                          Теплый шарф

                          Больной зуб

                          Вороний глаз

                          Уютный шалаш

- Прочитайте внимательно словосочетания. Постарайтесь запомнить.

/Через 1 мин. Закрываются вторые слова словосочетаний./

- Ориентируясь на первые слова, вспомните и запишите вторые слова словосочетаний.

- Проверяем./Открывается  полная запись/

- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. Молодцы!

Что объединяет слова, которые вы записали, между собой?

- Как проверить написание парного согласного на конце слова?

- Мы выполнили задание и помогли насекомым вернуться на пруд.

- Расскажите, как надо охранять цветы, травы, насекомых.

- Ответы детей./На доске появляются знаки/.

4. Физкультминутка по профилактике нарушения осанки.

- Ребята, какую помощь мы уже оказали пруду?

- Посадили деревья, цветы. Прилетели птицы, насекомые…

- Осталось развести в пруду рыбу. Какая рыба водиться в озерах, прудах?

- КАРП, КАРАСЬ,…

- Давайте разведем этих рыб в нашем пруду, но сначала выполним физкультминутку…

/По выбору учителя/

- А теперь расскажите о правилах поведения у водоема./На доске появляется знак/.

- После отдыха у водоема, нельзя выбрасывать отходы в воду. Во время рыбной ловли, мелкую рыбу надо отпускать обратно в пруд. Нельзя купаться без присмотра взрослых.

IV. Самостоятельная работа.

- Вспомните друзей пруда, которым мы помогли вернуться домой:

                                                ДУБ
                                              СОЙКА
                                              ЛАНДЫШ
                                              ЖУК
                                              КАРАСЬ
                                              КАРП

- Какое слово здесь лишнее? (сойка) Почему?

- Эти друзья помогут вам выполнить самостоятельную работу.

/Каждый ученик получает карточку с индивидуальным заданием. Задания дифференцированы по трем уровням сложности./

- Молодцы! Ребята, с заданием вы справились и пруд говорит вам «Спасибо!»

V. Подведение итогов.

- Ребята, почему ПРУД сказал нам «Спасибо»?

/Ответы детей/

-Какую помощь вы можете оказать по охране природы?

/Ответы детей/

- Запомните эти слова:

                               Природу не уродуй,

                               Природу не обидь!

                               Родился человеком,

                               Так надо им и быть!

- Ребята, вспомните, пожалуйста, о чем просил нас ПРУД в конце своей телеграммы.

- «Научиться писать слова с новой орфограммой…»

- Мы выполнили его просьбу? Что же мы делали для этого?

1. Учились находить слова с новой орфограммой.

2. Учились проверять слова с парными согласными.

3. Учились писать слова с парными согласными.

4. Учились обозначать орфограмму.

- Как же проверить слова с этой орфограммой?

/Ответы детей/

Самооценка.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Поднимите зеленую карточку, кому сегодня было легко выполнять задания на уроке…

Поднимите красную карточку, у кого были трудности…

Не огорчайтесь, в следующий раз у вас все обязательно получится.

- Наш урок подошел к концу. Я хочу поблагодарить вас за активную работу, за уверенность в своих силах при получении новых знаний.

                            Скоро прозвенит звонок.

                           Собери в портфель, дружок,

                           Аккуратно, по порядку

                            Вещи: книги и тетрадки.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс.

Разработка урока по теме "Суффикс" с презентацией....

Разработка урока по русскому языку 4 класс

В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений....

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Разработка урока по русскому языку 1 класс

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России"Тема урока: Признаки предложенияТип урока: Урок рефлексии...

Разработка урока по русскому языку 2 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" программа "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...