Морфологический разбор глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект и презентация для урока обобщения по теме глагол в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_glagola.docx | 28.9 КБ |
morf_razbor.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №585 Кировского района
Конспект отрытого урока русского языка,
проведённого в 4 «В» классе
Тема урока «Морфологический разбор глагола»
Дата проведения: 15.04.14
Учитель: Исаева Валентина Викторовна
Санкт-Петербург
2014 год
Цель урока: формировать умение выполнять морфологический разбор глаголов.
Задачи:
- обобщить изученное ранее о глаголах,
- совершенствовать знания учащихся о правописании личных окончаний глаголов,
- закрепить у учащихся умение определять спряжение глаголов,
- совершенствовать умение разбирать глаголы по составу,
- совершенствовать умение разбирать предложение синтаксически,
- совершенствовать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами,
- развивать самостоятельность мышления учащихся, речь,
- расширить кругозор учащихся,
- воспитывать аккуратность.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, памятки морфологического разбора.
План урока:
Этап урока | Планируемое время |
| 1 минута |
| 2 минуты |
| 2 минуты |
| 3 минуты |
| 5 минут |
| 2 минуты |
| 7 минут |
| 1 минута |
| 3 минуты |
| 2 минуты |
| 10 минут |
| 2 минуты |
| 2 минута |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
| ||
Проверили свою готовность к уроку, порядок на столе. Сегодня на уроке русского языка у нас будет много интересных заданий. Желаю вам успешно с ними справиться и быть внимательными! | Проверка своей готовности к уроку | |
| ||
Какую букву будем тренироваться прописывать? ка / кб / кв / кг /кд Что будем отрабатывать, прописывая эти буквосочетания? Пропишите в своей тетради. Вспомните и назовите глаголы, которые начинаются на букву «к». Молодцы! | Буква [ка]. Наклон письма и нижнее соединение букв. Крикнуть, кинуть, купить, красить… | |
| ||
Сегодня, мы узнаем новое словарное слово. А что это за слово, вы должны сами догадаться. Расшифруйте его: КСМНВТ Верно. Найдем его в словаре в конце учебника. Словарь: космонавт Какие орфограммы мы должны запомнить? Какая дата связана и почему? | Космонавт 12 апреля – день космонавтики. В этот день Юрий Гагарин совершил полёт в космос. | |
| ||
Перед вами текст. Устно вставьте пропущенные слова. 12 апреля 1961 года … мечта человечества о полётах в космос. Первым … Землю на космической ракете смоленский парень. Его … Юрий Алексеевич Гагарин. Вся планета … его подвигом. Что общего у этих слов? Что такое глагол? На какие две группы из можно разделить? Определите вид глаголов. Что необходимо сделать, чтобы верно определить вид глагола? Запишите глаголы в два столбика. Итак, Юрий Гагарин был первым космонавтом. | Осуществилась Облетел Звали гордится Это глаголы. Глагол – это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделали? и т.д., в предложении является сказуемым. Глаголы сов./несов. вида Задать вопрос. Осуществилась – сов.в. Облетел – сов.в. Звали – несов.в. Гордится – несов.в. | |
| ||
Составьте предложение со словом «космонавт». А вот какое предложение я составила для вас. Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните пропущенные орфограммы. Запись предложения под диктовку. Разберите предложение по составу, дайте ему характеристику. Назовите глагол. Какие его грамматические признаки вы можете назвать? | К_см_на_т выход_т в косм_с в специал_н_м скафандр_. кОсмОнаВт – кОсмос выходИт – 2 спр. космОс специалЬнОм – показатель мягкости, (в каком?) в скафандрЕ – П.п., 2 скл. Прост., повеств., невоскл., полн., распр., не осложнено. выходит 2 спр, наст.вр., ед.ч, 3 л. | |
| ||
А какие грамматические признаки глаголов вы знаете? Перед вами есть таблица, заполните ее, работая в парах. Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Верно. Мы научимся делать морфологический разбор глаголов (морфология – наука о частях речи). | У глагола мы можем определить спряжение и время. У глаголов наст. и буд. времени мы можем определить лицо и число. А у глаголов прошедшего времени мы можем определить род и число. О грамматических признаках глаголов. | |
| ||
Морфологический разбор выполняется в определенном порядке, так же как и морфологический разбор, например, имен существительных, который мы умеем делать. Итак, перед каждым из вас лежит карточка с порядком морфологического разбора. Выполним морфологический разбор глагола ВЫХОДИТ. У кого есть вопросы? Попробуем еще раз вместе. Составьте предложение из слов: Юрий, покоряла, улыбка, всех, Гагарин, удивительная. Запишите его. Выполним морфологический разбор глагола. | Выходит – гл. I.н.ф. – выходить II.Пост.пр. – 2 спр., несов.в. Непост.пр. – наст.вр., 3л., ед.ч. III.Космонавт (что делает?) выходит – сказуемое Всех покоряла удивительная улыбка Юрия Гагарина. Покоряла – гл. I.н.ф. – покорять II.Пост.пр. – 1 спр., несов.в. Непост.пр. – прош.вр., ж.р., ед.ч. III.Улыбка (что делала?) покоряла – сказуемое | |
| ||
| ||
Перед вами по 2 карточки. На синей карточке задание повышенной трудности. Выберите задание, которое вы хотите выполнить. На зеленой карточке задание «Спиши предложение. Сделай морфологический разбор глагола» На синей карточке «Вставь пропущенные буквы. Спиши предложение. Сделай морфологический разбор глаголов». | Ты мечтаешь о полёте в космос. мечтаешь – гл. I.н.ф. – мечтать II.Пост.пр. – 1 спр. Непост.пр. – наст.вр., 2л., ед.ч. III.Ты (что делаешь?) мечтаешь – сказуемое П_лёт пр_ход_т нормал_но, я вижу г_ризонт З_мли. проходит вижу | |
| ||
Догадайся, морфологический разбор какого слова представлен. Юрий Гагарин совершил полный оборот вокруг Земли за 108 минут. Все русские люди гордились своим соотечественником. … - гл. I.н.ф. – … II.Пост.пр. – 2 спр. Непост.пр. – прош.вр., м.р., ед.ч. III…. (что делал?)– сказуемое Хорошо, вспомним правописание личных окончаний глаголов. Запишите под диктовку. Взаимопроверка в парах. | Это морфологический разбор слова «совершил». Видишь небо, радуешься солнцу, летим в космос, очень старается, прошу остаться. | |
| ||
Выполните тест по теме «Глагол». | ||
| ||
Каким должен быть УЧЕНИК? У – Ч – Е – Н – И – К – | У – умным Ч – чутким Е – естественным Н – наблюдательным И – интересным К – культурным | |
| ||
Закончите фразы: Я знаю… Я умею… Мне понравилось… |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пятнадцатое апреля Классная работа
Пятнадцатое апреля Классная работа ка / кб / кв / кг / кд /
12 апреля – день космонавтики
12 апреля 1961 года ______________ мечта человечества о полётах в космос. Первым _______ Землю на космической ракете смоленский парень. Его _______ Юрий Алексеевич Гагарин. Вся планета ___________ его подвигом.
12 апреля 1961 года осуществилась мечта человечества о полётах в космос. Первым облетел Землю на космической ракете смоленский парень. Его звали Юрий Алексеевич Гагарин. Вся планета гордится его подвигом.
осуществилась облетел звали гордится На какие две группы можно разделить эти слова?
К_см_на_т выход_т в косм_с в специал_н_м скафандр_ .
Морфологический разбор глагола Часть речи I . н.ф . – II . Пост.пр . – спряжение, вид Непост.пр . – время, число, лицо (если есть), род (если есть) III . Синтаксическая роль в предложении
Составьте предложение: Юрий, покоряла, улыбка, всех, Гагарин, удивительная
Морфологический разбор глагола Часть речи I . н.ф . – II . Пост.пр . – спряжение, вид Непост.пр . – время, число, лицо (если есть), род (если есть) III . Синтаксическая роль в предложении
Догадайся морфологический разбор какого слова представлен: Юрий Гагарин совершил полный оборот вокруг Земли за 108 минут. Все русские люди гордились своим соотечественником. ________ - гл. I . н.ф . – _________ II . Пост.пр . – 2 спр ., сов. вид Непост.пр . – прош.вр ., ед.ч., м.р. III . ( что сделал?) _________ - сказуемое
Юрий Гагарин совершил полный оборот вокруг Земли за 108 минут. Все русские люди гордились своим соотечественником. совершил - гл. I . н.ф . – совершить II . Пост.пр . – 2 спр ., сов. вид Непост.пр . – прош.вр ., ед.ч., м.р. III . ( что сделал?) совершил - сказуемое
Вид ишь небо, раду ешь ся солнцу, лет им в космос, очень стара ет ся, прошу оста ть ся.
Каким должен быть ученик? у – ч – е – н – и – к –
Каким должен быть ученик? у – умный ч – е – н – и – к –
Я знаю… Я умею… Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по русскому языку "Морфологический разбор глагола"
Проведение модульных уроков даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся....
Презентация "Морфологический разбор глагола"
Презентация к уроку русского языка по теме "Морфологический разбор глагола"...
Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола.
Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола....
Конспект урока "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глаголов." 4 класс (Школа России)
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. ". Данный конспект...
Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Анализ и работа над ошибками
Технологическая карта. Обобщение знаний по теме глагол. Формирование умений правильно писать безударные глагольные окончания. ...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола." (4 класс)
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: совершенствование знаний и умений писать глаголы в настоящем и будущем времени; развивать умение выполнять морфологический разбор глагола.Задачи урока...