Исследовательская работа по русскому языку "Сладкая орфография"
проект по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ В НАУКУ»
СЛАДКАЯ
ОРФОГРАФИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛА: учащаяся 2 «А» класса МОУ «СОШ № 9 Сонковского района Тверской области»
Хитринцева Наталья;
РУКОВОДИТЕЛЬ: Кожеватова В.В., учитель начальных классов.
П. Сонково.
2013 -2014 уч. год.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение______________________________________________стр. 3
- История появления конфеты______________________________стр. 5
- О вреде и пользе сладкого________________________________стр. 5
- Описание работы_______________________________________стр. 7
- Вывод_________________________________________________стр. 9
- Заключение____________________________________________стр. 9
- Использованная литература______________________________стр. 10
- Приложение № 1
- Приложение № 2
ВВЕДЕНИЕ.
Очень часто дети слышат от взрослых, что поедание сладкого – вредное занятие, что от этого разрушаются зубы, портится аппетит, нарушается обмен веществ, а уж фантики и обертки от кондитерских изделий – вообще бесполезный мусор!
Насколько мне известно, многие ученые говорят о пользе сахара: он помогает работать нашему мозгу.
Тогда у меня возникли вопросы: «Если сладкое так вредно и бесполезно, почему же тогда на протяжении многих веков кондитерские изделия выпускаются в огромном количестве?», и, главное, «неужели фантики – бесполезный мусор?».
Так можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет?
Я попытаюсь это сделать!
Учительница мне рассказала о том, что основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.
Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Гипотеза:
1. Изучать орфографию можно не только на уроках русского языка;
2. На обёртках кондитерских изделий можно встретить слова с орфограммами русского языка.
Объект исследования: Фантики, обёртки от кондитерских изделий
Предмет исследования: Орфограммы русского языка
Цель: Найти орфограммы русского языка на фантиках от кондитерских изделий;
Задачи: 1. Изучить названия разных конфет.
2. Повторить изученные орфограммы.
3. Развивать орфографическую зоркость.
4. Повысить грамотность письма.
Методы исследования:
- Справочно-информационный;
- Наблюдение;
- Поисковый;
- Творческий поиск;
- Анализ и систематизация.
Предполагаемый результат:
- Создать «сладкий» орфографический словарик (Приложение № 1);
- Придумать упражнения для развития орфографической зоркости (Приложение № 2).
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОНФЕТЫ.
С латинского языка слово «конфета» переводится как «приготовленное снадобье».
Первые конфеты появились еще в Древнем Египте. Так как сахар в то время еще не был известен, вместо него употреблялись мёд и финики.
На Востоке конфеты делали из миндаля, фиги и орехов.
В Древней Руси конфеты делали из кленового сиропа, патоки и мёда.
Психологи утверждают, что самые искушающие конфеты, которые всегда хочется попробовать – шоколадные. Самые романтические – с клубничной начинкой.
Самые необычные конфеты – финские и китайские.
Самые известные и популярные в России конфеты – «Птичье молоко».
Когда говорят о великом изобретателе Томасе Эдисоне, вспоминают, по крайней мере несколько его самых известных творений: фонограф, аппарат для записи телефонных разговоров, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 патентов).
Но мало кто при этом знает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и бумажку, пропитанную парафином, которая послужила оберткой для конфет.
О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ СЛАДКОГО.
Ни для кого не являются секретом утверждение о том, что чрезмерное употребление сладкого может стать причиной нарушения обмена веществ в человеческом организме, ожирения, сахарного диабета и разрушения зубной эмали (кариеса, другими словами). Но, вы пробуйте всё это доказать сладкоежке…Он, просто не станет вас слушать, и объяснит это тем, что без сахара не представляет свою жизнь.
Если такой аргумент вреда – не аргумент, мы приведём вам результаты последних исследований учёных. Они сумели доказать, что любители сахара (как и любители жирных продуктов) из-за своих гастрономических предпочтений попадают в зону риска развития раковых заболеваний.
К тому же, мало кто знает о том, что такой сладкий белый порошок под названием «сахар» имеет одно не совсем полезное свойство – вытеснять из нашей крови витамины группы В, что в свою очередь может стать причиной серьёзных заболеваний, таких как склероз, инфаркт, заболевания сосудов.
Злоупотребление сахаром – сюда входит не только поедание сладкого, но и чай с сахаром, негативно влияет на опорно-двигательную систему человека. Ну, а что касается нашей кожи и волос, то ещё ни один сладкоежка, к сожалению, не мог сказать, что с этим у него нет проблем, кожа подвержена аллергическим высыпаниям, а, волосы – тусклые и ломкие. Не стоит также забывать о том, что чрезмерная любовь к сладкому у детей очень часто становится причиной неврозов и даже детской гиперактивности. Если это всё вместе положить на одну чашу весов, а с другой стороны положить наше сиюминутное удовольствие от сахара – не кажется ли вам, что равновесия между чашами весов не наблюдается? Скорее наоборот, явный перевес в пользу вреда сахара для нашего организма.
Означает ли это, что сахару – бой, и мы заносим его в свой «чёрный список» продуктов? Такое радикальное решение, как полный отказ от сахара, также не принесёт пользы вашему организму. Ведь, по сути, сахар – это тот продукт, который жизненно необходим для работы нашего самого главного органа – мозга. Недостаток сахара может отразиться не только на уровне вашей работоспособности, но может также стать причиной головокружения и сильной головной боли. Не правда ли, занятно – головной болью наш организм сигнализирует нам о том, что ему не хватает сахара…
Психологи также доказали тот факт, что люди, которые ограничивают себя в употреблении сахара – чаще страдают неврозами и депрессиями. Поэтому, если вы чувствуете, что начинаете впадать в депрессивное настроение – не доводите себя до крайней точки – лучше выпейте чай с сахаром. Как видим, в определённых случаях употребление сахара приносит даже пользу нашему здоровью. Похоже, что вся загадка заключается в том, сколько сахара мы употребляем. Шаг влево — приведёт нас ко вредному влиянию, шаг вправо – к пользе для здоровья.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ.
Таким образом, узнав о конфетах столько интересного, я решила работать над проектом «Сладкая орфография».
Для работы над проектом был разработан план:
- Изучение необходимой литературы и интернет-ресурсов;
- Сбор необходимого материала;
- Классификация орфограмм;
- Создание «сладкого» орфографического словарика;
- Разработка упражнений на формирование орфографической зоркости;
- Подготовка к презентации проекта.
В ходе работы над проектом, нам удалось собрать более 150 фантиков и оберток от кондитерских изделий с различными орфограммами.
В результате классификации они были разделены на следующие группы:
- Безударные гласные в корне, проверяемые ударением;
- Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова)
- Парные согласные в конце слова;
- Непроизносимые согласные;
- Написание буквосочетаний;
- Орфограммы с Ь;
- Написание имен собственных;
- Удвоенные согласные.
Наиболее часто встречающейся оказалась орфограмма «Написание имен собственных», редко встречаются в названиях конфет орфограммы «Удвоенная согласная» и «Непроизносимая согласная в корне».
В презентации мы представили только некоторые примеры орфограмм. В более полном объеме слова с орфограммами представлены в «Сладком орфографическом словарике» (Приложение № 1).
Кроме того, были составлены задания на развитие орфографической зоркости (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)
ВЫВОД.
Проделав указанную работу, я пришла к выводу, что моя гипотеза полностью подтвердилась: по фантикам от кондитерский изделий можно изучать орфограммы русского языка и, таким образом развивать орфографическую зоркость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключение хочется сказать, что вокруг нас столько интересной и полезной информации. Нужно только заметить ее!
СОВМЕЩАЙТЕ ПРИЯТНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- «Вред сладкого? Две стороны медали.» http://jhealth.ru/questions/why_dessert_harmful/
- «Польза и вред сладкого» http://foodinformer.ru/products/sladkoe
- Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости. / Н.Н Алгазина// Русский язык в школе. – 1981 – №3 – С. 32-37.
- Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. / В.В. Бабайцева // Русская словесность. – 2000 – №1 – С. 62-68.
- Борисенко О.В. "Орфографический словарь русского языка"
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/60316/ - Кленникова Е. Д. Орфографические минутки. / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. – 2010. -№9 – С. 14 – 15.
- Орфографический словарь русского языка
© ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006. © Б.З. Букчина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова. 100 000 словарных статей - Шевцова Ольга «Сладкая жизнь. Польза и вред сахара…» http://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Происхождение фразеологических оборотов"- проектная исследовательская работа по русскому языку
Лингвистическая компетенция — это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. Можно сказать, что на развитие лингвистической компетенции делается главный акцен...
Исследовательская работа по русскому языку "Слово "ОСЕНЬ"
Исследовательская работа учащихся 4 класса по русскому языку о слове "ОСЕНЬ" (презентация)...
научно-исследовательская работа по русскому языку
Работа подготовлена на районную НПК "Шаг в будущее"...
Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Предлог как часть речи"
Особенно хотелось бы выделить проблему употребления и у...
Исследовательская работа "История русской избы"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Как наши пр...
«Тайна имени» Исследовательская работа по русскому языку
Исследовательская работа по русскому языку "Тайна имени" выполнена ученицей 4 класса...
Исследовательская работа по русскому языку «Формирование навыка орфографической зоркости у младших школьников посредством алгоритмических действий»
Уровень грамотности современных выпускников – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у младших школьнико...